ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
материал по развитию речи (средняя группа) по теме

 

Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОЛЬКЛОРОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

(Из опыта работы Сенцовой Л.М., воспитателя МБДОУ детский сад № 62 «Золотой улей», г. Старый Оскол Белгородской обл.)

 Сейчас к нам возвращается родная культура, и можно уже с уверенностью сказать, вернулась. И как отец и мать мы должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, мои наблюдения показывают, что у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Поэтому я посчитала необходимым донести до сознания детей то, что и они являются носителями русской культуры.

Уже в течение многих лет я работаю над темой: «Использование фольклора на занятиях по познавательному развитию». В программе «Детство», по которой я работаю, представлен материал по устному народному творчеству, но в основном это сказки, песенки, потешки, и рекомендованы они для использования на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Мне же хотелось как можно шире использовать все виды фольклора (сказки, потешки, песенки, попевки, прибаутки, приговорки, поговорки, пестушки, загадки, игры, заклички и т.д.), так как в течение многих веков они мудро поучали ребенка, приучали  его к культуре своего народа, способствовали не только формированию эмоционально положительного отношения к миру как к чуду, но и к познавательному развитию.

В своей работе я наметила следующие задачи:

  1. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире, используя устное народное творчество;
  2. Повышать в душе каждого ребенка интерес к русскому народному творчеству;
  3. Формировать представления о душевном богатстве, разнообразии и красоте культуры родного народа;
  4. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Для более продуктивной деятельности и прослеживания системы в работе я изучила соответствующую литературу, составила перспективное планирование, которое дифференцировала по возрастным особенностям детей и разделам программы: природный мир, социальный мир, предметный мир.

При отборе фольклорных произведений опиралась на следующие принципы:

  1. Доступность содержания детям дошкольного возраста;
  2. Познавательная и нравственная значимость;
  3. Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.

Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен, сказок, легенд.

Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай (например: «Много снега – много хлеба»; «Если в мае дождь, значит будет рожь»), угадывали погоду на ближайшее время, находили дорогу домой. Знание и использование примет в повседневной жизни помогает развить наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

В работе с детьми я использовала только те приметы, правильность которых можно проверить.

Например:

  1. Если зимой вечером на небе много звёзд – жди мороза.
  1. Кошка скребёт пол – жди метели.
  2. Кошка прячет нос – будет холодно.
  3. Собака в снегу валяется – к вьюге.
  4. Воробьи купаются в песке – будет дождь.
  5. Ласточки и стрижи летают низко над землёй – скоро начнётся дождь.
  6. Пчёлы облепили цветущую акацию – будет дождь.
  7. Утром нет росы на траве – жди дождя и др.

Наблюдения, связанные с приметами, мы детьми зарисовывали: вначале что ожидалось, а затем что было на самом деле.

Провела с детьми занятия: «Откуда хлеб пришел», «Алёнушкины сказки», «Летающие братья», «Зимние явления в природе», «Октябрь – грязник» и многие другие, в которых использовала народные приметы и другие жанры фольклора.

Заклички и приговорки были преисполнены глубочайшей верой наших предков во всемогущие силы природы. А знание их сближало детей и взрослых. Приговорки наполняли их сердца надеждой на обильный урожай, достаток, богатство, помогали легче перенести невзгоды, с юмором отнестись к жизни.

Я на своих занятиях использовала заклички и приговорки как игровой приём. Наблюдая за радугой, просили её напоить землю: «Радуга-дуга, пришли дождя». Когда шёл дождь, мы с детьми закликали его, задабривали:

Уж дождь, дождём,

Поливай ковшом.

Поливай весь день

На наш ячмень.

Когда дождь шёл очень долго и дети не могли выйти на улицу, мы призывали радугу или солнышко:

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни, высвети.

Твои детки плачут,

Пить-есть хотят.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Давай солнышка,

Колоколнышка.

Дети более старшего возраста учились наблюдать, например, с помощью заклички к божьей коровке, которая могла предугадать погоду (если она улетает, то быть хорошей погоде, если остается – быть дождю):

Коровушка – бурёнушка,

Завтра что будет:

Дождь или вёдрышко?

Если вёдро, то лети,

Если дождик, то сиди.

Некоторые заклички связаны с праздниками, которые приближали людей к природе. Так на Руси, празднуя Благовещанье (7 апреля), выпускали птиц:

Синички – сестрички,

Тётки – чечётки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеголята – молодцы!

Вы на волю вылетайте,

Вы на воле поживайте.

Птиц мы не выпускали (живущим на воле птицам трудно адаптироваться в природе). Мы использовали эту закличку в инсценировке «Встреча весны», в которой дети изображали птиц.

К весне, которую все ждали, можно обращаться с разными закличками. Например:

Жаворонки, прилетайте,

Студёну зиму забирайте,

Тёплу весну принесите.

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела.

Ещё просили, чтобы быстрее растаял снег, зазеленела трава, стало тепло, а также просили о богатом урожае:

Ласточка – ключница,

Вылети с заморья,

Вынеси ключи,

Отомкни весну,

Замкни зимушку.

Весна – красна, появись,

Солнышком ярким обернись,

Растопи снежок,

Зазелени лужок.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Использование в работе с детьми закличек помогло мне не только привлечь внимание детей к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.

Потешки, как правило, сопровождали игры с малышами:

Ножки, ножки,

Бежите по дорожке,

Нарвите горошка

Полное лукошко,

Домой принесите,

Всех угостите.

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

В лесок, во борок

Грибы собирать,

К зиме запасать.

При чтении потешек я старалась менять интонацию, читала строго:

Баю, баю, баю, бай!

Ты, собачка, не лай

Ласково:

Тёмна ноченька.

Усни, моя доченька!

Очень хорошо использовать потешки во время знакомства с музыкальными инструментами (это развивает и познавательную, и звуковую культуру): дудочка (ой, ду-ду, ой, ду-ду), колокольчики (тили бом, тили бом), рожок (ту-ру-ру, заиграл пастух в бору), гусли (трень, брень, гусельки, золотые струнушки). Читают эти потешки напевно.

Особое внимание уделяла обыгрыванию потешек:

Пошёл котик на Торжок,

Купил котик пирожок.

Самому ли съесть

Или Оленьке отнесть?

Чтение потешек, особенно в которых встречается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и запоминать.

В работе со старшими детьми потешки облегчают процесс ознакомления с окружающим миром. Рассматривая иллюстрации с лошадьми разной масти, использовала потешку:

У нашего дядюшки

Четыре лошадушки:

Первая лошадь пегая,

Другая – гнедюха,

Ушла с голодухи, третью, Савраску,

Съел Тараска.

А четвёртый соловой.

Его давит домовой.

Дети определяют, какой же масти были лошадушки у дядюшки: пегая с большими белыми пятнами; гнедая – красноватая; савраска – жёлтой масти счёрным хвостом и гривой; соловой – светлого цвета с белым хвостом и гривой.

Очень дети любят прибаутки (это маленькие сказки), которые приближают окружающий мир, делают его реальным и понятным. Наблюдая за дворником, как он убирает скошенную траву, объяснила, для чего она скошена, высушена, читая прибаутку:

- Куда, Фома, едешь?

- Сено косить.

- А на что тебе сено?

- Коровушку кормить.

- А на что тебе коровушка?

- Молоко доить.

- А на что тебе молоко?

- Деток кормить.

И сразу всё становится ясно.

Среди прибауток много небылиц. Их я использовала на занятиях и вне занятий как игры типа «Бывает – не бывает».

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Кочерыжка чтоб яичко снесла,

Чтобы веник раскудахтался.

А и где же это видано?

А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла,

Чтоб зимою в саду роза расцвела.

Небылицы, перевёртыши вызывают у детей добрый смех, помогают устанавливать реальные связи и отношения в окружающем мире, объяснить их через «критику». В содержании прибауток старшие дошкольники не только определяют, что не так, но и объясняют, как должно быть на самом деле.

Песни и приговорные напевы использовала при знакомстве с различными действиями людей, например, в поле, огороде и дома. Дети очень любят обыгрывать содержание таких песен:

А мы землю парили, парили.

А мы землю пахали, пахали.

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо косили, косили,

А мы просо рушали, рушали.

А мы просо веяли, веяли.

А мы просо сушили, сушили.

А мы просо дробили, дробили.

А мы кашу варили, варили.

В песне много незнакомых слов, которые объясняла заранее: землю парить – давать ей отдохнуть; просо дробить – очищать зерно и т.д.

На Вербное воскресенье использовали песню-приговорку:

Верба, верба, верба-хлёст.

Верба-хлёст бьёт до слёз.

Верба синя бьёт не сильно.

Верба красна бьёт напрасно.

Верба бела бьёт за дело.

Верба-хлёст бьет до слёз.

В старину хлестали вербами, чтобы быть здоровыми, сильными.

При посадке овощей обязательно пели приговорки-обманки:

Уродись, репка,

Ни густа, ни редка.

С мышиный хвост,

С тараканий нос.

Это пример пожелания наоборот: на самом деле просят о хорошем урожае.

Я колышек тешу,

Огород горожу.

Огород горожу,

Да капустку сажу.

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

Песни и приговорные напевы укрепляют бережное отношение детей к домашним животным:

Уж как я ль свою коровушку люблю.

Уж как я ли ей крапивушки нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь до сыта, Бурёнушка моя.

Пословицы и поговорки очень похожи. Различие их в том, что пословицы – самостоятельное законченное предложение, а поговорка входит в предложение как его часть. Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном смысле (любишь кататься – люби и саночки возить). Пословицы и поговорки также надо подбирать, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опытов и т.д. Например, дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений:

  1. Апрель водой славен, ночками красен.
  2. Без росы и трава не растёт.
  3. Гусь как воевода в красных сапогах.

А чтобы понять суть следующих пословиц, надо поставить опыты. Для проверки пословиц о всходах дети провели два опыта. Первый позволил им убедиться в том, что из разных семян вырастают разные растения по форме и величине («По семенам всходы»). Второй опыт показал, что всходы зависят от качества семян («От худого семени не жди доброго племени»).

Чтобы понять прямой смысл пословицы «Снег-то холодный, а от холода греет» я провела с детьми беседу:

  1. Почему некоторые птицы ночуют в снегу?
  2. Зачем некоторые деревья и кустарники специально засыпают снегом?
  3. Почему трава под снегом остаётся зелёной?
  4. Для чего на полях проводят работу по снегозадержанию?

Потом мы с детьми поставили опыт: налили две бутылки с тёплой водой и установили на сугробе и в глубине его. Дети сделали вывод, что снег удерживает тепло. После проведения опыта предложила всё зарисовать в альбом.

Некоторые пословицы и поговорки помогают раскрыть причинно-следственные связи в природе. Например: «Красна ягода, да на вкус горька». Рассуждала с детьми о прямом и переносном смысле пословицы, пробовали спелые ягоды калины и рябины, зарисовывали свои наблюдения в альбом.

На занятиях «Хорошо у нас в светёлке», «В гостях у хозяюшки», «Посиделки» использовала пословицы по социальным отношениям. Например:

  1. Изба детьми весела.
  2. Вся семья вместе так и душа на месте.

На занятиях «Россия, края дорогие», «Оскольские гулянья» использовала пословицы о родном крае, о родине:

  1. Своя земля и в горести, и в радости.
  2. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Загадки можно использовать практически на всех занятиях для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего-либо. Я старалась подобрать загадки, которые позволяют детям увидеть многообразие мира, приоткрыть его тайны. Прежде, чем разгадать эти загадки, я старалась рассмотреть эти предметы, подобрать к ним эпитеты, сравнения. В некоторых загадках о явлениях природы нашли отражение их особенности и изменчивость. Например:

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий.

Постелен ковёр,

Рассыпан горох.

Ни ковра ни поднять,

Ни горох ни собрать.

Чтобы дети смогли отгадать эти загадки, организовала цикл наблюдений за небом в разную погоду, в разное время года, в вечерние и утренние часы, а также предложила им изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба, в зависимости от погоды (ясный день, облака на голубом и синем небе, пасмурный день, тёмное небо, чёрные тучи или летний дождь). Разбирая загадки, обращала внимание на образные выражения, сравнения (небо – ковёр, ночь – чёрная лебедь, день – белая лебедь и т.д.). Это помогало детям составить свои интересные загадки:

Белый как снег,

Твёрдый как лёд,

Сладкий как мёд. (Сахар)

Самый чистый

И пушистый. (Кот)

На красивый цветок

Сел злой морячок. (Пчела)

Иголкой не работал,

А ажурную скатерть сшил. (Паук и паутина)

Налетел бегемот

И как заревёт. (Туча, дождь)

Идёт, идёт,

Головой трясёт,

Рогами стучит,

Колокольчиком звенит. (Козёл)

Круглый розовый бочок,

Сзади маленький крючок. (Поросёнок)

Жёлтый как солнышко,

Белый как снежок.

Что же это?

Угадай, дружок! (Одуванчик)

Зелёный мяч покатился,

На пень налетел и разбился.

От страха покраснел

Как рак. Что это,

Ты думаешь как? (Арбуз)

Сказка – это кладезь для развития ребёнка в целом. Из них дети черпают первые познания и первые представления о связи человека с природным миром. Из сказки можно вычленить нравственный урок, она воспитывает добрые чувства, развивает мышление и воображение, Я использовала сказку в познавательном развитии, при изучении и знакомстве с животным и растительным миром, при знакомстве со свойствами, признаками, качествами предметов.

Дети в старшем возрасте знают достаточно много сказок, поэтому можно вспоминать, рассказывать начало и конец или последовательность сказки и задавать детям следующие вопросы:

Сказка «Три медведя»: Девочка заблудилась в лесу. Как бы вы искали дорогу домой? Вспомните приметы и т.д.

Сказка «Репка»: Как деду удалось вырастить такую большую репку? (Он за ней ухаживал и т.д.).

Сказка «Гуси-лебеди»: Чем отличаются лесные и садовые яблоки? Ржаные и пшеничные пироги?

Сказка «Лиса и заяц»: В каких избушках лучше жить зимой? Летом? (ледяная, деревянная, железная, кирпичная).

Сказка «Маша и медведь»: Найди лишнего. Объясни, почему это волк, лиса, медведь, собака, ёж.

Сказка «Ежонок»: Мы уже знаем, как ёж спасается от врагов. А как это делают другие звери?

Сказка «Пых»: Почему ёжик оказался в огороде? Кто ещё из животных любит огородные овощи?

Очень интересно на занятиях использовать игру «А если бы..?». например:

А если бы пропал ветер?

А если бы погасло солнце?

А если бы не наступила весна?

Что было бы?

Большую работу проводила с родителями, используя для этого разнообразные формы. Это проведение различных развлечений, праздников, конкурсов и фотовыставок, совместные экскурсии. Огромную помощь оказали мне родители при сборе познавательного материала, при оформлении русской избы и мини-музея «волшебных вещей» в группе.

Использование фольклора на занятиях по познавательному развитию помогло мне сделать занятия разнообразными, интересными, содержательными.

Итоги наблюдений позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы:

  1. У детей появился интерес к познанию окружающего мира;
  2. Дети стали ощущать единение с окружающей природой;
  3. Дети стали бережно относиться к окружающей среде, к миру природы.
  4. Дети научились самостоятельно рассматривать произведения устного народного творчества  и соотносить воспринятое со своим опытом и чувствами;
  5. Появилось желание самостоятельно организовывать народные игры, сочинять сказки, загадки и т.д.

Диагностика знаний и умений детей в течение трёх лет показывает стабильность высоких результатов (более 95 %).


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004.
  2. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А. Здравствуй, мир!: Окружающий мир для дошкольников: Методические рекомендации к частям 1 и 2 для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Изд. «Баласс», 1997.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
  5. Журналы «Дошкольное воспитание»: № 9, 2004; № 2, 2004; № 5, 2007.
  6. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1999.
  7. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др. – СПб: «Детство-Пресс», 1999.
  8. Иванова И.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  9. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Изд. 2-е, перераб. и дополн. – СПб: Изд. «Детство-Пресс», 1998.
  10. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  11. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Пед. общество России, 2000.
  12. Лукаш В.П. Приобщение детей к народному творчеству. Ж/л «Управление ДОУ», № 5, 2005.
  13. Методические советы к программе «Детство». – СПб: «Детство-Пресс», 2001.
  14. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  15. С чего начинается родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников

Детский фольклор — это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар; произведения, созданные взрослыми специально для де...

Музыкальный фольклор - как средство развития творческих способностей дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности...

Выступление на педсовете "Фольклор как средство развития познавательных способностей детей"

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количест...

Консультация для педагогов «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»

Консультация для педагогов «Фольклор как средство развития познавательных способностей детей»...

Текст выступления по теме «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника»....

Презентация к выступлению по теме «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника»....