Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества, а именно, сказка развивает в детях нравственные понятия и служит средством патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
г. КЫЗЫЛ РЕСПУБЛИКА ТЫВА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(образовательная область «Чтение художественной литературы»)
Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым »
Подготовили воспитатели
1 квалификационной категории:
Старавойтова Елена Анатольевна,
Лунегова Надежда Викторовна
Тема: «Пересказ тувинской народной сказки «Как верблюд стал некрасивым»
(старшая группа)
Цель:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему;
- учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова;
- учить использовать в речи слова с противоположенным значением (большой – маленький; сильный - слабый.);
- воспитывать интерес к устному тувинскому народному творчеству;
- воспитывать умение слушать сказку, оценивать поступки героев;
- расширить представления детей о верблюде, его внешнем виде, прививать любовь к животным;
- активизировать словарь детей.
Материал: книга, иллюстрации к сказке, картина из серии «Домашние животные. Верблюд», магнитофон с записью мелодии для исполнения песни, фотографии: степь, марал, тайга.
Словарь: степь, марал, тайга, могучие рога.
Методические приемы: беседа, вопросы, напоминание, работа со схемой, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадки.
Ход занятия.
1 часть
-Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать. Отгадав, вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
Не старик он – а горбат,
Не овца - а шерсти клад.
И силен, и терпелив.
По душе ему пустыни,
Там живет, где зреют дыни.
(Верблюд)
- Почему вы думаете, что это верблюд?
Д: Потому что у верблюда есть горбы и живет он в пустыне.
На стенд выставляю картину «Верблюдица с верблюжонком»
- Посмотрите на картину. Кто это?
Д: верблюд с верблюжонком.
- Как можно назвать ласково верблюжонка?
Д: верблюдик, верблюжонок, верблюжоночек, …
- Как можно сказать про верблюжонка, какой он?
Д: Рыженький, лохматый…..
- Верблюжонок маленький, а верблюд… - большой.
- Верблюд большой, сильный. А верблюжонок?
Д: маленький, слабый…
Да, ребята, верблюжонок еще слабый. А когда подрастет, то будет …сильный.
Верблюжонок вырастет и станет красивым и сильным животным.
2 часть
- Сегодня я хочу вам рассказать тувинскую народную сказку «Как верблюд стал некрасивым»
Рассказываю сказку (используя фланелеграф).
КАК ВЕРБЛЮД СТАЛ НЕКРАСИВЫМ
(тувинская народная сказка)
Говорят, когда-то давно верблюд был са мым красивым животным. У него был пышный длинный хвост и красивые могу чие рога.
Однажды он подошел напиться к реке и повстречал марала.
- Я иду на праздник, одолжи мне твои рога, братец! - попросил марал.
Верблюд согласился и остался ждать его на берегу.
B тот же день встретился ему конь и попро сил:
- Я иду на праздник, одолжи мне твой хвост, братец!
Верблюд опять согласился и остался ждать его на берегу.
Марал и конь ускакали. Верблюд в ожидании целый день пил воду и глядел на дорогу. Но ни коня, ни марала не было видно. Марал обманул верблюда, ускакал в тайгу и пе рестал выходить в степь. Чужие рога навсегда прижились y него.
Конь, который обманом взял хвост, пугливо убегает прочь, едва завидит верблюда.
A верблюд c тех пор стал самым некрасивым и сердитым животным.
- Понравилась вам сказка? Вы запомнили как она называется?
- Про кого говорится в этой сказке?
- Каким был верблюд в давние времена?
Д: верблюд был красивым, у него были могучие рога и пушистый длинный хвост.
- Куда однажды пришел верблюд?
Д: Он пришел к реке.
- Кого он там повстречал?
Д: Марала.
- О чем попросил марал верблюда?
Д: Одолжи мне свои рога.
- С кем еще повстречался верблюд на берегу?
Д: Верблюд повстречал коня.
- Что попросил конь у верблюда?
Д: Он попросил хвост.
- Что делал верблюд в ожидании коня и марала?
Д: Он пил воду и глядел на дорогу.
- Почему марал перестал выходить из леса?
- Почему конь, увидев верблюда убегает прочь?
- А что произошло с верблюдом?
Д: Он стал некрасивым.
- Как вы думаете хорошо поступили конь и марал?
Как вы понимаете слово степь?
Степь - это большое безлесное, ровное пространство с травянистой растительностью.
-А марал? Это большой благородный олень (показ иллюстрации).
- А что такое тайга? (Это густой лес, где растет очень много деревьев в нем всегда сыро и мрачно).
- А сейчас я вам еще раз расскажу сказку, а вы постарайтесь ее запомнить, потому что потом вы будете пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточку – подсказку. Я буду рассказывать сказку, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточку.
Повторное рассказывание сказки воспитателем.
- Перед тем как начать пересказывать сказку давайте встанем и отдохнем.
Выполним упражнение
«Быстро встаньте, улыбнитесь»
Выполняются движения по тексту:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, ниже, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
- Отдохнули, давайте дальше продолжать наше занятие.
После повторного рассказывания предлагаю детям пересказать сказку. (Начинает самый сильный ребенок или по желанию).
- Скажите, чей пересказ вам понравился больше всего и почему?
Д: Мне понравился рассказ Маши, потому что он был полным и эмоциональным.
- А тебе Айдыс, чья сказка понравилась?
- Как вы думаете, какой верблюд грустный или веселый?
Д: Грустный.
- А почему?
Д: Потому что марал и конь обманули его и забрали у него хвост и рога.
Чтобы ему не было грустно давайте споем ему веселую песенку, которую мы учили на музыкальном занятии.
(Включаю магнитофон и дети исполняют песенку)
Интересно прокатиться
На коне и на слоне!
Но удобнее сидится
У верблюда на спине!
С виду горд и непреклонен,
Он на деле не таков!
По натуре он тихоня
И добряк из добряков!
У кого возможность будет
Съездить в жаркие края
Прокатиться на верблюде!
Право здорово друзья.
(С. Баруздин)
Итог: Вам понравилось наше занятие?
А что понравилось больше всего?
Как называется сказка, которую мы пересказывали?
Используемые материалы:
1. «Тувинские народные сказки», М.: Детская литература, 1984 г. – 112 с. Пересказ и литературная обработка для детей М. Хадаханэ.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/21/risunok_5.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/28/picture-145879-1354129593.jpg)
Совместная деятельность с детьми чтение художественной литературы. Рассказ Е.Пермяка "Как Маша стала большой"
Знакомство с творчеством Е.Пермяка чтение и перессказывание рассказа "Как Маша стала большой", беседа по тексту, перессказ с использованием мнемо-таблицы...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/28/picture-52822.jpg)
Комплексное занятие по ознакомлению с художественной литературой:"Пересказ русской народной сказки:"Царевна - лягушка"
На кружке :"Планета книголюбов использую различные методы и приёмы.Главной задачей является привите интереса к чтению.Ведь детям проще всего посмотреть фильм,поиграть в компьютер,а вот читать дети и в...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-199304-1485008569.jpg)
Образовательная деятельность: Чтение художественной литературы в средней группе Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Педагог Моисеенко Наталья Николаевна
Задачи: Познавательная: Формирование целостной картины мира.Речевая: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе беседы, прочитанного....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/06/picture-652446-1438882695.jpg)
конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»
конспект НОД художественная литература "Пересказ русской народной сказки «Колобок»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-919168-1551003160.jpg)
Конспект НОД по развитию речи (чтение художественной литературы) «Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» (подготовительная группа)
Пр. Пр. Пр. задачи:Познакомить детей с итальянской сказкой «Как осёл петь перестал» (в обр. Дж. Родари). Помогать детям пересказывать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности чтение художественной литературы во второй группе раннего возраста на тему: «Рассказывание русской народной сказки Колобок».
Конспект занятия чтение художественной литературы во 2 группе раннего возраста...