"Спор животных и деревьев"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

конспект занятия по развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spor-_zanyatie_po_rzv.sv_.rechi_.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в подготовительной группе

«Спор животных и деревьев».

(развитие связной речи)

ДОУ №5

2009 год                                        Бобыкина О.Н.

Цель занятия:        развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение.

 Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

Воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.

Вызвать интерес к самостоятельному сочинению( творческое рассказывание по аналогии).

Обогащать словарь детей (соха, борона, в три обхвата, похваляться). Познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Оборудование:        иллюстрация к сказке К.Д.Ушинского, сказки «Спор животных», «Спор деревьев».

Ход занятия:

Воспитатель:        Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Со многими сказками, которые писатель слышал в детстве и пересказал, вы уже знакомы. Сегодня мы с вами познакомимся со сказками писателя, в которых перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.

Ребята, на свете есть звуки, которые украшают нашу жизнь. Какие это звуки?

Дети:        шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрёкот кузнечика…

Воспитатель:        прислушайтесь, какие звуки вы слышите сейчас? (тиканье часов, шум шагов в коридоре, пение в музыкальном зале). Я услышала ещё что- то.

                         (Воспитатель выставляет иллюстрацию)

 Это общаются животные! Интересно, что они обсуждают?

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!

Мне с  ребятами помоги- в картину нас перенеси!

Дети:        высказывают свои варианты диалогов животных.

Воспитатель:        Константин Дмитриевич Ушинский написал об этом сказку. Воспитатель выразительно читает  текст «Спор животных».

                                                

***

Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше любит.

-Конечно, меня,- говорит лошадь.- Я ему соху и борону таскаю, дрова из лесу вожу; сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

-Нет, хозяин меня любит больше,- говорит корова.- Я всю его семью молоком кормлю.

-Нет, меня,- ворчит собака,- я его добро стерегу.

Подслушал хозяин этот спор и говорит:

-Перестаньте спорить по- пустому! Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте.

Воспитатель (работа над содержанием по вопросам):

                Обсудить незнакомые слова (соха, борона)

Как бы вы назвали сказку?

Кто её написал?

Как одним словом можно назвать животных?

Назовите, каких домашних животных вы знаете?

Назовите, каких диких животных вы знаете?

О чём поспорили животные в сказке?

Как считает лошадь?

Чем полезна хозяину корова?

О чём ворчала собака?

 Почему спорили животные?

Кто разрешил их спор?

 Что сказал хозяин?

Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.

Упражнение «Какая польза от…?»

Дети перечисляют, какую пользу человеку приносят домашние животные. Затем называют пользу собаки для коровы и лошади, пользу лошади для собаки и коровы, пользу коровы для собаки и лошади.

Физкультминутка: выполняем подражательные движения в соответствии с текстом.

Головами покиваем,

Носиками помотаем,

А зубами постучим

И немножко помолчим.         Прижимаем указательные пальцы к губам.

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём

И немножко отдохнём.         Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками.

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой мы побьём

И немножко отдохнём.        Садятся на стульчики

Воспитатель:        а сейчас послушайте ещё одну сказку К.Д.Ушинского.

Выразительное чтение текста  «Спор деревьев».

                                                ***

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:        

—  Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вы резные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

—  Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато ра стут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румя ное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

—  Погодите,— говорит,— похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне все же оста нутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Воспитатель:        работа над содержанием рассказа по вопросам.

                Обсудить незнакомые слова( в три обхвата, похваляться)

Как можно назвать рассказ?

Какие деревья поспорили?

По какому вопросу возник спор?

Что говорил дуб?

О чем молвила яблоня?

Что ответила сосна?

А что могла сказать береза?

Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.

Работа с иллюстрацией: дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предло жить им назвать другие деревья, которые они знают.

Воспитатель предлагает детям сравнить два рассказа: «Спор животных» и «Спор деревьев», и сказать, что в них общего и чем они от личаются?

Упражнение «Хорошо или плохо»: предложить детям ответить на вопрос: Спорить — это хо рошо или плохо?

Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдешь правду.

Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается ис тина, но спорить нужно по делу. Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».

Познакомить детей с пословицами(повторить их хором, объяснить): «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»

Дети высказывают свое мнение, отвечая на вопросы: Бывал ли у вас пустой спор? Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?

Воспитатель предлагает  детям придумать свой рассказ, героями кото рого могут быть козлята (из сказки «Волк и семеро козлят»). Они спорят, кого из них мама больше любит, кто из них лучше и любимее.                                                                                        

Или это будут солнце, ветер, вода, которые спорят, кто из них нужнее в природе.

Вот наше путешествие и закончилось.

На одной ножке покружусь-

В детском садике окажусь!

Воспитатель:        яблонька передала вам угощение! Дети пьют яблочный сок и едят яблоки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка: «Спор животных»

                Сказка: «Спор животных»...

Примерный сценарий индивидуального логопедического занятия "Пересказ сказки "Спор животных". Закрепление темы "Домашние животные".

В предлагаемом сценарии индивидуального логопедического занятия показано, как создать образовательную среду для уточнения и активизации словаря по теме "Домашние животные", формирования лексико-грамма...

Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».

Занятие  по экологии Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».Задачи: Формировать элементарные представления о живой природе; содействовать расширению представ...

Конспект НОД по развитию речи для детей 2-й младшей группы на тему: «Рассматривание картины «СПОР ЖИВОТНЫХ»

Целью данного занятия по развитию речи, в основном, являлась задача развития связной речи дошкольников, а также формирование умения отвечать на вопросы по картине, составление совместно с воспитателем...

Творческое рассказывание на основе рассказа К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

Развитие навыков связной речи на основе упражнения в составлении творческого рассказа....

театрализованный пересказ сказки К,Д, Ушинского "Спор животных"

Материал будет полезен для учителей-логопедов, воспитателей старшей группы....

Сказка " Спор животных"

Инсценирование сказки " Спор животных"...