"Анализ художественного текста"
материал (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Куделина Юлия Юрьевна

Консультация для воспитетелей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_hudozhestvennogo_teksta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Сухиничи

 

Подготовила

учитель-логопед

Куделина Ю.Ю.

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержание, следовать за мыслью автора.

Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с ней.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для детей разного возраста существуют разные типы вопросов. Малышам от одного года до трех лет преимущественно задают репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те, которые малыш слышал в народных песенках и потешках: «Кисонька-мурысонька, где была?»... Зачастую вслед за вопросами предлагаются ответы. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга.

На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?», то есть пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать.

Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Существуют еще так называемые наводящие вопросы, то есть те, которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящий вопрос от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Например: «Этот мальчик смелый, да?» или: «Кажется ли вам, что этот мальчик смелый, так ведь?». Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в его правильности. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным.

Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый человек вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.

Если взрослый только учится анализировать произведение. То на первых порах лучше составить «партитуру» текста, то есть параллельно тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них. Наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого. Сделав несколько подобных анализов, педагог будет глубже понимать произведение и увереннее вести беседу с ребенком.

Поясним на примере. Для анализа выбрано стихотворение В.Левина «Белая страна» («Зимняя загадка»). Работа ведется в старшей группе ДОУ.

Порядок анализа

  1. Выразительное чтение стихотворения детям.
  2. Работа над анализом текста путем постановки вопросов.

Я вчера смотрел в окно.

Было там темным-темно.

Утром глянул — вот-те на!

Что за белая страна?

Там белое небо,

Там белые горы,

Там белые улицы белого города.

Там белые ели,

Там белые клёны,

Там белые ходят по кронам вороны.

Там белые белки

На белых ветвях

С орехами белыми в белых зубах...

Не привиделась она

Мне во сне.

Что же это за страна

На окне?

Как изменился мир за окном?

Зачем так часто поэт использует слово «белый»? (возвращаемся к стихотворению и читаем 2, 3, 4-ю строфы). Вместе с детьми приходим к выводу: поэт хочет показать преображение мира, иной пейзаж, контрастный первоначальному: темным-темно / белым-бело.

Что за «белая страна» нарисована поэтом?

Наводящие вопросы: Что произошло в природе? Почему стали возможны такие изменения и где их увидел автор?

Почему поэт просто не сказал читателю, что пришла зима?

На последний вопрос дети ответят по-разному, взрослый должен дополнить, уточнить: о зиме говорили многие поэты, но В.Левин сумел сказать о ней по-своему. Он назвал ее белой страной, и чтобы сделать свой рассказ о зиме необычным, использовал загадку-описание. Она удерживает внимание читателя, интригует его.

Не забывайте: хотя стихотворение сюжетное, к нему нельзя задавать много вопросов, иначе мы нарушим восприятие ребенка.

Анализ прозаического произведения в среде дошкольников также проводится путем постановки вопросов к тексту. Для анализа следует выбирать небольшие по объему произведения. Чтобы дети могли удержать их в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них – яркими, неординарными. Надо находить текст, где есть материал для серьезного разговора с детьми. Для обсуждения чего-либо. В нем не должно быть вовсе или должно быть мало описаний, которые трудно воспринимаются детьми. Хорошо, если книга иллюстрирована: иллюстрация может помочь удержать текст в памяти, прояснить его смысл.

Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания. А иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка. Взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для подражания. Надо мыть руки, потому что это делает литературный герой; надо любить бабушку, маму и т.д., потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Если мы постоянно будем твердить ребенку, что он должен походить на положительного героя книги, ему обязательно захочется стать таким, как отрицательный герой.

Анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учить думать. Сопоставлять. И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом виде работы.

Литература:

Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи». –М. Линка-Пресс,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

Анализ художественного текста

Анализ художественного текста.     Анализ художественного текста — самый сложный, но необходимый вид работы,  но детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумы...

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ДОШКОЛЬНИКА

Ознакомление с окружающим и развитие речи – одна их важнейших задач обучения. Вместе с тем эта работа направлена и на воспитание ребенка, на формирование положительных черт характера и личности. «Усва...

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста...

«Образовательный салон» для педагогов: «Основания подбора художественных текстов»

Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама « работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художест...

«Инновационные технологии и приемы анализа художественного текста русских народных сказок» (из опыта работы воспитателя Корневой Е.А.)

В методической разработке подробно описаны  методы и приемы работы со старшими дошкольниками при анализе художественного текста русских народных  сказок....