Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Старавойтова Елена Анатольевна

   Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества, а именно, сказка развивает в детях нравственные понятия и служит средством патриотического воспитания.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_skazke.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ»  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 г. КЫЗЫЛ  РЕСПУБЛИКА ТЫВА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(образовательная область «Чтение художественной литературы»)

   Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым »

 

Подготовили воспитатели

1 квалификационной категории:

Старавойтова Елена Анатольевна,

Лунегова Надежда Викторовна

Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»

 (старшая группа)

Цель: 

  1. учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
  2. учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
  3. учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
  4. воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
  5. воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
  6. расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде,  прививать любовь к животным;
  7. активизировать словарь детей.

Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.

Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.

Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.

                            Ход занятия.

1 часть

-Ребята, я   загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

                     Не старик он – а горбат,

                     Не овца - а шерсти клад.

                     И силен, и терпелив.

                     По душе ему пустыни,

                     Там живет, где зреют дыни.

                                                                         (Верблюд)

- Почему вы думаете, что это верблюд?

Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.

На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»

- Посмотрите на картину. Кто это?

Д: верблюд с верблюжонком.

- Как можно назвать ласково верблюжонка?

Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …

- Как можно сказать про верблюжонка, какой он?

Д:  Рыженький, лохматый…..

- Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.

- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?

Д: маленький, слабый…

Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.

 Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.

2 часть

- Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»

            Рассказываю сказку (используя фланелеграф).

                             КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ

(тувинская народная сказка)

  Говорят, когда-то давно верблюд был са мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу чие рога.

  Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.

- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.

 Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.

 B тот же день встретился ему конь и попро сил:

- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!

 Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.

 Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.

  Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.

   A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.

- Понравилась вам сказка?  Вы запомнили как она  называется?

- Про кого говорится в этой сказке?

- Каким был верблюд в давние времена?

Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.  

- Куда однажды пришел верблюд?

Д: Он пришел к реке.

- Кого он там повстречал?

Д: Марала.

- О чем попросил марал верблюда?

Д: Одолжи мне свои рога.

- С кем еще повстречался верблюд на берегу?

Д: Верблюд повстречал коня.

- Что попросил конь у верблюда?

Д: Он попросил хвост.

- Что делал верблюд в ожидании коня и марала?

Д: Он пил воду и глядел на дорогу.

- Почему марал перестал выходить из леса?

- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?

- А что произошло с верблюдом?

Д: Он стал некрасивым.

- Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?

Как вы понимаете слово степь?

Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.  

-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).  

- А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).  

 -  А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.

              Повторное рассказывание сказки воспитателем.

- Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.

Выполним упражнение

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

Выполняются движения по тексту:

                      Быстро встаньте, улыбнитесь,

                      Выше, ниже, потянитесь.

                       Ну-ка, плечи распрямите,

                      Поднимите, опустите.

                      Влево, вправо повернитесь,

                       Рук коленями коснулись.

                      Сели - встали, сели - встали

                       И на месте побежали.

- Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.

    После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).

 - Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?

Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.

- А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?

-  Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?

Д: Грустный.

- А почему?

Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.

              Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.

     (Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)

Интересно прокатиться

На коне и на слоне!

Но удобнее сидится

У верблюда на спине!

                С виду горд и непреклонен,

                Он на деле не таков!

                По натуре он тихоня

                И добряк из добряков!

У кого возможность будет

Съездить в жаркие края

Прокатиться на верблюде!

Право здорово друзья.

(С. Баруздин)

Итог: Вам понравилось наше занятие?

А что понравилось больше всего?

Как называется сказка, которую мы пересказывали?

Используемые материалы:

1. «Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми чтение художественной литературы. Рассказ Е.Пермяка "Как Маша стала большой"

Знакомство с творчеством Е.Пермяка чтение и перессказывание рассказа "Как Маша стала большой", беседа по тексту, перессказ с использованием мнемо-таблицы...

Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой:"Пересказ русской народной сказки:"Царевна - лягушка"

На кружке :"Планета книголюбов использую различные методы и приёмы.Главной задачей является привите интереса к чтению.Ведь детям проще всего посмотреть фильм,поиграть в компьютер,а вот читать дети и в...

Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....

конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»

конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»...

Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)

Пр. Пр.     Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...