"Царица Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Батталова Эльмира Марсовна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_razvitie_rechi.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №1»

городского округа город Салават

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по развитию речи

на тему: «Царица Зима»

                                                                                                             Подготовила: воспитатель Батталова Э.М.

Тема: «Царица Зима»

ДОО: «Речевое развитие»

Интеграция: Познавательное развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Интегрированные задачи:

Формировать умение строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением. Обогащать активный словарь детей. Совершенствовать умение рисовать гуашью.

Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес к природным явлениям. Учить замечать красоту зимнего пейзажа.

Ход организованной образовательной деятельности.

Дети стоят по кругу.

В: Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются). Теперь посмотрите на меня и повторяйте за мной.

  1. Артикуляционная гимнастика (2 -3 упражнения)
  2. Речевая зарядка:

МА –ма –ма –пришла снежная зима.

Ег –ег –ег – все засыпал белый снег.

Ки –ки –ки –любим мы играть в снежки.

Оз –оз –оз – щеки щиплет нам мороз.

Лю –лю –лю – зиму снежную люблю.

(Стук в дверь).

В: Кто-то стучится. Я пойду посмотрю. (Воспитатель заносит снежинку с запиской на лучике от Царицы Зимы. Показывает детям).

В: Это снежинка прилетела к нам и принесла от кого-то записку. А –а! Это от Царицы Зимы приглашение. (Слайд №1) (Воспитатель зачитывает: «Дорогие ребята, я хозяйка всего зимнего царства на земле – Царица Зима. Я хочу пригласить вас в мое царство – государство, чтобы вы познакомились со мной. До встречи!).

В: Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы Зимы? (Да). Тогда беритесь за руки и мы отправляемся в путь.

«По тропинке мы идем

И к зиме сейчас придём.

Встретит нас царица там,

Будет весело всем нам». (Слайд №2)

(Дети идут за воспитателем. Доходят до елочки).

В: Ребята, посмотрите, под ёлкой какой – то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем. (Воспитатель открывает сундучок, в нем загадки). Это загадки, попробуем их отгадать?

  1. Зимние загадки.

1.Все его зимой боятся

Больно может он кусаться

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице…(мороз)  (Слайд №3)

2.Был простой обычный дом,

Что же изменилось в нём?

Появилось украшенье –

Людям всем на удивленье.

Хрупкая и странная бахрома стеклянная… (сосульки)   (Слайд №4)

3.Под ногами у меня деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой…(лыжи)  (Слайд №5)

4.Он когда-то был водой, но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год на реке мы видим … (лед)   (Слайд №6)

5.Он и добрый, он и строгий, бородой до глаз зарос.

Красноносый, краснощекий наш любимый … (Дед Мороз)   (Слайд №7)

6.С неба он летит зимой. Не ходи теперь босой.

Знает каждый человек, что всегда холодный … (снег)   (Слайд №8)

В: А теперь последняя загадка:

Он из снега одного.

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет в миг

И растает…(снеговик)  (Слайд не появляется)

В: А увидите отгадку, если выполните одно задание. Подойдите к столам по два человека. На столах лежат разрезные картинки. Вы должны собрать картинки правильно и тогда на экране появится отгадка.

  1. Д/упражнение «Собери разрезную картинку». (После правильного выполнения упражнения детьми на экране появляется слайд №9 ).

В: Ребята, вы все молодцы! Отгадали загадки, собрали картинки. Зима знает , что вы любите сюрпризы. И она приготовила вам сюрприз. Это волшебные снежки с которыми мы сейчас поиграем. (Воспитатель раздает по одному снежку каждому ребенку).

  1. Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик». Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

«Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика». (Дети проговаривают слова и повторяют движения в соответствии с текстом).

В: Молодцы, давайте соберем комочки в корзинку и поиграем ещё в одну игру. Я буду зачитывать слова, а вы должны будете хлопнуть в ладоши, если услышите слово связанное с зимой, а если слово не связанно с зимой – то топнуть ногой.

  1. Д/игра «Зимние слова».

(Снегопад, дождь, мороз, льдинка, жара, снеговичок, руковичка, сани, Новый год, земляника, Дед Мороз, пальма, лыжня, бабочка, снежки).

В: Ребята, вы не устали? Я спросила потому, что наш старый знакомый Незнайка (Слайд №10) просит ему помочь. Поможем? (Да). Жители цветочного города – малыши и малышки, попросили Незнайку рассказать о зиме. Он рассказал,  но, как обычно, всё перепутал.

  1. Д/игра «Исправь ошибки».

«Июнь – это первый месяц зимы. С наступлением зимы начинаются морозы и люди надевают зимнюю одежду: шубы, футболки, валенки ,варежки, шорты, сапоги и сандалии. Зимой обычно дети катаются на коньках, лыжах, санках, на самокатах и велосипедах. Они лепят снеговиков, купаются в речке, загорают, строят снежные крепости. Мне очень нравятся зимние виды спорта – это хоккей, где хоккеисты клюшками в ворота забивают шайбу; фигурное катание, где изящные фигуристы танцуют на лыжах; горнолыжный спорт, где лыжники съезжают с горы на санках. Зимой мы встречаем самые волшебные праздники в году – это «Рождество» и «Новый год»  . Зима – это чудесное время года!»

(По ходу чтения текста воспитателем, дети исправляют ошибки).

В: Спасибо ребята, что вы помогли Незнайке. Я думаю, что вы устали. Садитесь за столы. Пусть ножки ваши отдохнут, а глазками посмотрите на то, что лежит у вас на столах. Перед каждым из вас лежат большие картинки. Рассмотрите их внимательно и поднимите руки вверх те, у кого изображена зима.

  1. Д/игра «Найди зимнюю картинку».

Дети поочередно выходят к доске и объясняют, почему они решили, что у них «зимние» картинки.

В: Мы сказали, что зима – чудесное время года. Объясните, почему? Расскажите, за что вы любите зиму.

  1. Составление творческих рассказов на тему: «За что я люблю зиму» (2 – 3 ребенка).

Затем воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин (Слайды №11, 12, 13). Взгляните, как увидели и изобразили зиму художники. Давайте и мы с вами попробуем нарисовать картинку на зимнюю тему. Но сначала подготовим пальчики к работе.

  1.  Пальчиковая гимнастика «Лыжники».

«Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

Время к обеду – весь лес обошли,

Дружно на лыжах домой мы пришли».

  1. Рисование «Забавные снеговички».

Итак, у каждого из вас на листочках изображен силуэт снеговика. Вам нужно будет раскрасить его, а потом, если захотите, дополните свой рисунок, что-то дорисуете.

(Воспитатель напоминает прием закрашивания, обращает внимание на правила рисования гуашью, осанку).

В: Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты и композиторы изображают зиму с помощью звуков. Вы будете работать под музыку П.И.Чайковского.

(Звучит запись «Декабрь. Святки»)

  1. Самостоятельное выполнение работы детьми

В: Какие красивые у вас получились картины. Я думаю, что Царица Зима осталась довольна вами, ведь вы так много рассказали о ней. Понравилась вам наша прогулка в царство Зимы? (Слайд №14)

А Царица Зима передала для вас подарки – вот эти снежинки. Они разные: веселые и грустные. Я предлагаю вам выбрать ту снежинку, которая соответствует вашему настроению. (Дети разбирают снежинки). А теперь поднимите свои снежинки вверх, мы посмотрим . Все выбрали веселые снежинки, как хорошо , что у всех хорошее настроение.

  1. Рефлексия.

А что вам больше всего понравилось в нашей прогулке? (Ответы детей).

А снежинками вы украсите свою комнату к приходу Деда Мороза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царица зима

Конспект  по развитию речи для старшей группы - "Царица зима"       МДОУ ДЕТСКИЙ САД комбинированного вида№ 34 "СОЛНЫШКО"Г.ВОСКРЕСЕНСКЯНВАРЬ 2012 ГОД...

Интегрированное заятие «Помощники Царицы-Зимы»

Задачи:1.     Совершенствовать знания детей о родном городе и детском саде.2.     Закреплять знания сезонных изменений в природе.3.     Сове...

Познавательное развитие Тема: « В гостях у Царицы Математики»; « Спешим на помощь к Царице Математике!»

-   расширить знания детей о геометрических фигурах через организацию самостоятельной деятельности; закреплять умение составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пр...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Загадки царицы Зимы"

Конспект занятия с элементами эксперементирования. Закрепляет представление о эиме , свойствах снега...

Конспект занятия по познавательному развитию «Царица Зима» (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию«Царица Зима»(старшая группа)...