Проект " Ребятам о зверятах"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Андриенко Оксана Николаевна

 

Проект

« Ребятам о зверятах»

с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы

«  Дикие животные наших лесов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37»

Проект

« Ребятам о зверятах»

с детьми группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в рамках лексической темы

«  Дикие животные наших лесов»

Составила:

О.Н. Андриенко,

воспитатель МБДОУ № 37

г.Братск, 2012г.

«Что такое человек без диких зверей?

Если все звери исчезнут, человек осиротеет и

тоже погибнет, поскольку то, что случилось с

животными, произойдет и с человеком».

(Смальт, вождь индейского

племени Дувомишей)

Проект « Ребятам о зверятах».

Данный проект поможет дошкольникам расширить знания о диких животных наших лесов. Итоговое завершение проекта – создание книги « Дикие животные».

Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта « Ребятам о зверятах».

Основополагающий вопрос:Может ли быть наша планета без животных?

Проблемныйвопрос: Почему дикие животные не могут жить в квартире?

Актуальность темы:Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Дети с речевыми нарушениями имеют недостаточные представления о животных наших лесов, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного высказывания о предмете, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие детей в проекте « Ребятам о зверятах» позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детёнышах, их особенностях жизни; развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением.

Участники: воспитатель, родители, дети старшей группы компенсирующей направленности.

По характеру деятельности:творческий.

По продолжительности:недельный

Задачи проекта:

1. Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах.

2. Обогатить словарь признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки).

3. Развивать связную речь через составление  описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.

4. Развивать навык самоконтроля за правильным звукопроизношением.

5. Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.

Предполагаемый результат для детей:

• Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, жизненные проявления, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

• Владеть обобщающим понятием «Дикие животные».

• Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходство и различие.

• Составлять описательный рассказ о животном с использованием плана-схемы.

• Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.

• Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный познавательный материал об этом животном.

Предполагаемый результат для воспитателя:

Конспекты занятий.

Презентация проекта: оформление книги « Дикие животные». 

Перспективный план проекта « Ребятам о зверятах»

по образовательным областям в группе компенсирующей направленности.

Образовательные области

Совместная деятельность с детьми

Игровая деятельность

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк»,

« Зоомагазин».

  1. Дидактические игры: «Кто где живёт», «Кто чем питается».
  2. Игра – драматизация по русской народной сказке « Теремок».

Коммуникативная деятельность

  1. Составление рассказов о животных и создание книги рассказов.
  2. Обогащение словаря детей.

-Беседы с детьми по темам: « Как животные готовятся к зиме?»;

-Рассматривание сюжетных картин по теме: « Дикие животные наших лесов»;

-Разбор и комментирование путаниц;

-Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;

 

Чтение художественной литературы

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», « Заюшкина избушка», « Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: « Белка-парашютистка», « Лиса» И. Новикова.

Познавательно-исследовательская

деятельность

-Загадывание загадок о животных;

-Рассказы воспитателя на темы: « Зачем ежу иголки?», « Почему зайца называют косым?», « Что делают белки, если корма в лесу не хватает?».

-Просмотр слайдов по теме;

-Творческие задания ««Спрячь зайца», «Помоги белочке сделать припасы»;

-Обучение правилам поведения в природе;

-Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о животных;

-Ведение календаря природы;

-Проблемные ситуации по теме: «Как люди могут помочь животным»;

-Рассказы педагога из личного опыта о животных;

-Групповые праздники «В гости к лесным зверятам».

Продуктивная деятельность

-лепка «Ёжик»,

-рисование животных наших лесов, аппликация « Зайчик в лесу»,

 -оригами- Заяц,

-коллаж « Царство диких животных».

-ручной труд – изготовление настольного театра «Зоопарк» (картон, цветная бумага).

Театрализованная деятельность

  1. Настольный театр «Зоопарк».
  2. Импровизация « Заюшкина избушка».

Двигательная деятельность

- П/игры: «Пустое место» , «Узнай по голосу», « Охотник и зайцы», « Волк во рву», « Охотники и звери»;

- Загадки- движения «Угадай животное»;

- Пальчиковые игры по теме: "Наш лужок", "Ёжик»;

- Физкультминутки по теме: «Заблудились мы в лесу», « Между ёлок, между сосен…»; « Скучно белочке в дупле»;

 - Спортивное развлечение «Пропуск в страну здоровья»;

 

Музыкально- художественная деятельность:

- Разучивание  песни: « Почему медведь зимой спит»;

- Слушание музыкального произведения: Л. Ребиков « Медведь»;

-Хороводная пляска: « Медведь с пирогами»;

-Слушание DVD и аудиозаписи : « Звуки леса»;

-Муз.ритм. движения «Зверюшки на дорожке», « Движения животных»

-Показ театра: « Шёл заяц по дорожке»

Содержание проекта «Ребятам о зверятах».

Этапы проекта

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьей

Деятельность с детьми

Взаимодействие с социумом

Вводный

Вводит в проблемную ситуацию: Почему лиса (медведь, заяц, волк, ёж, белка) не могут жить в квартире?

Анализируют ситуацию с детьми

Принимают участие в обсуждении

Посещение родителей с детьми городского Эколого-биологического центра

Планирование деятельности

Планирование содержания работы с родителями по речевому развитию детей в рамках темы «Дикие животные»

Консультативная работа с родителями

Построение системы работы с детьми: перспективное планирование занятий, деятельности по созданию предметно-развивающей среды, позволяющей детям самостоятельно или под руководством педагога определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить своё время и активно участвовать в процессе обучения и воспитания, взаимодействуя друг с  другом, педагогом, родителями

Осуществление проекта

Педагог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, поощряет усилия обеих сторон

Просмотр дома телепередач о животных

Презентация проекта

Создание книги « Дикие животные»

Оказывают помощь в сборе бросового  материала

Активные участники

Подведение итогов

Организует презентацию через представление создание книги « Дикие животные»

Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём.

Создание книги о диких животных

Перспективный план реализации проекта «Ребятам о зверятах»

Направление по повышению компетентности родителей

Совместная деятельность педагога с родителями

Совместная деятельность родителей с детьми

Срок

Результат

Информационно-аналитическое

Познакомить родителей с предполагаемым проектом

Поддерживают интерес к данной теме через беседы

Пон - к

Познавательное

Консультация:

« Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с животными»

Чтение энциклопедий о животных; просмотр иллюстраций, телепередач о животных

Домашнее задание на выходные дни: «Создание поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа о нём».

Вторник

Пятница

Повышенный интерес и любовь к природе

Пополнение предметно-развивающей среды:

- Настольный театр « Зоопарк»;

- Книга « Дикие животные»;

- Д\и: « Кто в домике живёт?»

Наглядно-информационное

Папка-передвижка: « Игры, позволяющие лучше узнать о диких животных»

Домашнее задание для родителей с детьми по активизации и обогащению словаря по данной теме

Пон- к

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Развитие грамматического строя речи у ребёнка:

- упражнять в образовании притяжательных местоимений;

- образование существительных с помощью суффикса –ищ;

- образование сложных прилагательных;

- образование существительных мн. числа именительного и родительного падежей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Ребятам о зверятах"

Проектная деятельность направленная на ознакомление с животными Средней полосы России....

Проект "Ребятам о зверятах". Познавательное развитие

Разнообразные ситуации общения с домашними животными дают большой запас представлений об  их особенностях, повадках, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними....

Проект "Ребятам о зверятах"

Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не ...

педагогический проект "Ребятам о зверятах"

Педагогический ПРОЕКТ«Ребятам о зверятах»...

Проект « Ребята и зверята»

Цель:• Закрепление знаний детей дошкольного возраста о диких и домашних животных.Задачи:• Закреплять знания детей о диких и домашних животных;• Формировать умение различать животных, пр...

Проект "Ребятам о зверятах " для детей второй младшей группы.

Формировать у детей элементы экологической культуры, воспитывать добрые, гуманные отношения к животным....

Консультация для педагогов младших групп по проекту "Ребятам о зверятах"

Консультация помогает определить общее направление деятельности музыкального руководителя и воспитателей во вторых младших группах нашего дошкольного отделения для согласованности действий и плодотвор...