«Сад. Парк. Луг, или Путешествие маленького Бельчонка».
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Плаксюк Лариса Николаевна

Конспект итогового занятия по лексической теме "Сад. Парк. Луг" в подготовительной логопедической групп 

Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ПИНГВИНЕНОК»

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

в подготовительной логопедической группе

 «Сад. Парк. Луг, или Путешествие маленького Бельчонка».

Реализация образовательных областей: «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация».

конспект подготовила

воспитатель

 Плаксюк Лариса Николаевна.

ЗАТО Александровск

Г.Снежногорск

2012 г.                            

Тема: «Сад. Парк. Луг, или Путешествие маленького Бельчонка».

Тип: итоговое занятие  по лексической теме «Сад. Парк. Луг».

Возраст: 6-7 лет.

Предварительная работа.

Дидактические игры:  «Части - целое», «Садовник», «Можно – нельзя», «4 – лишний», «Назови со словом:  луговой, парковый, садовый» и др.

Чтение художественной литературы: М.Пришвин «Золотой луг»,  «Кто такие насекомые?», стихи и загадки о цветах, деревьях, насекомых;

Пальчиковые игры на тему «Цветы», «Жук», «Мы на луг ходили»;

Подвижные игры: «Я садовником родился»;

Задачи:

Коммуникация.

Продолжать учить  строить простые,  сложные и сложноподчинённые предложения, используя разные части речи;

Совершенствовать навыки  творческого рассказывания: при наличии названия рассказа, по опорным моделям, по цветовым схемам;

Познание.

Воспитывать  бережное отношение к природе, расширять кругозор, развивать память,  внимание.

Социализация.

Формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать  воспитателя, действовать по предложенному им плану, выполнять поставленную умственную задачу.

Материал.

Схемы: ребуса, кроссворда;

Картины на тему: «Сад. Парк. Луг».

Карточки с изображением дерева и цветка;

Карточки с изображением насекомых и луговых цветов;

Карточки с изображением инструментов ( лопата, лейка, пила, грабли, тяпка, коса);

Карточки-модели для рассказа  на тему: «Сад»;

Разноцветные полоски для  составления рассказа на тему: «Луг».

Ход занятия.

Организационный момент.

- Сядет тот, кто догадается по одному слову, о чём или о ком я говорю:

Синий  … василёк, золотой… одуванчик,  алый … мак, колючая… роза,  садовая … ромашка,  жгучая …крапива,  большеглазая … стрекоза, белоствольная… берёза, пёстрокрылая … бабочка,  трудолюбивая … пчела, голубой  … колокольчик.

- Ребята,  тема нашего занятия зашифрована в ребусах и кроссворде, и состоит из трёх слов. Если вы правильно их расшифруете, то узнаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить.

Первое слово зашифровано в кроссворде, и вы его узнаете,  отгадав загадки.

 Приложение 1.

  1. Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она и жалит и жужжит,

Как пчела.

       И попадается в компот,

Как пчела.

       Вот только мёду не даёт

 Как пчела.

                                       (оса).

2.    Стоит в саду кудряшка –

       Белая рубашка,

       Сердечко золотое.

       Что это такое?             (ромашка)

3.   На зелёной хрупкой ножке

       Вырос шарик у дорожки      (одуванчик).

о

с

а

р

о

м

а

ш

к

а

о

д

у

в

а

н

ч

и

к

Воспитатель. Второе слово отгадайте по первым звукам названий.

Дети. Парк.

Воспитатель. Правильно. Третье слово вы найдёте  среди букв.

  1. к
  1. р
  1. л
  1. у
  1. г
  1. т
  1. у

Воспитатель. Молодцы. Вы правильно расшифровали ребусы и кроссворды. И сегодня мы с вами будем говорить  на тему:  «Сад, Парк, Луг».  

 Я расскажу вам сказочную историю, которая произошла  поздней весной.

В густом лесу жил бельчонок Тимка со своей мамой – бельчихой.  Он был ещё маленький и поэтому кроме лесной полянки,  на которой росло  дерево, с его родным дуплом, нигде не бывал. Однажды,  маленький бельчонок услышал от соседки – белки слово «сад».

- Мама, - обратился он к маме – белке, - а что такое сад?

Ребята, как вы думаете, что ответила мама бельчонку?

Дети.  Сад - это участок земли, засаженный деревьями, кустарниками, цветами.

- А что такое деревья? – не унимался бельчонок.  – А что такое цветы?

- Я вижу, - сказала мама, вырос ты.  Пора  тебе уже идти в лесную школу. Но сначала мы с тобой отправимся  в путешествие. Приготовься,  поскачем далеко.

Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не показался сад.

Задание 1.

Воспитатель.   Назовите  фруктовые деревья, которые росли  в саду.

Дети. Яблони, груши

Воспитатель.  Назовите ягодные кустарники.

Дети.  Малина, смородина, крыжовник, клубника.

Воспитатель.  Назовите садовые цветы.  

Дети. Розы, гладиолусы, садовые ромашки, лилии и т.д.

В саду бельчонок увидел человека.

- Кто это? - спросил бельчонок.

- Как вы думаете, что ответила Мама-Бельчиха?  

Дети. Это – садовник.

Садовник любовался цветами, и восхищённо  говорил: « Вы у меня самые красивые!».

Задание 2.

- Что ещё говорил садовник своим цветам?

Дети . Вы у меня самые нежные, ароматные, душистые, замечательные, хрупкие, белоснежные и т. д.

Воспитатель. Садовник очень любил свой сад и заботился о нём.

Задание 3.

 Из предложенных инструментов, выберите те, которые требуются  садовнику, и скажите, для чего они ему нужны.

Дети. Лопата нужна  садовнику для того, чтобы  вскапывать клумбы.

Грабли нужны садовнику для того, чтобы  собирать опавшие листья, рыхлить землю.

Лейка  нужна  садовнику для того, чтобы  поливать цветы.

Пила нужна  садовнику для того, чтобы  обрезать сухие ветки с деревьев.

Тяпка нужна  садовнику для того, чтобы  рыхлить землю.

Коса нужна  садовнику для того, чтобы  косить траву.

Воспитатель.  Спасибо, ваши точные ответы, помогли Тимке понять, что такое сад и чем занимается садовник в саду.

Бельчонок с мамой отправились дальше, ведь путешествие ещё не закончилось.

Вскоре бельчонок увидел небольшую рощу с аллеями, цветниками, водоёмами.

Как вы думаете, куда попал бельчонок?

Дети. В парк.

- Это парк – сказала Мама-Бельчиха. Какое интересное слово подумал бельчонок, и стал называть все предметы, которые увидел в парке, со словом парковый.

Задание 4.

Воспитатель.  Назовите всё, что может быть в парке, со словом парковый.

Дети: парковая аллея, парковая скамейка, парковый фонтан, парковые цветы,  дорожка, цветник, статуя.

Воспитатель.  Тимка внимательно посмотрел на дерево, потом на цветок и подумал:

- дерево и цветы очень похожи!

Задание 5.

- Воспитатель.   Назовите, чем похожи дерево и цветок, и чем отличаются.

Дети: похожи: это растения, живые, растут, питаются, погибают, засыхают, есть корни, семена, листья, цветок.

Отличаются: деревья высокие, а цветы маленькие; у дерева – ствол, а  у цветка – стебель; у дерева – ветки, а у цветка веток нет; у дерева есть почки, плоды, а у цветка – семена.

Воспитатель.  Спасибо, благодаря вашим ответам, бельчонок узнал: чем похожи дерево и цветок, и чем отличаются.  

- Нам пора, сказала мама белка бельчонку, и они отправились дальше.

Бельчонок вместе с мамой перепрыгивал с ветки на ветку, пока впереди не показался  участок, покрытый травами, цветами.

- Куда попал бельчонок?

 Дети. На луг.

Воспитатель. Луг был  такой нарядный, такой светлый, что бельчонок только и мог сказать:

-Ах! Как  красиво кругом!

- Какие ещё слова говорил восхищённый бельчонок?

Дети. Ах! Как  нарядно кругом! (зелено, тихо, свежо, шумно).

А сейчас, расскажем о том, как мы ходили на луг.

Физминутка.

Я нашла себе жука –

На большой ромашке

Не хочу держать в руке,

 Пусть лежит в кармашке!

Ой! Упал, упал мой жук,

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук,  

Улетел на крыльях.

Воспитатель.  Вечером вернулся бельчонок домой и решил рассказать жителям леса о том, что он увидел во время путешествия.

Задание 6.

Помогите рассказать бельчонку про сад, используя модели.

         

Рассказы детей.

Воспитатель. Когда бельчонок рассказал друзьям, что  был в парке, ему стали задавать вопросы:

- Какой парк?

Дети. Городской, весенний, зимний, осенний.

Воспитатель.    Какие листья распустились, если в парке росли:  белоствольные берёзы, могучие дубы, высокие тополя, плакучие  ивы, тонкие рябины, густые ели?

Дети. Берёзовые листья, дубовые и т.д. У елей листьев нет, у них вместо листьев хвоя.

 Воспитатель.   Что делают птицы в парке?

Дети. Вьют гнёзда, выводят птенцов, купаются в брызгах фонтана.

Воспитатель.   Назовите  цветы, что растут на парковых клумбах и в цветниках.

Дети. Розы, садовые ромашки, незабудки, фиалки, тюльпаны.

Воспитатель.   Зачем люди приходят в парк?

Дети. Отдыхать, любоваться фонтаном, цветами, слушать пение птиц, дышать свежим воздухом, читать книгу, подкармливать птиц.

Задание  8.

Воспитатель.   Помогите бельчонку составить рассказ о парке.

Рассказы детей.

Воспитатель.  Всем очень понравился рассказ о парке, но лесным жителям  хотелось услышать рассказ и про луг.

- Расскажи про луг, расскажи! – торопили друзья бельчонка.

- Хорошо! -  ответил Тимка и выставил цветные полоски.

- Как это понять? – удивились  лесные жители.

- Луг яркий и разноцветный, как эти полоски! - ответил бельчонок, и задумался.

Задание  7.

Воспитатель.  Помогите Тимке составить рассказ о луге, используя цветные полоски.

Дети.  По голубому небу плыли белые облака. Светило яркое солнце. В зелёной траве спрятались жёлтые одуванчики, красные маки, фиолетовые колокольчики.

Воспитатель.  Лесные жители так заслушались, что не заметили, как солнце скрылось за горизонт.

– Пора спать! – сказала мама.  

Тимка отправился в своё дупло, укрылся пушистым хвостом и заснул.  Во сне он улыбался: ему снились далёкие страны, в которых он ещё не бывал.

Итог занятия.

Воспитатель.  Так закончилась история про то, как  бельчонок  Тимка узнал, что такое сад, парк, луг. Могу с уверенностью сказать, что только благодаря вашим рассказам, она получилась такой интересной и познавательной.

Литература.

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: «Просвещение», 2006.
  2. Е.А.Алябьева. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 2. ТЦ Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие маленькой пуговицы

Предисловие.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы.) Тема: "Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка". Возрастная группа: подготовительная

Цель: закрепить знания детей о видах  леса и деревьях в лесу.Задачи:Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.Образовательные:Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о...

Что такое лес, или путешествие маленького Бельчонка.

Знакомство детей с видами лесов и деревьев....