Итоговый конспект коррекционно-развивающей деятельности по теме: «Цветы» (старшая группа компенсирующей направленности)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Маркина Инна Петровна

Данное итоговое занятие направлено на закрепление знаний по разделам программы: "Звукопроизношение", "Лексико-грамматические категории", "Связная речь". В занятии используется ИКТ и здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая коррекционно-развивающая  образовательная  деятельность

по теме: «Цветы»

(старшая группа компенсирующей направленности)

Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».

Цель: активизация, закрепление и систематизация  знаний о цветах: полевых, садовых и первоцветах.

Коррекционно-образовательные задачи:

закрепление  навыков словообразования и словоизменения (существительных с глаголами, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением;

развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов;

развивать общие речевые навыки (чёткость дикции, правильное произношение);

совершенствовать фонематическое восприятие;

развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности;

стимулировать формирование интереса к учебной деятельности;

воспитывать  у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

упражнять в правильном дыхании, формировать дифференцированный вдох и выдох, развитие координации речи с движением.

Оборудование: картинка «Пчёлка Майя»; картинки с изображением садовых, полевых, цветов, первоцветов; дидактическая  игра «Посади цветы»; картинка  «Первое свиданье» Т.А. Ткаченко; схема частей цветка; разрезные картинки; дидактическая игра «Цветочный город»; дидактическая игра «Путешествие пчелы»;  раздаточный материал для составления звуковых схем и составления схем предлогов; схема описательного рассказа; мнемотаблицы для разучивания скороговорки.

Методы и приемы:

  • наглядные – показ иллюстративного материала, мнемотаблица, схема для составления описательного рассказа;
  • словесные - проговаривание речевых элементов за педагогом, за другими детьми и хоровое проговаривание, указания на выполнение заданий, репродуктивные вопросы, оценка детской речи;
  • практические - дидактические игры, разрезные картинки.

Словарная работа: закрепление изученного материала, автоматизация  звукопроизносительных навыков, словоизменение, развитие фонематического слуха и  связной речи, закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов, составление звуковой схемы.

Список литературы:

  1. «Лексические темы по развитию речи детей 4-8  лет» (методическое

пособие)/Л.Н. Арефьева.- М.:1992 г., стр. 67.

  1. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (издание

развивающего обучения)/Н.Э. Теремкова, ООО «Издательство ГНОМ». - М.: 2011 г., стр.26.

  1. Программа логопедической работы по преодолению общего

недоразвития  речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Издательство «Просвещение», 2009.

Предварительная работа:

наблюдения за цветами в природе на прогулке, отгадывание загадок о цветах, чтение стихов о цветах, чтение сказок и рассказов о цветах, разучивание пальчиковых упражнений и упражнений на координацию речи с движением, повторение названий весенних месяцев.

Ход  коррекционно-развивающей образовательной деятельности

1. Организационный момент

Логопед: К нам сегодня пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им.

Какое сейчас время года?

Дети: Время года - весна.

Логопед: А какая весна?

Дети: Поздняя весна.

Логопед: Какой месяц сейчас идёт?

Дети: Сейчас идет месяц май.

Сядет тот, кто отгадает загадку.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(Одуванчик)

Голова на ножке,

В голове горошки.

 (Мак)

Мы яркие как пламя,

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь дикими

Алыми…

(Гвоздиками)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчики)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыши)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

Стоит в саду кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник)

Яркие, пахучие-

Ай-ай-ай! Колючие!

(Роза)

На садовой, на дорожке

Белый колокол на ножке.

Аромат всех пьянит,

Пчёл и бабочек манит.

(Лилия)

Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный словно пан,

Нежный, бархатный…

(Тюльпан)

Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу.

(Астра)

Логопед:  Молодцы. Сядем правильно и  красиво.

2. Постановка учебной цели

Логопед:  О чём были загадки? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы сегодня будем говорить о цветах.

Логопед:  Да, верно.

Логопед:  А кто из насекомых любит цветы?

Дети: Пчёлы.

Логопед:  Правильно.

«Пчёлка Майя прилетела  играть,

О любви к цветам расскажет опять».

3. Дидактическая игра «Посади цветы»

Логопед: Один, два, три картинку пчёлки  переверни.

Поиграем в игру  «Посади цветы».

Дети: Я посажу розу в саду, на клумбе.

           Я посажу василёк в  поле, на лугу.

           Я посажу первоцветы в лесу.

Логопед: Хорошо, правильно посадили цветы.

Пчёлка Майя:

 «Вы ребята молодцы,

Посадить смогли цветы».

4. Закрепление изученного материала

Логопед: Пчёлка Майя спрашивает, а какие бывают цветы?

Дети: Цветы бывают садовые, полевые, первоцветы.

Логопед:  Что делают цветы?

Дети: Цветы могут расти, вырастать, расцветать, вянуть, распускаться, радовать.

Логопед: Зачем сажают цветы?

Дети: Цветы сажают для красоты, чтобы дарить другим людям на праздники.

Логопед: Молодцы, правильно ответили на вопросы пчёлки.

5. Пальчиковая  гимнастика «Цветы»

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует –

Цветики волнует.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Упражнение  «Цветок», постепенно всё шире разводят пальцы рук.

Двигают ладонями, сложенные «цветком», вправо-влево, одновременно шевеля пальцами.

Постепенно смыкают пальцы, выполняя упражнение «Бутон».

Покачивают бутонами вперёд-назад.

Подкладывают сложенные вместе ладони под щёчку.

6.«Называние частей цветка»

Пчёлка Майя:

«Много у цветка частей,

Назовите их скорей».

Логопед: Назовите части цветка так: «У всех цветов есть…»

Дети: У всех цветов есть корень, стебель, листья, цветок и  лепестки.

Пчёлка Майя: 

«Молодцы, все ответы хороши,

Вы уже не малыши».

7. «Собери картинку»

Логопед: Пчёлка Майя принесла вам конверты с секретом. Возьмите конверты и откройте их.  Соберите из частей цветы.

Дети собирают разрезные картинки.

Логопед: Какой цветок у тебя получился?

Дети: У меня получилась роза.

Логопед: Назовите свои цветы ласково.

Дети называют ласково свои цветы.

Логопед: Молодцы, ваши ответы радуют меня и пчёлку Майю.

Положите  картинки в конверты.

Уберите конверты   на край стола.

9. «Поймай слово»

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите слово,  подходящее к цветам:

мак, дерево, одуванчик, расцветать, снежинка, полевой, летит, клумба, листопад,      лепестки.

Логопед: Вспомните  слова подходящие к цветам.

Дети: мак, одуванчик, распускается, полевой, клумба, лепестки.

Логопед: Молодцы,  все справились с заданием.

10. Физкультминутка  «Пчёлка и цветы»

Села пчёлка на цветок,

Опускает хоботок.

Розы, ландыши, ромашки

Кормят пчёлку и букашку.

Дети приседают.

Руки вниз.

Встают и поднимают руки  

вверх.

Хлопают в ладоши.

11. «Цветочный город»

Логопед:

Придумайте название улице, на которой растёт много роз,  васильков,

одуванчиков…

Дети: Улица - розовая, ароматная, прекрасная, красная, садовая, душистая.

Улица - васильковая, голубая, красивая, синяя.

Улица - одуванчиковая, желтая, белая, пушистая, мягкая, солнечная.

Логопед: Красивые названия улиц придумали.

12. Дыхательное упражнение «Цветочек».

Логопед: Выполним дыхательное упражнение.

Соберём лепестки цветов в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их.

Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха).

13. «Путешествие пчелы»

Пчёлка Майя: 

«За нектаром отправляюсь,

Вкусным сделать мёд стараюсь».

Логопед: Дополните предложения предлогами.

«Однажды летним днём пчелка Майя отправилась собирать нектар для мёда.

Сначала покружилась  (над) васильком.

Потом подлетела (к) колокольчику.

Села  (на) ромашку.

Собрала пыльцу (с) тюльпана.

Но самая вкусная пыльца была у красного мака, который рос (в) саду».

Дети сажают пчелу на цветы и находят соответствующую схему обозначения предлогов.

Логопед: Молодцы, пчёлка Майя  благодарна вам.

14. «Составь слово»

Логопед:  Покажем, пчёлке Майя,   как мы умеем  составлять звуковые схемы слов. Составим звуковую схему слова  «МАК».

Устный анализ схемы:

Сколько всего слогов в слове «мак»?  (В слове «мак» всего 1 слог).

Как мы это определим?

Назовите 1, 2, 3 звук.

Составим схему слова «мак».

Дети составляют самостоятельно на столах.

Сколько всего звуков в слове «мак»?  (В слове «мак» всего 3 звука).

Сколько в слове «мак» гласных звуков?  ( В слове 1 гласный звук).

Назовите этот звук.

Сколько в слове «мак»  согласных  звуков?  (в слове 2 согласных звука).

Назовите согласные звуки по порядку.

Логопед:  Посмотрите,  а вот пчёлка Майя тоже составила схему слова «мак». Правильно,  составлена схема слова?

Дети: Неправильно.

Исправьте ошибки пчелки Майя.

15. «Расскажи-ка»

Логопед: Нарисуем цветы для нашей пчёлки Майя, но не руками, а словами.  А поможет нам в этом  схема. Послушайте, как это сделаю я.

«Я нарисую василёк. Это василёк. Василёк ярко-синего цвета. У василька есть корень, стебель, листья, цветок и  лепестки.  Василёк растет в полях, на лугах. Василёк – полевой цветок. Нектар василька добавляют в духи, шампуни, мыло.  Васильки можно дарить людям на праздники.  Я люблю васильки».

Логопед:  Кто попробует составить свой рассказ  (дети составляют рассказы о цветах  с опорой на схему).

«Я нарисую розу. Это роза.  Роза красная. У розы есть корень, стебель, листья, цветок и  лепестки.  Роза  растет в саду, на клумбе. Роза - садовый цветок. Нектар розы добавляют в духи, мыло.  Розы  дарят  людям на праздники.  Я люблю розы».

«Я нарисую ландыши. Это ландыши.  Ландыши маленькие, белого цвета, похожи на бусины. У ландыша есть корень, стебель, листья, цветок и  лепестки.  Ландыш  растет в лесу, ранней весной. Ландыш – это весенний  первоцвет. Нектар ландыша добавляют в духи, мыло.  Я люблю ландыши».

Логопед:  Молодцы, хорошие  рассказы составили.

16. Проговаривание  скороговорки.

Логопед: 

«На схему пчёлки посмотрите

Скороговорку проговорите».

«В палисаднике у Лили

Лейкой лилии полили».

Дети поочередно проговаривают чистоговорку, затем хором.

17.  Итог деятельности детей

 Логопед: О чем мы сегодня говорили?

Дети:  Мы говорили о цветах.

Логопед: Понравилась вам играть с пчёлкой Майя? Какие игры вам понравились?

Логопед: Назовите свои любимые цветы.

Дети называют свои любимые цветы.

18. Оценка деятельности детей

Логопед: Сегодня все хорошо занимались, старались. Молодцы! За это пчёлка Майя дарит  вам свои фотографии, разукрасите их  после сна. Тихо встанем. Попрощаемся с гостями,  скажем дружно: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности «Портрет мамы»

Цель: Вызвать у детей желание сделать маме подарок - нарисовать её портрет. Задачи: Учить детей в рисунке правильно располагать части лица. Закрепить знания детей о жанре живописи - портрете...

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Транспорт» для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Транспорт»для детей старшей группы компенсирующей направленности V вида...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Игрушки» (по Н.В.Нищевой).

Цель: способствование развитию математических навыков, представлений детей об игрушках, мыслительной и речевой деятельности....

Конспект непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшей группы компенсирующей направленности

Конспектнепрерывной образовательной деятельности воспитателяс детьми старшей группы компенсирующей направленности«В гостях у сказки «Колосок»...

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР«День рождения Робота Винтика» Тема: «...