Я выбираю ТРИЗ.
методическая разработка по развитию речи по теме

Журина Ольга Николаевна

 

      «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – писал Д.Родари.

      Обучение в школе и подготовка детей к нему в детском саду развивает в детях исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное. Но есть еще  такая категория – творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_vybirayu_triz.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Я выбираю ТРИЗ.

 

      «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – писал Д.Родари.

      Обучение в школе и подготовка детей к нему в детском саду развивает в детях исполнительские способности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное. Но есть еще  такая категория – творческие способности.

     Подчас они совсем упускаются из вида. Творческие способности – это нестандартный подход к решению задач, наличие подвижности мышления, умение создавать новые возможности решения задач. Овладеть механизмом развития творческих способностей может помочь теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

     Общаясь с ребенком можно наблюдать полет детской фантазии. То он изобретает детскую коляску будущего, то помогает зайцу убежать от волка, то создает сказочную птицу. Я знаю, как дети любят фантазировать. Эта особенность делает тризовские занятия очень интересными. На этих занятиях у детей развивается речь, манера обучения, исчезает скованность, заторможенность.

     Тризовские занятия направлены на развитие воображения, отличительной особенностью которого, по выражению Л.С. Рубинштейна, является своеобразный  «отлет от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто перестраиваются имеющиеся представления».

     Часто можно слышать такое выражение : «Ему не дано». Не дано, придумать, не дано решить, не дано мыслить, не дано любить.

Всем дано!

     Просто есть вещи, которым надо учить. И творчество здесь не исключение.

     Талантливое мышление по теории решения изобретательских задач предполагает системность мысли, умение видеть мир в противоречиях, способность генерировать неожиданные идеи.

       Например,  если задать детям вопрос – «Для чего нужен стул?», то дети становятся изобретателями:

- из него можно сделать домик

- из него можно сделать коляску

- а можно и машинку

-а если приделать колеса, то можно возить еду.

    Средства для развития воображения можно найти в каждом приеме. Мы приучили ребенка мыслить конкретными категориями.  

Часто мы говорим детям - драться это плохо.  Педагог вступает с детьми в диалог.

      Когда ты дерешься, что в этом хорошего?

Ответы детей:

    - когда защищаешь слабого – это хорошо

    - когда заступился за маму, за брата, сестру, друга  - хорошо.

    - когда выступаешь боксером – хорошо

    - когда защищаешь животного – хорошо.

А что в этом плохого?

   Ответы детей:

     - человеку будет больно

     - он будет плакать

     - он перестанет со мной дружить.

Игра «Хорошо-плохо»

(перелетные птицы).

Воспитатель:

     Что хорошего в том, что птицы улетают на юг?

 Дети:

    - там тепло

    - они увидят много интересного, когда будут лететь

    - они будут там греться на солнце

А что в этом плохого?

    - без них будет скучно

    - не будет слышно пения

    - кто-то может не долететь

   Постепенно подводим детей к понятию «противоречие».

Мы говорим детям, что в каждом предмете, явлении, поступке, есть хорошие стороны и плохие, полезные и бесполезные, красивые и безобразные.

      Необходимо с детских лет развивать в детях познавательные интересы.

Как писал великий Карнеги : «Человек питает больше доверия к своим собственным идеям, чем к тем, которые преподносят на серебряном блюдечке».                

       Рассказываю детям историю : «Заяц напился из экологически грязной лужи и  стал медленно бегать. Как ему убежать от волка?»  

        Ответы детей:

- улететь на воздушных шарах

- съесть витамины

- напоить его из этой же лужи

- поднатужиться и сделать большой прыжок

- сесть на спину медведю

- уехать на гоночном автомобиле.

       

         «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» – писал Сухомлинский.

          Если ты  хочешь, чтобы каждое занятие было  на 100% интересным, чтобы блестели глаза детей, чтобы тебе хотелось идти на работу, если ты хочешь удивляться, общаться с умными, думающими детьми – займись ТРИЗом.

Журина Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории. ДОУ «Светлячок» при войсковой части 92551, Ступинский муниципальный район Московской области.

Тел. 8-917-556-89-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я выбираю ТРИЗ.

ТРИЗ развивает талантливое диалектическое  мышление. ТРИЗ учит видеть мир в противоречиях, решать их, находить выход из любых возникающих ситуаций. Детям очень нравятся такие занятия. Они в восто...

Я выбираю ТРИЗ.

    «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – писал Д.Родари.      Обучение в школе и подготовка детей к нему в детском саду развива...

Я выбираю ТРИЗ.

    «Чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать» – писал Д.Родари.      Обучение в школе и подготовка детей к нему в детском саду развива...

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"

Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"...