Царица зима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Зиновьева Любовь Андреевна

Конспект  по развитию речи для старшей группы - "Царица зима"

 

 

 

 

 

 

 

МДОУ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида

№ 34 "СОЛНЫШКО"

Г.ВОСКРЕСЕНСК

ЯНВАРЬ 2012 ГОД

 

 

Программное содержание:
     Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; воспитывать культуру ведения диалога.
Материалы:
    
Дидактическая игра «Дополни картинку», дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Царица зима», картинки-
помощники к загадке, мяч, ледяная шкатулка с сюрпризом.

                                                       Ход занятия
Воспитатель:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!


-Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? ( О зиме.)
-Почему зиму называют царицей?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? (Зимние месяцы).
-Какие это месяцы? (Декабрь, январь, февраль.)
-Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, и.т.д.)
-Это вы описали зиму. А как описывают зиму поэты? (стих. С. Есенина «Белая береза»)
-Так описывает зимнюю березу С. Есенин. Как описывает зиму В. Степанов?
-Царица зима принесла на наше занятие много игр и развлечений. Ребята, посмотрите на картинку , какое время года здесь изображено?
-Почему вы решили, что на картине зима?
-А сейчас мы поиграем в игру «Дополни картинку». Вы объясните, какие изменения происходят с животными и людьми зимой.
-Как можно зиму назвать ласково? (Зимушка.)
-А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие.)
-Как называется день зимой? (Зимний.)
-Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники.
-А какие слова родственники можете назвать вы?
-А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?»
Клюшка нужна... ( хоккеисту )
Коньки нужны... ( конькобежцу )
Санки нужны.... ( саночнику )
Лыжи нужны... ( лыжнику )
Шайба нужна... ( хоккеисту )
-Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки.)
Физкультминутка
Морозы детям не беда
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Снег пушистый все летает,
А метель все завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем
И в снежки играть пойдем.

-Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые... (снежинки)
На поселки , на лужок
Все снижается
Вот веселье для ребят
Все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ...(снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка... (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил... (снег)
-Какие слова-отгадки здесь повторяются?
-А что это за слова? (Это слова родственники.)
-Так без чего не бывает зимы? (Без снега.)
-А теперь давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
-Какой снег на ощупь? (Холодный.)
-Холодный как что?
-Что еще бывает холодным? (Лед, лягушка.)
-Какой снег на ощупь? (Мягкий.)
-Как что? (Как вата.)
-Какой по цвету? (Белый.)
-Как что? (Как сахар.)
-Какой по весу? (Легкий.)
-Как что? (Как пух.)
-А сейчас опираясь на картинки, составьте загадку про снег.
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата,
Что это такое?
-Люди много наблюдали за явлениями природы. Так появились народные приметы, которые помогали людям «приспособиться» к природе. Давайте поиграем в игру «Вспомни примету» (Дети встают в круг, игра проводиться с мячом.)
Зима морозная – лето ... (жаркое).
Много снега – много ... (хлеба).
Иней на деревьях – значит быть ...(морозу).
Белее земля – зеленее ... (лето).
Много воды – много ...(травы).
Снег прилипает к деревьям к ... (теплу).
В феврале два друга ... (мороз и вьюга).
-Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме.)
-Что вам больше всего понравилось?
-Посмотрите, какую ледяную шкатулку подарила нам зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам сладкие леденцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное заятие «Помощники Царицы-Зимы»

Задачи:1.     Совершенствовать знания детей о родном городе и детском саде.2.     Закреплять знания сезонных изменений в природе.3.     Сове...

Познавательное развитие Тема: « В гостях у Царицы Математики»; « Спешим на помощь к Царице Математике!»

-   расширить знания детей о геометрических фигурах через организацию самостоятельной деятельности; закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пр...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Загадки царицы Зимы"

Конспект занятия с элементами эксперементирования. Закрепляет представление о эиме , свойствах снега...

Конспект занятия по познавательному развитию «Царица Зима» (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Царица Зима»(старшая группа)...

"Царица Зима"

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию...