Конспект комплексной итоговой деятельности по проекту "Наш Бажов" в старшей группе.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

В течение зимы и весны мы много говорили о писателе П.П.Бажове: читали его сказы, рисовали, лепили, а теперь, отправляемся в путушествие во времена сказов Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексной итоговой деятельности

по проекту «Наш Бажов» в старшей группе.

Цель: Закрепить знания детей о творчестве П.П.Бажова, доставить детям удовольствие от вхождения в мир сказки, театрального действа.

Задачи:

  1. Закрепить умение воспринимать и понимать сложный художественный текст.
  2. Воспитывать у детей любовь к родному краю, традициям и обычаям Урала через художественную литературу
  3. Через мнемический прием ассоциаций учить детей узнавать сказы Бажова.
  4. Развивать творческие способности детей, предоставить возможность вхождения в образы героев сказок, выражение их в танце, песне, игре.
  5. Развивать мыслительные операции, умение фиксировать результаты, делать выводы.
  6. Воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки.

Оборудование:

  1. Костюмы в русском стиле для детей.
  2. Портреты П.П.Бажова.
  3. Лента времени, где отмечены необходимые даты (наше время, годы жизни писателя, время жизни героев сказов).
  4. На столах предметы из уральских камней, работы детей по теме проекта, книги Бажова.
  5. Оформление зала в стиле Уральских сказов.
  6. Шкатулка с предметами – загадками.

Ход занятия.

Вед: Ребята, в течение зимы и весны мы много говорили о писателе Бажове, посмотрите на его портреты. Мы читали многие его сказы, полюбили его героев. События сказов рассказывают нам о давних временах, где люди жили, одевались и даже говорили по-своему. Вам хотелось бы побывать в старине, самим посмотреть эти удивительные события?

- Но я не знаю, как туда попасть. Придумала! Очутиться в далеком прошлом нам поможет лента времени. Покажите, где живем мы, где жил Бажов и куда мы сейчас отправимся. Чтобы не выделяться среди героев сказов надо выглядеть как они. Посмотрите друг на друга – как вы одеты. Почему?

- Итак, отправляемся в путешествие.

Звучит музыка, дети забегают в зал.

Дед Слышко  «разводит костер».

Дед

-Эй, кто там? Что за люди у казенного места в поздний час? По какому праву? А?!

Дети

- Это мы – ребята заводские…

Дед

- Да не мыкай, а толком отвечай – кто идет.

Дети

- Прости, дедушка. Мы за сказками пришли

Дед

- За сказками?! Придумали тоже! Сказки – это, слыш-ко, про Курочку Рябу да золотое яичко. Вы, поди, опоздали такие сказки слушать! Про старинное житье расскажу. Только это не сказки, а сказы да побывальщина называется. А почему сказы? – вы мне скажите.

( Не все, что рассказывается в них выдумка, о жизни тяжелой мастеровых людей и о трудном детстве правду писал Бажов.)

Дед:

- Эх, вы, скворчата, за день набегались, накричались, теперь ушам охота работу дать? Ладно уж, расскажу вам.

Мальчик

- А это новая сказка?

Дед

- Есть такая сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свое богатство. Пояс был огромных размеров. Однажды великан растянул его, и пояс лег через всю землю. Так образовался Уральский хребет.

   «Урал» означает  «пояс». Длина его 2500 километров. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. Проживали здесь всегда люди знатные: мастера великие да затейники. Чудеса творили презанятные, с огоньком, с задором, с умелинкой.

 Именно таких людей мы встречаем в Уральских сказах Павла Бажова.

 Павел Бажов говорил: «Пиши да пиши сказы и укладывай в одну шкатулку»

- Э-хе-хе… Много сказов знает дед Слышко. Вижу, и вы их любите слушать. Я не ошибся? Сейчас проверю.

Вот, ребятушки, отгадайте о ком идет речь…

Кто-то сидит у окошка в избушке

А маленький козлик стоит на опушке

Ударит копытцем – каменья летят,

И россыпи их под луною блестят

С козленком рядом кошка Муренка,

И смотрит на них из окошка…..(Даренка)

Дед:

- Из какого сказа Муренка и Даренка?

- Как вы догадались?

Вед:

- А ребята-то наши знают песню о «Серебряном копытце» Хочешь, дед Слышко, её послушать?

                      Песня «Добрая сказка»

Дед

- Вторая загадка.

Шапочка Лейко

Говорит «Смелей-ка»,

С горки катится на нас…..(Голубая змейка)

Дед:

- Кто такие, Ланко Пужанко и Лейко Шапочка?

- Почему при встрече с голубой змейкой нужно быть смелым?

- Какую закличку придумал Лейко? Кто появлялся?

- Почему Голубая змейка говорила, -  «Из моих кругов никто не выйдет, если сама не уберу»? (Пришла посмотреть на охотников золото без работы добыть).

                          Игра «Голубая змейка».

             Эй-ка, эй-ка, голубая змейка!

           Объявись, покажись! Колеском покружись!

Дед

3.  Как куклёнка, девочка

     Спляшет вам с припевочкой

     Появится в огне

     Как зовут? Скажи-ка мне….         (Огневушка -поскакушка)

Дед:

- Откуда появлялась девочка? (из угольков)

- Во что она одета?

                         Игра с платочком.

Дед

4. Смотрит Степушка, глядит, девица на камушке сидит.

     А сама-то – красота, у нее длинная да черная коса.

     Оглянулся он, и в тот же миг – ящерка на камне том сидит.

     Назовите-ка, друзья, о ящерке какой рассказываю я?

- Как вы догадались?

                    Заходит Хозяйка Медной Горы.

- Здравствуйте, друзья, угадали, кто же я?

 Конечно, хозяйка я медной горы, и все богатства тоже мои. Хочу – награжу, а хочу – накажу за жадность, за ложь, за плохие дела. Но не за тем я сегодня пришла. Сюрприз я для вас принесла. Но только умным, любознательным детям покажу его я. Сейчас проверю, вы готовы, друзья?

 

      Игра «Чудесная  шкатулка»

  1. пуговица («Малахитовая шкатулка»). Кто подарил Танюшке пуговицу? Что видела она в пуговице?
  2. 3 перышка («Синюшкин колодец»). Откуда у Ильи перышки появились? (память о бабке Лукерье). На что наговорены были? (белое на веселый день, черное – на спокойную ночь, рыженькое – на красное солнышко).
  3. Узелок («Серебряное копытце»). Что было в узелке у Даренки? Для чего она взяла веревку? Поймала ли Даренка Козлика?
  4. Бусинки («Медной горы хозяйка»). Что за бусинки дала Хозяйка медной горы Степану?
  5. Обруч – желтый браслет («Голубая змейка»). Что обозначает золотой обруч? Какой был второй обруч? Что он обозначает? (золотой – богатство, отводит беду от детей, черный – беда, ссора, раздор).
  6. Каменный цветок («Каменный цветок»). Из какого камня Данило свой цветок сделал?
  7. Платочек или уголек («Огневушка поскакушка»). Что за знак подавала Огневушка-Поскакушка старателям? (где она покажется там и золото).
  8. Зеркальце («Таюткино зеркальце»). Почему зеркало Таюткиным назвали?(она его нашла). Что случилось с большим зеркалом? (рассыпалось).
  9. Змея («Великий полоз»). Всегда ли Полоз змеёй по земле ходит? Кому он золото показывает? От кого отводит?

Дед

- А девицы-красавицы, шкатулочку берите, и хоровод с ней заводите…

                 Хоровод «Шкатулочка»

Хозяйка

- Сделал мастер чудо - каменный цветок,

   Получил в подарок этот перстенек…

Игра «Перстенек»

Покатился перстенек через поле и мосток.

К кому перстень попадет, тот сейчас плясать пойдет.

Где ты, перстень-перстенек, ты подай свой голосок.

(Ребенок с перстеньком выходит в круг и танцует)

Дети садятся на стульчики

Дед -  В народе говорят «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам – урок».

Чему, ребята, научили вас сказы Бажова?

(- не ссориться; поступать правильно; не хвастать; не драться; говорить правду; любить Родину; уважать старших; трудиться и уважать труд других.)

Вед:

- А еще ребята стихи знают о сказах П.П.Бажова.

Стихи

1. Вечерний костер и старую вышку,

    И думную гору, и дедушку Слышко

    Представил я сразу. За ясное слово,

    За чудные сказы спасибо Бажову.

2. Приволье, раздолье – родной наш Урал!

    Твои камнерезы, твои мастера

    Такое своими руками творили,

    Что мертвые камни у них говорили.

3. Огнем загорались цветные каменья

    И сказы рождались нам в поученье.

    Он трогает словом и сердце и разум

    Спасибо Бажову за чудные сказы!

Хозяйка:

- А в заключении моя загадка:

В глубине горы рождён.

Все притягивает он.

С виду вроде, невелик,

А затейник и шутник.

Вы иголку потеряли,

Он поможет вам всегда,

Даже в стоге сена

Найдет ее без труда.

И гвоздь к нему прилип.

Это чудо -   (магнит).

- А вы знаете, что такое магнит?

Дети:

- Притягивает железо.

Хозяйка:

- Почему магнит притягивает железо?

- Зачем нужен магнит?

- Как его используют люди?

- Что бы вы хотели узнать о магните?

- Как об этом можно узнать?

- Где можно узнать?

- Кто может рассказать?

- Вижу, дети вы любознательные, пытливые, сможете найти ответы на свои вопросы, и взрослых, если надо спросите, значит, не зря читали вы сказы Бажова, многому они вас научили. А о магнитах и других камнях из моих кладовых вы еще много узнаете.

Вам сегодня принесла одно из чудес моих в подарок.  (Дарит детям магниты).

Хозяйка:

    В который раз склонимся мы над книжкой,

    Впитаем мудрость этих слов.

    Нам не забыть рассказов деда Слышко

    Спасибо, добрый дедушка Бажов.

Вед:

- Закончилось наше путешествие в старину, во времена сказов Бажова. Я думаю, что вам это путешествие понравилось и запомнилось. А сейчас пора возвращаться в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по художественному творчеству в старшей группе "Наша Армия сильна" с использованием технологий открытого образования ИКТ

В конспекте комплексного занятия по художественному творчеству "Наша Армия сильна"  с использованием технологий открытого образования ИКТ в старшей группе интегрированы образовательные области "Х...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "На помощь Золотой рыбке" (итоговое)

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове; продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей   Развиват...

Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»

Цели деятельности педагога:Образовательная цель:- вспомнить содержание русских народных сказок «Три медведя», «Репка»; развивать связную речь; закрепить у детей знание известных им стихов и жела...

Итоговый конспект коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Цветы» (старшая группа компенсирующей направленности)

Данное итоговое занятие направлено на закрепление знаний по разделам программы: "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории", "Связная речь". В занятии использ...

Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»

Конспект комплексного итогового занятия НОД во II младшей группе «Сундучок сказок»....

Комплексное итоговое занятие "Весна пришла" в старшей группе

Закрепить знания детей о весне, об изменениях в живой и неживой природе, в жизни людей; активизировать словарь по теме, упражнять в употреблении прилагательных; учить детей создавать солнечные образы ...