цикл занятий по развитию речи
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

Колодина Марина Сергеевна

развитие связной речи 9составление описательных рассказов)  с использованием графических таблиц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи58.09 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА

Тема: «Формирование речи дошкольников среднего возраста».

Приоритетная задача речевого развития: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста.

План серии занятий:

  1. Составление описательных рассказов с использованием схем на тему: «Игрушки».

  1. Составление описательных рассказов с использованием схем на тему: «Дикие и домашние животные».

  1. Составление описательных рассказов с использованием схем на тему: «Посуда».

  1. Составление описательных рассказов с использованием схем на тему: «Одежда. Головные уборы».

  1. Составление описательных рассказов с использованием схем на тему: «Овощи и фрукты».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Игрушки»

Воспитатель: Колодина Марина Сергеевна

г.Байконур

2011-2012 у.г.

Образовательные задачи:    

- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;                                                                                                                       

-  Учить понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;

 -  Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем;

Развивающие задачи:

-  Формировать умение понимать поставленную задачу;

- Закрепить навыки правильного произношения;

- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

- Развивать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение к игрушкам;

-  Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

 Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие  игры  «Найди первый звук», «Красный и зеленый», динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Кукла би-ба-бо Лунтик, графическая схема описания игрушек, различные игрушки, зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

 Словарная работа:

 Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

 Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

  1. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
  2. Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  3. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  4. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» - 2004г.
  5. Л.Г.Парамонова  «Упражнения для развития письма» - Санкт – Петербург «ДЕЛЬТА» - 2001г.
  6. В.И.Ковалько  «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва «ВАКО» - 2008г.
  7. Е. Черенкова «оригинальные пальчиковые игры» - Москва «ДОМ XXI век РИПОЛ КЛАССИК» - 2008г.

  1. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

- Это сказочный зверек лилового цвета.

- Он упал с Луны.

- Этот зверек очень любознательный.

- у него много друзей.

Дети: Лунтик.

Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче .

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко .

На ширме появляется Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

  1. Проблема.

Воспитатель:  Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках.  Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка. Я поможет нам описывать игрушки наши схемы.

  1. Составление описательных рас сказов по графическим схемам.

?

Что это?

Цвет

Величина

Почему нравится

Форма

Детали

Как можно играть?

Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

  1. Динамическая пауза « Ванька – Встанька».

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка.           Руки на поясе, наклоны туловища  вправо/влево

Сядь немножко посиди.              Приседания

По дорожке походи.                    Ходьба

Одевай рубашку.                          Повороты туловища   

Встречай Неваляшку.                  Наклоны вперед, руки в стороны

  1. Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

Примеры: 

Кукла

Вукла

Тукла

Нукла

Ташина

Дишина

Нашина

Машина

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Мубик

Субик

Кубик

Мубик

Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с'), з (з'), л л(л').

  1. Рефлексия.

Лунтик: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать  игрушки  своему другу Кузе. Спасибо вам. До свидания.

  1. Итог.

Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли с Лунтиком, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, а теперь нарисуйте свою любимую игрушку.

  1. Практическое задание «Моя любимая игрушка» на развитие мелкой моторики рук.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Дикие и домашние животные»

Воспитатель: Колодина Марина Сергеевна

г.Байконур

2011-2012 у.г.

Образовательные задачи:      

   Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;                                                                                                                                                                                                                                         

-  Учить понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;

 -  Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем;

Развивающие задачи:

-  Формировать умение понимать поставленную задачу;

- Закрепить навыки правильного произношения;

- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение и любовь к животным;

-  Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

 Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие  игры  на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания животных, иллюстрации с животными, альбомные листы, карандаши

 Словарная работа:

 Расширить активный словарь за счет глаголов, качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

 Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

  1. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
  2. Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  3. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  4. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» - 2004г.
  5. Л.Г.Парамонова  «Упражнения для развития письма» - Санкт – Петербург «ДЕЛЬТА» - 2001г.
  6. В.И.Ковалько  «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва «ВАКО» - 2008г.
  7. Е. Черенкова «оригинальные пальчиковые игры» - Москва «ДОМ XXI век РИПОЛ КЛАССИК» - 2008г

  1. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в зоопарк. И поедим мы на волшебном паровозике, но сесть в паровозик можно лишь, когда правильно ответишь на вопросы. Начинаем!

Слон большой, а собачка….(маленькая).

Летом тепло, а зимой …(холодно).

Кресло мягкое, а стул…(жесткий).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Мама молодая, а дедушка…(старый).

Соль соленая, а сахар…(сладкий).

Лимон кислый, а лук…(горький).

Дерево высокое, а кустик…(низкий).

Веревка толстая, а нитка…(тонкая).

У коровы хвост длинный, а у козы…(короткий).

Береза белая, а черника…(черная).

Все заняли свои места?

  1. Игра на обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут в лесу. Как их называют, одним словом?

Дети перечисляют диких животных.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут рядом с людьми. Как их, называют одним словом?

Дети перечисляют домашних животных.

  1. Проблема.

Воспитатель: Станция «Зоопарк». Выходите и посмотрите по сторонам, вы кого-нибудь видите? Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Я буду описывать животное, а вы должны его угадать. Если вы правильно его угадаете, то оно непременно покажется. А поможет мне описывать животное вот эта схема:

Место обитания

Какое животное по размеру

Что есть у животного

Цвет шкуры. Какая на ощупь шкура

Как передвигается

Какие издает звуки

Чем питается

Отношение к животному

Воспитатель описывает по схеме одно животное, дети угадывают. Если дети отгадали правильно, на мольберт выставляется иллюстрация, на котором изображено описываемое животное. Потом воспитатель предлагает детям описать животное. (Ребенок выбирает иллюстрацию с животным, но не показывает другим детям, и описывает по схеме).

  1. Динамическая пауза.  

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, вместе с мишкой сделаем разминку.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна:  Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,  Руки к плечам.

Головой медведь крутил.  Вращение головой.

Наклонился взад-вперед,  Наклоны.

Вот он по лесу идет. Ходьба на месте.

Ищет мишка корешки,

И малиновые кусты.  Повороты туловища.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. Дети садятся на места.

  1. Игра на формирование грамматического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите, сколько  животных в зоопарке. Один медведь – а если их много, как надо сказать..медведи.

Лиса…лисы.

Заяц…зайцы.

Волк…волки.

Барсук…барсуки.

Белка…белки.

Собака..собаки.

Кошка…кошки.

  1. Игра на обогащение словаря.

У животных тоже есть мамы,  папы и детки.

У тигра…тигренок.

У лисы…лисенок.

У медведя…медвежонок.

У белки…бельчонок.

У зайца…зайчонок.

А у домашних животный: у коровы…теленок.

У лошади…жеребенок.

У кошки..котенок.

У собаки…щенок.

У свиньи…поросенок.

Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра: «Кто как разговаривает».

- Я буду показывать картинки с животными, а должны правильно назвать голос.

Корова…мычит.

Лошадь…ржет.

Коза…блеет.

Свинья…хрюкает.

Собака…лает.

Кошка…мяукает.

Тигр…рычит.

Волк…воет.

Медведь…ревет.

  1. Игра на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: Мы отправляемся в детский сад, а чтоб нам не скучно было ехать, мы с вами поиграем. Покажите мне рисунок с животным в названии, которого есть звук  с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ, л, л', р, р'.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу? Каких животных мы встретили в лесу? Какие животные вам нравятся? Почему?

  1.   Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать животных, вы можете поиграть в игры, в которые мы с вами играли сегодня.
  2.   Практическое задание «Мое любимое животное» на развитие мелкой моторики рук. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Посуда»

Воспитатель: Колодина Марина Сергеевна

г.Байконур

2011-2012 у.г.

Образовательные задачи:    

   Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;                                                                                                                                                                                                                                           

-  Учить понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;

 -  Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем;

Развивающие задачи:

-  Формировать умение понимать поставленную задачу;

- Закрепить навыки правильного произношения;

- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение к посуде;

-  Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

 Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие  игры  на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, различные предметы посуды,  альбомные листы, карандаши, трафареты «Посуда»

 Словарная работа:

 Расширить активный словарь за качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

 Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

  1. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
  2. Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  3. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  4. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» - 2004г.
  5. Л.Г.Парамонова  «Упражнения для развития письма» - Санкт – Петербург «ДЕЛЬТА» - 2001г.
  6. В.И.Ковалько  «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва «ВАКО» - 2008г.
  7. Е. Черенкова «оригинальные пальчиковые игры» - Москва «ДОМ XXI век РИПОЛ КЛАССИК» - 2008г

  1. Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? На ширме появляется кукла  би-ба-бо бабушка. Здравствуйте, вы кто?

Бабушка: Я Федора, у меня случилось горе. У меня убежала посуда.

Воспитатель:  Ребята, вы помните, мы читали с вами про бабушку Федору? Почему от нее убежала посуда? Что же надо сделать,  чтоб посуда вернулась? Поможем бабушке Федоре? Тогда отправляемся на поиски посуды. А пока мы будем искать посуду бабушки Федоры, назовите какую посуду вы знаете?

Дети называют предметы посуды.

Бабушка: У меня много было посуды, а какая вы отгадайте, картинки помогут вам:

  1. Игра «Подскажи словечко» на обогащение словаря, развитие внимания.

У стола стоит Алешка,

Он раскладывает…ложки.

Помогает Милочка –

Всем кладет по …вилочке.

Маленькая Эллочка

Принесла…тарелочки.

А теперь с Наташкой

Ставит к блюдцам…чашки.

Возле них Аленка

Сыплет соль в …солонку.

В кухне варит Юля

Вкусный суп в..кастрюле.

Жарит ловко на огне

Блинчики в …сковороде.

Помогает ей Иришка –

От кастрюли держит…крышку.

Старший брат Егорка

Трет морковь на…терке.

Ну, а бабушка варвара

Села рядом с …самоваром,

Говорит: - Как рада я!

Хороша у нас семья!

Воспитатель: Посмотрите, а вот и посуда, но не хочет она возвращаться к бабушке Федоре. Что же делать? Правильно надо ее хорошо помыть.

Бабушка: Я сейчас же перемою всю посуду.

  1. Проблема.

Воспитатель: А мы опишем посуду Бабушки Федоры и поможет нам схема:

?

Название

Цвет

Форма

Величина

Материал

Части посуды

Для чего предназначена

Действия с рассматриваемой посудой

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Бабушка Федора: А вот мой любимый чайник.

Воспитатель: А мы знаем стихотворение о чайнике.  Мы его расскажем и покажем:

  1. Динамическая пауза. «Чайник»

Привет, я чайник   Руки вверх, помахать ими.

Большой и толстый.  Руки на пояс, наклоны вправо-влево.

Вот моя ручка,     Правую руку на пояс.

А вот мой носик.  Левую руку вверх – рывки руками.

Если буду кипеть,   Повороты кругом.

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь,  Наклоны вперед.

Чаю себе нальешь.  Дети садятся на свои места.

  1. Игра на расширение словаря.

Бабушка: Вот какая у меня красивая посуда.

 Если стакан из стекла, какой он…стеклянный.

Тазик из медимедный.

Ваза из хрусталя…хрустальная.

Ложка из метала…металлическая.

Кастрюля из алюминия…алюминиевая.

Тарелка из фарфора…фарфоровая.

  1. Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Бабушка: ах, какие вы молодцы, и посуду мне нашли и вернуть ее помогли, а какие вы умные… Повторяйте за мной:

Громко: Ар-ар-ар – вот закипел самовар.

Тихо: Ку-ку-ку - я заварку принесу.

Громко: Щу-щу-щу – И вас чаем угощу.

  1. Рефлексия.

Бабушка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы и посуду описывать умеете, и все о посуде знаете. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

  1.   Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать посуду. А теперь вы можете взять трафаретки и заштриховать посуду.
  2. Практическое задание «Посуда» на развитие мелкой моторики рук с использованием трафареток.  Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Одежда.  Головные уборы»

Воспитатель: Колодина Марина Сергеевна

г.Байконур

2011-2012 у.г.

Образовательные задачи:    

   Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;                                                                                                                                                                                                                                           

-  Учить понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;

 -  Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем;

Развивающие задачи:

-  Формировать умение понимать поставленную задачу;

- Закрепить навыки правильного произношения;

- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение к одежде, головным уборам;

-  Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

 Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие  игры  на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания одежды, иллюстрации с изображением одежды, головных уборов, различные предметы одежды, головных уборов,  альбомные листы, карандаши.

 Словарная работа:

 Расширить активный словарь качественными прилагательными.

Индивидуальная работа:

 Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

  1. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
  2. Т.А.Ткаченко «Логопедическая тетрадь» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  3. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  4. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» - 2004г.
  5. Л.Г.Парамонова  «Упражнения для развития письма» - Санкт – Петербург «ДЕЛЬТА» - 2001г.
  6. В.И.Ковалько  «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва «ВАКО» - 2008г.
  7. Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры» - Москва «ДОМ XXI век РИПОЛ КЛАССИК» - 2008г.

  1. Мотивация.

На ширме появляется кукла би-ба-бо «Человек рассеянный»

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какой странный человек.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки-

Оказалось, это брюки.

Надевать он стал пальто –

Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши –

Говорят ему: не ваши.

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки

Натянул себе на пятки.

Кто же это?

Дети: Рассеянный с улицы Бассейной.

Воспитатель: Правильно – это герой произведения Самуила Яковлевича Маршака «Вот какой рассеянный». Здравствуйте, уважаемый. Почему вы такой грустный?

Рассеянный: Здравствуйте. Как же мне не грустить, если все вокруг на до  мной смеются. Говорят, что я не умею одеваться, все путаю. И даже не знаю как, что называется.

  1. Упражнение «Назови одним словом» на закрепление представлений об обобщающих словах:

-  Где вы спите, на чем? …кровать

-Куда кладут свои вещи?... в шкаф

- на чем вы сидите?...на стульях

Я начну говорить, а вы продолжите: кровать, шкаф…стол, стул, диван, кресло… Как назвать все эти предметы одним словом?... Мебель.

Когда вы садитесь за стол кушать, там стоят тарелки, чашки… блюдца, ложки, вилки…Это…посуда.

- Вы очень любите играть. Что вам для этого нужно?...игрушки. Какие игрушки есть у вас в группе? …машинки, куклы, пирамидки, мячи…

Летом на голову одевают кепки…панамы, косынки. А зимой…шапки. Как это все называется одним словом…головные уборы.

-Что кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платья, брюки…юбки, кофты, рубашки… Все эти вещи называются… одеждой.

- Вы все правильно назвали. А вы знаете, почему  все смеются?

3.  Проблема.

Воспитатель: Конечно, знаем и тебе все расскажем. Ребята, я предлагаю рассказать нашему гостю все о одежде и поможет нам в этом схема описания одежды:

?

Что это?

Цвет

Ткань

Детали

Сезонность

Кто носит

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Рассеянный: Ой, спасибо вам, ребята. Я все понял и побежал переодеваться.

Воспитатель: А пока, наш гость переодевается, мы отдохнем:

  1. Динамическая пауза «На разминку».

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись.

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай. Вращение туловищем вправо и влево.

Начинаем приседать –

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. Приседания.

А теперь поднимем ручки

И отпустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускаю их, и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т.д.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.  Ходьба на месте.

Мы на коврик сядем вместе,

Вновь возьмемся за дела. Дети садятся на свои места.

  1. Упражнение «Назови ласково» на развитие грамматического строя речи:

Рассеянный: Я правильно все одел, и пока к вам бежал, ни кто не смеялся и все здоровались. Я очень рад. Вот какой я опрятный, красивый. Я теперь знаю, как одеваться и как что называется. Я давайте поиграем: я буду показывать вам предмет одежды и называть его, а вы будете называть его ласково:

Шапка…шапочка

Платок…платочек

Платье…платьице

Шорты…шортики

Перчатки…перчаточки

Брюки…брючки

Берет…беретик

Носки…носочки

Майка…маячка

Юбка…юбочка

  1. Упражнение «Назови, какая» на развитие грамматического строя речи:

Рассеянный: если шапка из меха, то она, какая…меховая

Шапка из шерсти… шерстяная

Кепка из кожи…кожаная

Панама из ситца…ситцевая

Платок из шелка…шелковый

Шаль из пуха…пуховая

Шляпа из соломы…соломенная

Шляпа из фетра…фетровая

Шапка из меха кролика…кроличья

Шапка из меха лисы….лисья

Шапка из меха норки…норковая.

  1. Игра «Постучи карандашом» на развитие звуковой стороны речи

Воспитатель: Отстучите карандашом по столу количество слогов в словах: брюки, пижама, юбка, платье, панама, носок, шуба, шапка, шарф.

  1. Рефлексия.

Рассеянный: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы и одежду описывать умеете, и все о головных уборах  знаете. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

  1. Итог.

Воспитатель: Мы сегодня с вами хорошо потрудились- разъяснили нашему гостю, что как называется и куда одевается, поиграли весело, а теперь вы можете выбрать себе игру:

  1.   Практическое задание (по выбору детей) (Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.)
  1. рисование одежды для бумажных кукол и игры с ними;
  2. штрихование одежды и головных уборов с помощью трафареток;
  3. настольные игры «Для кого одежда?», «Чьи вещи?», «Найди пару», «Развесь одежду», «Оденем куклу на зимнюю (осеннюю, весеннюю, летнюю)  прогулку».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 5 «Дюймовочка»

КОНСПЕКТ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «КОММУНИКАЦИЯ»

Тема: «Овощи и фрукты»

Воспитатель: Колодина Марина Сергеевна

г.Байконур

2011-2012 у.г.

Образовательные задачи:    

   Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;                                                                                                                                                                                                                                           

-  Учить понимать проблему и решать ее, аргументировать свои ответы, используя ранее полученные знания;

 -  Развивать речь путем составления описательных рассказов с использованием графических схем;

Развивающие задачи:

-  Формировать умение понимать поставленную задачу;

- Закрепить навыки правильного произношения;

- Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.

Воспитательные задачи:

-  Воспитывать бережное отношение к овощам и фруктам;

-  Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

 Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие  игры  на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания овощей и фруктов, иллюстрации с изображением овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей,  альбомные листы, карандаши, трафареты «овощи и фрукты»

 Словарная работа:

 Расширить активный словарь  качественными прилагательными.

Индивидуальная работа:

 Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

  1. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  - Москва. Педагогический университет «Первое сентября» - 2011г.
  2. Т.А.Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» - Санкт-Петербург «Детство-ПРЕСС» - 2000г.
  3. Л.Н. Смирнова «Логопедия в детском саду» - Москва «МОЗАИКА – СИНТЕЗ» - 2004г.
  4. В.И.Ковалько  «Азбука физкультминуток для дошкольников» - Москва «ВАКО» - 2008г.
  5. Е. Черенкова «оригинальные пальчиковые игры» - Москва «ДОМ XXI век РИПОЛ КЛАССИК» - 2008г.
  6. А.Н.Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей» - Москва «Творческий Центр СФЕРА» - 2005г.
  7. М.Ю.Картушина «Логоритмика для малышей» - Москва «Творческий Центр СФЕРА» - 2005г.

  1. Мотивация.

Воспитатель обращает внимание детей на ширму, где появляется кукла би-ба-бо «Незнайка» и он что-то бормочет.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Чем ты так озабочен, что у тебя случилось?

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Знайка отправил меня на базар купить все  для супа и  для компота. А что нужно для супа и компота  я незнаю. Помогите мне, пожалуйста.

  1. Лексико-грамматические упражнения:

«Овощ или фрукт?» - дифференциация овощей и фруктов.  Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?»

Дети: Яблоко – это фрукт или Помидор – это овощ.

«Что у кого?» - составление сложных предложений с союзом а.

Воспитатель: Таня, что у тебя, а что у Коли?

Дети: У меня яблоко, а Коли огурец. И так далее.

  1. Проблема.

Незнайка: Я понял, что для супа нужны овощи, а для компота – фрукты, только как я их узнаю?

Воспитатель: Мы тебе поможем.  Мы опишем овощи и фрукты и придя на базар ты сразу их узнаешь.  А помогут нам схемы.

?

Что это

Цвет

Форма

Величина

Вкус

Запах

Какой на ощупь

Где растет

Как собирают

Что и как можно приготовить

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Незнайка: Я все понял, спасибо вам, ребята. Я побежал скорее на рынок.

Воспитатель: А мы пока отдохнем.

  1. Динамическая пауза «Овощи».

Перед каждым упражнением воспитатель показывает муляжи овощей.

На огород мы побежим, что растет там поглядим.   Бег по кругу.

Под листочками на грядке

Огурцы играют в прятки.   Наклоны туловище вправо – влево.

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок:      Руки на поясе, повороты вправо-влево

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке.    Ладошки сложить вместе, приложить к щеке, наклоны головы

А зеленая стрела

Очень быстро подросла.   Встать на носки, поднимая руки вверх.

Жаль, нельзя взлететь стреле –

Крепко держит лук в земле.   Приседания.

Смотрит с грядки грустно – грустно

Белоснежная капуста.  Ходьба на мете.

Целый месяц солнце грело,

А она не загорела.   Подскоки.

  1. Упражнение «Назови по образцу» - образование качественных прилагательных.

Незнайка: Я все купил и теперь Знайка приготовит вкусный обед: поджарит картошку, подварит свеклу…

Воспитатель: Незнайка, ты не правильно говоришь.

Незнайка: а как надо правильно?

Воспитатель: Жарить картофель – значит, он какой?...жаренный.

Варить свеклу – значит, она какая?..вареная.

Парить репу – значит, она какая?..пареная.

Мариновать помидоры - …маринованные.

Консервировать огурцы - …консервированные.

Солить капусту - …соленая.

  1. Упражнение «Исправь Незнайкины ошибки» - поиск грамматических ошибок.

Незнайка: Ой как весело получается, я делаю ошибки, а вы исправляете. Давайте еще поиграем:

Маша приготовила картошка пюре….картофельное пюре.

Папа принес кабачок икру…кабачковую икру.

Бабушка испекла яблоко пирог…яблочный пирог.

В магазине яблоко сок…яблочный сок.

Мама сварила груша компот…грушевый компот.

  1. Упражнение «Угадай слово» - работа над звуковой стороной речи.

Незнайка: Поиграем в загадки?  Что в корзине у меня – сли…ва, яб..локо, гру..ша, капу..ста, кааба…чок, поми..дор, огу..рец.

  1. Рефлексия.

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы мне помогли разобраться, что надо для супа, а что для компота. Я теперь знаю, как узнать овощи и фрукты. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

  1. Итог.

Воспитатель: Мы не только помогли Незнайке, но и сами повторили, что называется овощами, а что фруктами. Описали фрукты и овощи.   

  1.    Практическое задание (по выбору детей): рисование, штрихование овощей и фруктов с помощью трафареток, настольные игры « Разложи фрукты и овощи», «В суп – в компот», «Собери картинку» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по развитию речи в подготовительной группе

Цикл занятий разработан с учётом опыта работы по развитию речи дошкольников. Обьединяет занятия общая тема - "Животные"...

Цикл занятий по развитию речи для детей второй младшей группы

На занятиях решаются задачи по звуковой культуре речи, по формированию грамматического строя речи, по развитию связной речи, по формированию словаря дошкольников. Все занятия объединены темой о живот...

Цикл занятий по развитию речи старший дошкольный возраст

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение г.Нижневартовск детский сад №15 «Солнышко»Конспект занятияРассматривание картины Васнецова«Иван-царевич на сером коне»старший дошколь...

Цикл занятий по развитию речи

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи, формирование грамматического строя речи....

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...

Циклы занятий по развитию речи

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С ...

Цикл занятий по развитию речи

Материалы адресованы воспитателям младшей группы ....