Главные вкладки

    Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы «Лесные обитатели»
    план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) на тему

     

    В данном занятии дети учатся составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу. Закрепляют знания об обитателях леса и их жилищах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_igry.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект игры-занятия по развитию связной речи детей средней группы.

    «Лесные обитатели»

    (Составление описательного  рассказа о зайце).

    Программное содержание:  Учить детей  составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.  Закрепить знания об обитателях леса и их жилищах. Совершенствовать  грамматический строй речи (умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать прилагательные с существительными).

    Развивать  речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.

    Воспитывать  доброжелательное отношение ко всему живому.

    Оборудование:  Оснащение сказочного леса: деревья в снегу, пеньки.

                                 Игрушки животных – зайца, медведя.

                                 Макет сугроба- берлоги медведя.

                                 Атрибуты (маски) зайцев по количеству детей.

                                 Маска зайца  для воспитателя.

                                 «Волшебный» карандаш.

                                 Снегирь на ветке.

     

    Предварительная работа:  Наблюдение на прогулке: следы на снегу.

    Чтение : Сказка про храброго Зайца – длинные  уши, косые глаза, короткий

                   хвост.

                   Ушинский К.Д.  «Лиса Патрикеевна»,  «Жалобы Зайки».

                   Чтение потешек: «Зайцы скачут, скок, скок» , «Сидит, сидит зайка»  

                   с показом пальчикового театра.  

    Ход игры-занятия.

    Воспитатель:  Ребята, какое сейчас время года?

    Дети: Зима.

    Воспитатель: Как вы догадались?

    Выслушивает ответы детей и обобщает: Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. В городе его мало, потому что специальные  машины  чистят улицы, чтобы людям было удобно ходить. А в лесу снега много и там красиво, как в сказке. Хотите побывать в сказочном зимнем лесу?

    Дети: Хотим.

    Воспитатель: Ребята, даже в сказочном лесу зимой холодно. Что же нам делать?

    Дети: Надо одеться в тёплую  зимнюю одежду.

    Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы как будто надеваем зимнюю одежду (дети имитируют надевание).

    Дидактическое упражнение: «Скажи со словом «Зимний».

    Воспитатель:   Марина, у тебя шапка какая?

    Марина:  Зимняя.

    Воспитатель: У Алёши комбинезон какой?

    Алёша: Зимний.

    Воспитатель: У Саши  сапоги какие?

    Саша: Зимние.

    Воспитатель: Чтобы попасть в сказочный лес, надо произнести волшебные слова.  Повторяйте за мной «Раз-два, три, повернись.

                                                    В сказке леса окажись».

    Вот мы и в сказочном зимнем лесу. Сколько сугробов намело! Давайте пойдём и узнаем, кто же здесь обитает. Ребята, поднимайте выше ноги, чтобы легче было идти.

      По сугробам мы шагаем

    Выше ноги поднимаем

                                                   Раз-два, раз, два, три.

                                                   На полянку мы пришли.

    Как здесь красиво! Ёлка стоит в снегу, деревья и кусты тоже в снегу. Посмотрите, здесь сугроб. А внутри, среди поваленных веток кто-то спит.

                                                    Хозяин лесной

    Просыпается весной.

             А зимой, под вьюжный вой

           Спит в избушке снеговой.

    Кто там может быть?

    Дети: Медведь.

    Воспитатель:  Где спит медведь?

    Дети: В берлоге.

    Воспитатель:   Тише, не шумите,

                               Медведя не будите.

                               А тихонько посмотрите, как медведь во сне  облизывается.

                               Видно вспоминает,  как ел в лесу малину.

    Ребята, покажите, как медведь облизывается.

    (Дети широким языком облизывают верхнюю губу, затем нижнюю губу).

    Воспитатель: Пусть медведь спит, а мы пойдём дальше.

    Воспитатель: Наверно вы замёрзли.  Давайте погреем руки.

    Упражнение на развитие дыхания: «Согреем руки».

    (Сложить ладони вместе, поднести ко рту. Вдох носом. На выдохе произнести: «Ху-ху-ху» , потереть ладони, затем поднести ладони к ушам и потереть их).

    Воспитатель: Смотрите – чьи-то следы.  (Показывает детям заячьи следы).

    Кто-то здесь пробегал, останавливался у дерева, вставал на задние лапы и обгрызал кору с веток.

    Дети: Это заяц.

    Воспитатель: Где же заячий дом?

    Ответы детей.

    Воспитатель: У зайца нет дома. Днём он спит в снежной ямке – так теплее. А вот и он - сидит под кустиком. Сам белый, пушистый, уши длинные, короткий хвостик дрожит. Кто его испугал?

    Дети: Лиса.

    Воспитатель: Лисе нелегко догнать зайца.  Передние лапы у него короткие, а задние длинные и сильные.  Это помогает зайцу быстро бегать  и далеко прыгать. Нас он тоже боится.  Давайте наденем маски.  Заяц подумает, что  пришли его друзья-зайцы и  сразу  успокоится. (Дети  и воспитатель надевают на головы атрибуты зайцев).

    Воспитатель: Теперь можно  подойти  к зайцу и ласково с ним поздороваться.

    Дети произносят:

                                        «Здравствуй, зайчик».

    Воспитатель:  Как ещё можно сказать о зайчике?

     Дети:                          «Здравствуй, зайчонок».

                                        «Здравствуй, зайчишка»

                                        «Здравствуй, заинька».

    Воспитатель: Павлик, попроси зайчика прыгнуть на пенёк.

    Ребёнок: Зайчик, прыгни на пенёк!

    Воспитатель незаметно подходит к зайцу, берёт его и ставит на пенёк.

    Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиком.

    Игра: «Зайки белые сидят и ушами шевелят».

    Воспитатель: (Обращая внимание ребят на  снегиря, сидящего на ветке). «Ребята, снегирь сидит высоко на ветке и ему не видно зайчика. Давайте сядем на пеньки и расскажем ему, какого зайчика мы встретили.  

    Каждый  может взять зайчика на руки, он нас уже не боится,  рассмотреть его,   рассказать о нём что-нибудь хорошее и  осторожно передать другому. А я вам помогу. У меня есть «волшебный» карандаш и им можно рисовать картинки  на снегу. Эти картинки  помогут вам всё рассказать  о зайце: Какой он? Где живёт? Чем питается? Что может делать?  (Водит несколько раз по «сугробу» и незаметно выставляет алгоритм описания диких животных).

    Дети по очереди описывают зайца. (При затруднении воспитатель  начинает первую фразу: «Это зайчик. У него…»).

    Воспитатель: Ребята, кто хочет много рассказать о зайчике?

    Составление описательного рассказа 2-3 детьми.

    Воспитатель: Снегирю понравилось, как вы рассказывали.

    Воспитатель: Ребята, уже темнеет, нам пора  возвращаться. Давайте  попрощаемся со сказочным лесом и его обитателями. Снимайте маски. Скажем волшебные слова:

    «Раз-два-три,  повернись,

    В детском саде окажись».

    Как у нас тепло и хорошо. Снимайте теплую одежду.

    Воспитатель: Ребята, вам понравилось в сказочном лесу?

    Дети: Да, понравилось.

    Воспитатель: Вечером  расскажите  своим родителям о зайчике, которого мы встретили в сказочном лесу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"

    Консультация "Развитие связной речи детей средней группы посредством дидактических игр"...

    конспекты занятий НОД по развитию связной речи в средней группе

    Каждое занятие имеет конкретные цели обучающего, развивающего и воспитательного характера.Дидактические задачи представлены в форме игровых заданий, в которых отчётливо выступают побудительные мотивы ...

    Проект «Развитие связной речи детей средней группы через дидактические игры»

    Развитие  связной речи детей  средней группы через дидактические игры ...

    Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»

    Занятие по развитию связной речи детей средней группы Тема: «Трудное яблоко»Нашла мышь в лесу яблоко. Захотела мышатам гостинец отнести.Попробовала его поднять . Да не смогла. Тяжелое было...

    Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».

    Конспект занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей «Мы-чистюльки».Цель: развитие связной речи детей с использованием схем и моделейЗадачи: - ...

    Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

           Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...

    Презентация занятия по развитию связной речи детей средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”

           Презентация занятия  по развитию связной речи детей  средней группы через использование схем и моделей Тема: “Мы-чистюльки”      ...