Анализ художественного текста
консультация по развитию речи по теме

Рыжих Наталия Степановна

 

image

Анализ художественного текста.

 

 

   Анализ художественного текста — самый сложный, но необходимый вид работы,  но детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и «вчитываться» то есть видеть глубину содержании, следовать за мыслью автора и постигать ее.

   Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

   Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с ней, в отсутствии чувства меры и вкуса. Чему можно научить дошкольника, анализируя текст? При работе с детьми старшего возраста используется только один вид анализа текста «вслед за автором», то есть тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит  малыша можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос,  понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для детей разного возраста существуют разные тины вопросов. Малышам от одного года до трех лет преимущественно задаются репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, н по смыслу напоминают те, которые малыш слышал в народных песенках и потешках: «Кисонька-мурысенька где была?», «Заинька, где ты был-побывал?» Зачастую вслед за вопросами предлагаются ответы. Диалогичес­кая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем эго умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений. Такие вопросы преимущественно задаются или к прозаическим текстам, или к поэтическим текстам сюжетного характера. На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность н стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребёнку необходим анализ литературного произведения как ещё один источник познания действительности. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?». Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными. Доступность вопроса предполагает ясность, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т. д., чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. 

Поскольку литература - это один из видов художественноготворчества, то в процессе анализа детям следует показать как "сделано" произведение; то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которые использовал автор и которые доступны детям.

   Существуют еще так называемые наводящие вопросы, это те которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие вопросы и подсказывающие, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на такой вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в правильности. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным. Вопросы для анализа текста должны быть продуманы  заранее. Чем глубже взрослый вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ художественного текста.

 

   Анализ художественного текста — самый сложный, но необходимый вид работы,  но детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать, но и «вчитываться» то есть видеть глубину содержании, следовать за мыслью автора и постигать ее.

   Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает, с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у читателя при ознакомлении с текстом.

   Думается, что дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с ней, в отсутствии чувства меры и вкуса. Чему можно научить дошкольника, анализируя текст? При работе с детьми старшего возраста используется только один вид анализа текста «вслед за автором», то есть тот вид, где соблюдается логика развития действия. Значит  малыша можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и должно научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос,  понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике.

Для детей разного возраста существуют разные тины вопросов. Малышам от одного года до трех лет преимущественно задаются репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, н по смыслу напоминают те, которые малыш слышал в народных песенках и потешках: «Кисонька-мурысенька где была?», «Заинька, где ты был-побывал?» Зачастую вслед за вопросами предлагаются ответы. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем эго умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений. Такие вопросы преимущественно задаются или к прозаическим текстам, или к поэтическим текстам сюжетного характера. На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность н стремлении добиться ответов свидетельствуют о том, что ребёнку необходим анализ литературного произведения как ещё один источник познания действительности. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?». Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными. Доступность вопроса предполагает ясность, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? кто и где? и т. д., чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ.

Поскольку литература — это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям следует показать как «сделано» произведение: то есть дать



Предварительный просмотр:

им представление о тех художественных приемах и средствах, которые использовал автор и которые доступны детям.

   Существуют еще так называемые наводящие вопросы, это те которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие вопросы и подсказывающие, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на такой вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в правильности. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным. Вопросы для анализа текста должны быть продуманы  заранее. Чем глубже взрослый вникнет в смысл читаемого, тем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Контрольная работа «Методика развития детской речи» «Обучение детей пересказу художественного текста»

Контрольная работа  по методике развития детской речи "Обучение детей перессказу художественного текста"Тема: «Обучение детей пересказу художественного текста» План Введение.1. Значение...

"Анализ художественного текста"

Консультация для воспитетелей...

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ В ВОСПИТАНИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО ДОШКОЛЬНИКА

Ознакомление с окружающим и развитие речи – одна их важнейших задач обучения. Вместе с тем эта работа направлена и на воспитание ребенка, на формирование положительных черт характера и личности. «Усва...

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста

Картотека художественных текстов для чтения детей старшего дошкольного возраста...

«Образовательный салон» для педагогов: «Основания подбора художественных текстов»

Для реализации образовательного потенциала художественной литературы – чтобы книга сама « работала» на развитие ребенка – воспитатель должен пользоваться совокупностью художест...

«Инновационные технологии и приемы анализа художественного текста русских народных сказок» (из опыта работы воспитателя Корневой Е.А.)

В методической разработке подробно описаны  методы и приемы работы со старшими дошкольниками при анализе художественного текста русских народных  сказок....