пальчиковый игротренинг
статья по развитию речи на тему

что такое пальчиковый игротренинг ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_igrotrening.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый игротренинг – как средство целенаправленного развития мелкой моторики, речи, мышления, памяти и внимания.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией". Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.

Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т. к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что "движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой".

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

(Л. В. Фомина). Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь в дальнейшем и  подготовки  руки ребенка к письму. У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие даже  пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки... Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем.

Поставила следующие цели и задачи:

  1. развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  2. развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

  1. произвольное внимание;
  2. логическое мышление;
  3. зрительное и слуховое восприятие;
  4. память, речь детей;
  5. умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными  действиями.

В своей работе я использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что позволит обеспечить саморазвитие ребенка , а также целенаправленное развитие памяти, мышления, внимания и речи.

Свою работу я начала с введения  занятий по пальчиковому игротренингу, которые проходят в нашей группе два раза в неделю во второй половине дня. Занятия включают в себя:

  1. Массаж пальчиков
  2. Упражнения для разминки
  3. Игры на развитие мелкой моторики
  4. Упражнения с материалом ( шнурками, бусинами, прищепками, палочками, спичками, фасолью, горохом и т.д.)
  5. Начиная со второй половины года ( в средней группе) ввести графическую моторику ( рисование по трафаретам, по фигурным линейкам, штриховка, работа в тетрадях, выполнение графических упражнений, работа в прописях)

Помимо занятий я провожу индивидуальную работу с детьми которые не успевают на занятиях, у которых не получается то или иное действие или упражнение.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата необходимо делать работу по развитию мелкой моторики регулярной, используя различные формы:

  1. Занятия
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми
  3. Свободная деятельность самих детей

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в...

пальчиковый игротренинг

развитие мелкой моторики...

Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"

Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....

Пальчиковый игротренинг работы с детьми.

Пальчиковый игротренинг работы с детьми дошкольного возраста.Подавляющее большинство публикаций (М.М.Кольцовой, М.С.Рузиной, А.В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию исовершенствов...

Пальчиковый игротренинг

Семейный клуб «Школа дошколят»:(нетрадиционные игровые приемы)...

Сборник пальчиковых игр "Пальчиковый игротренинг"

Сборник пальчиковых игр "Пальчиковый игротренинг"....