Составление рассказа о весне
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Знакомство детей о характерных особенностях времени года - весна; учить заботиться о природе, учить придумывать предложения  и передавать голосом чувство радости, удивления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомить детей о характерных особенностях времени года - весна; учить заботиться о природе, учить придумывать предложения и передавать голосом чувства радости, удивления.

Грамматика: согласование существительных с прилагательными.

Связная речь: составление рассказов на тему по опорным картинкам.

Развивать и активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь, наблюдательность, память, мышление, эмоциональность речи.

Воспитывать целеустремленность и настойчивость в поиске решения задач, воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой – либо проблемной ситуации.

Материал: Иллюстрации с изображением весны, картинки с признаками ранней весны, аудиозапись «голоса птиц», «ручей», карточки к дидактической среде «Четвертый лишний», стаканы с водой (на каждого ребенка), картинки: лампочка, костер, солнышко; сказочный персонаж- Дядюшка- Вопрос; большой лист бумаги (для имитации мостика); прищепки и маленькие веточки для физминутки; шкатулка с заданиями; круг в виде солнца.

Словарная работа: Весна,  солнышко, капель, проталины, ручьи, почки, теплее, ярче, журчать, таять, набухать, прилетать.

Предварительная работа: Чтение стихов, рассказ Л.Толстого «Пришла весна», рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей, коллективная работа с детьми по аппликации на тему:  «Скворцы прилетели», отгадывание загадок по теме.

Ход занятия.

Воспитатель. (Фея). Здравствуйте, мои милые! Я фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда я приглашаю вас к себе в гости.  Принимаете приглашение? (Да.) тогда будем отправляться в дорогу.

Дети под музыку подходят к плоскому изображению избушки.

Воспитатель. Чей же это домик? Как вы думаете, кто в нем может жить? (Предложения детей) . Сейчас я посмотрю. Ребята, там живет волшебник. Да вот беда: дома никого нет. Но за то в конверте  написано :  «Сказка». Хотите узнать. Что там за сказка спряталась? Давайте прочитаем!м( Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо)

«Жили – были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила , что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи. Чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».

Ребята. А дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки. Что на них изображено? (лампочка, костер, и солнце). Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое  поможет Весне? (Солнце). Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое?

Дидактическая игра: « Сравни и назови».

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.

Солнце желтое , как …(одуванчик).

Солнце круглое, как…(мячик).

Солнце ласковое, как…(бабушка).

Солнце румяное , как …(блинчик).

Сказка кончилась? (Нет). Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками? Давайте прислушаемся. Может звуки нам помогут? (Звучит аудиозапись «Ручей» ). Что вы услышали? (Шум , журчание ручья). Верно. Посмотрите . а в конверте есть еще карточки.

(Выставляются карточки с изображением  признаков ранней весны).

Давайте продолжим сказку. А карточки нам помогут.

- А сейчас отправляемся дальше. К моему Дядюшке Вопросу. Он подскажет нам куда идти дальше. Поприветствуйте его.

Дядюшка Вопрос. (за него говорит воспитатель) . Здравствуйте, ребята! Я охраняю путь в Страну слов и пропущу вас, если вы ответите на вопросы  и выполните задания, которые находятся  в моей  шкатулке. Какой вопрос достанете, на тот и отвечать будите. (Ребенок достает из шкатулки вопросительный знак и называет его цвет) Под этим  цветом прячется вопрос: «Какой предмет на  картинке лишний и почему?»

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

Дядюшка Вопрос: Хорошо! С этим вопросом вы справились, тяните следующий. А под этим цветом у меня не вопрос, а задание!

Воспитатель: Скоро появляются насекомые. Какие?  (Бабочки, жуки, муравьи).

- Как вы думаете, кто обрадуется тому, что появятся насекомые?  (Птицы).

Давайте представим , что мы в лесу. Где очень тихо. Закройте  глаза и слушайте.( Звучит аудиозапись « Голоса птиц»).

- Что вы слышите? Как называются птицы. Которые осенью улетают, а весной возвращаются ? ( Перелетные)

Дидактическая игра: «Хорошо - плохо».

- Что хорошего в том, что птицы улетают от нас?

- Что плохого в том, что птицы улетают от нас? ( Мы не видим птиц, не слышим их пения. Многие погибают не выдержав долгой дороги).

- Каких перелетных птиц вы знаете? Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой? (Проверяют старые гнезда, строят новые).

Физкультминутка

Давайте поможем птичке построить гнездо.

Под веселую музыку дети берут бельевые прищепки и , зажимая ими, как клювиками, веточки. Несут их в гнездо. Птичка благодарит детей.

Дядюшка вопрос: Молодцы, с этим заданием у меня еще никто не справлялся! Я решил пропустить вас.

Воспитатель: Спасибо Дядюшка Вопрос, но нам нужно отправляться дольше. До свидания!

Дядюшка вопрос рассказал мне, как идти дальше. Надо перейти мостик, а за ним начинается страна слов. Вот и мостик. По нему  мы речку перейдем, прямо пойдем, в Страну слов попадем.

Теперь присядьте, а я вам расскажу, что  мне еще сообщил Дядюшка Вопрос. Он поведал мне о том, что ключ от ворот находится на дне речки.

Чтобы достать ключ, нужно выполнить еще одно задание – нужно рассказать о воде. Ну что, справитесь?

- Как вы думаете, вода в реке твердая или жидкая? А еще какое состояние воды вы знаете? (Твердое - лед, газообразное – пар). У воды нет формы, значит она… (бесформенная). Устали? Попейте воды, утомите жажду. Какая вода на вкус? (у нее нет вкуса). Итак, вода какая? Молодцы! Вы много знаете о воде.

- А вот и ключ к воротам в Страну слов.

Воспитатель: Так в чем же главная причина того, что за  зимой обязательно приходит весна?

Приглашаю всех  пройти на нашу лужайку и сесть в кружок. (Дети садятся на ковер). Скажите, чем вам нравиться весна? Сейчас каждый будет говорить. Почему вам нравиться весна, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.

-Посмотрите . что у нас получилось? (Солнце). А вы его добрые умные лучики,  от которых всем тепло и радостно. (Вынимает из конверта бумажные солнышки). Солнышко дарит вам свои маленькие сувениры и благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие,  а страну слов? Как вы думаете, вы много узнали слов?

Теперь вы знаете, друзья,

Что есть чудесная страна.

Где тропинка и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Все прекрасное, роднгое.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Составление рассказа о весне с использованием компьютерной презентации"

Активизация словаря по теме "Весна", составление рассказа о весне с опорой на графический план, развитие внимания, памяти, творческого изображения....

Составление рассказа о весне

Знакомить детей о характерных особенностях времени года- весна; учить заботиться о природе, учить придумывать предложения и передавать голосом чувства радости, удивления....

«Составление рассказа о весне»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественного творчества в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с нарушением речи....

«Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группеТема: «Составление рассказа о весне с использованием мнемотаблицы»...

«Составление рассказа о весне» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....