Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

открытого музыкального занятия для детей средней группы на муниципальный методический фестиваль «От творчества учителя – к успеху ученика» (дошкольный блок). В номинации «Лучший современный урок (занятие)»

 

Тема занятия: Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дербенцева Т.В.

Музыкальный руководитель

I категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красный Сулин

2012г.

Тема: Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса.

Цель: Развитие музыкального слуха и голоса.

Задачи:

 

Коррекционные задачи:

  • развивать просодики речи;

  • развивать слуховое внимание и слуховую память;

  • коррекция речи двигательных навыков отражающих эмоциональное состояние ребенка.

 

Задачи по музыкально-образовательному воспитанию:

  • развивать певческий голос и музыкальный слух;

  • продолжать формировать пение в унисон;

  • развивать дикцию;

  • развивать сенсорные музыкальные способности;

  • воспитание у детей органичного для музыкального искусства интонационного целостного музыкального мышления.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитывать коммуникативные навыки, умение сопереживать и сочувствовать;

  • формировать бережное отношение к игровому материалу.

 

Методическое обеспечение:

 

Разучивание песен: «Песенка про лесенку» муз. Ю. Слонова, сл. Е. Карасева, «Бычок» муз. И. Бодраченко, сл. В. Викторова, «У берега речушки» муз. И. Бодраченко, сл. В. Викторова.

Разучивание музыкальной игры: «Зайцы и ветерок» муз. и сл. И. Бодраченко. Разучивание пальчиковой – речевой игры по стихотворению И. Бодраченко.

Разучивание стихотворений: А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

Словарная работа: оркестр, бубен, вступление.

 

Дидактические средства: мягкие игрушки; деревянные ложки; бубен; пиктограммы эмоций – грусть, удивление, спокойствие, испуг, радость, злость; мягкие модули.

 

Аудио средства: музыкальный центр, диски с записью музыки.

 

Мотивация: Совместное строительство музыкальной лесенки для игрушек (из модулей). Ребенок чувствует свою необходимость и значимость (мотивация общения). Дети хотят развеселить найденные брошенные старые игрушки, то есть ребенок «помогает» игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы (игровая мотивация).

Методика проведения

 

В зале у центральной стены лежат разноцветные модули, в углу стоит коробок с мягкими игрушками.

Звучит тихо музыка.

Музыкальный руководитель приглашает детей пройти в музыкальный зал, пением здоровается с детьми. Просит детей прислушаться к своему голосу и чисто проинтонировать слово здравствуйте. Проводится пальчиковая речевая игра по ст. И. Бодраченко.

 

Муз. рук. Утром рано я встаю,

Свою песенку пою

И со мною дружно в лад

Подпевают...

 

Дети. 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы.)

 

Муз. рук. и дети. Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены - «ежик»). Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения - «уж ползет», текст произносят громким шепотом). И поют ее зайчата (приставляют ладони к голове - «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом). А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом). А в болоте лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы - «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом). Даже страшный крокодил. Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху - «пасть крокодила», произносят громким шепотом).

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем.

 

Муз. рук. А о чем же

в ней поется?

 

Дети. Как нам весело живется! (Разводят руки в стороны).

 

Муз. рук. Спрашивает детей, какое у них настроение, предлагает с хорошим настроением начать занятие. (Дети проходят фо-но).

 

Муз. рук.: Пианино открывается,

Голосок наш просыпается.

Олечка, помоги нам разбудить наш голосок.

Муз. рук. просит ребенка нажать на клавишу.

 

Муз. рук.: Услышала я звук ушами,

Поймала его и с пела (пропивает звук на «А-а-а».)

Правильно я поймала звук?

Проснулся мой голосок?

Давайте в месте по пробуем.

Затем к инструменту приглашаются другие дети, нажимают клавишу. Ловят звук исполняя его на «у».

 

Далее муз. рук. проводит с детьми работу над унисоном.

 

Муз. рук.: Ребята, а у вас горлышко не болит? Широко откройте ротик и спойте, как я «А-а-а» (грудной регистр). Саша покажи горлышко.

Муз. рук. проходит то у одному, то к другому ребенку и вместе с ним поет звук, при этом спрашивая, не болит ли горлышко. После того, как ребенок спел 1 или 2 раза, его обязательно хвалят, говоря: «Не болит у Саши горлышко, и голосок поет звонко, красиво». Пока муз. рук. работает с одним ребенком, другие малыши слышат и понимают, как должен прозвучать звук, как настраиваться на него.

Муз. рук. Вот и проснулся, у всех ребят голосочек.

Давайте дружно споем «Песенку про лесенку»

Муз. Ю Слонова, сл. Е. Карасева.

Муз. рук. просит детей петь, не громко, бережно относится к своему голосу, предлагает солистам спеть эту песню. Хвалит ребят за их чистое интонирование.

Муз. рук. Как хорошо Вы спели «песенку про лесенку», давайте с вами из этих замечательных модулей построим эту лесенку.

Дети вместе с муз. рук. строят лесенку.

Муз. рук. Вот и все готова лесенка.

Ну, а где же наши песенки?

Знаю, знаю, где то тут ждут, когда же их найдут.

Педагог и дети обнаруживают стоящую в углу большую коробку, приносят её, в ней лежат забытые старые игрушки. Педагог достает одну из старых игрушек и читает стих. В. Берестова «Безделушка»

Посадили игрушку на полку

И бедняжка грустит втихомолку.

Что она не игрушка,

Что она безделушка

От которой ни проку ни толку.

Посадили игрушку на полку.

Муз. рук. Берет другую игрушку, достает из коробки и разыгрывает сценку разговор между игрушками. Спрашивает у детей, что бы хотели сказать вам дети, забытые игрушки?

Муз. рук. Нам хочется с вами играть!

Нам хочется с вами скакать!

Нам хочется с вами дружить!

Друг другу в гости ходить!

А мы все сидим без дела

И так это нам надоело!

Вот грустим втихомолку

Посадим игрушки на полку!

Педагог предлагает извлечь все игрушки на полки, ведь все они замечательные и найти им место на лесенке.

Муз. рук. (игрушка) С вами будим мы играть,

И стихи для вас читать

Мы вам песенки споем

На прогулку вас возьмем

Педагог достает из коробки игрушечного зайку.

Муз. рук. «рассматривая игрушку». Не тот ли это зайка, которого бросила хозяйка (ответы детей). Проводится речевая игра по стих. Барто (с использованием пиктограмм эмоций).

Зайку бросила хозяйку

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Педагог поочередно поднимает ту или иную карточку, дети выразительно произносят одну или две строчки стихотворения с мимикой и жестами отражающими соответствующее эмоциональное состояние.

Работая над эмоциональной выразительностью произношения текста над мимикой жестами. Педагог просит детей объяснить, почему они произносят текст весело, почему грустно, почему со злостью. Внимательно выслушивает высказывание детей.

Муз. рук. Да не легко живется на свете, если ты игрушечный, то хозяйка тебя забудет, под дождем бросит, то в лесу один останешься. Что бы развеселить нашего зайку предлагаю сыграть веселую «полечку» муз. Глинка (дети разбирают ложки, бубны).

Педагог спрашивает, на чем он играет, уточняет как нужно играть в оркестре. Дети играют польку. Вот и развеселился наш зайка.

  • А вы ребята хотите превратиться в маленьких веселых зайчат (ответы детей). Проводится музыкальная игра «Зайцы и ветерок» муз. и сл. Бодраченко.

Муз. рук. А вот маленький бычок,

Желтенький бычок ножками ступает, головой мотает.

Куда же ты бычок? Затравкой на лужок.

Дети исполняют песню «Бычок» муз. И. Бодраченко, сл. И. Викторова без сопровождения фо-но. Муз. рук. хвалит детей и предлагает спеть песню за фо-но. Побуждает детей петь весело, эмоционально, обыгрывает игрушку. Муз. рук. предлагает с лесенки взять понравившуюся игрушку и разучить с ней танец (Танец с игрушками). В конце занятия педагог прощается с детьми и отдает детям полюбившуюся им игрушку.

Дети обещают бережно обращаться с игрушками, что бы у них всегда было хорошее настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_uchitelya.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории №20 «Чебурашка».

Конспект

открытого музыкального занятия для детей средней группы на муниципальный методический фестиваль «От творчества учителя – к успеху ученика» (дошкольный блок). В номинации «Лучший современный урок (занятие)»

Тема занятия: Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса.

Дербенцева Т.В.

Музыкальный руководитель

 I категории

г. Красный Сулин

2012г.

Тема: Игровые приемы в работе над развитием певческого голоса.

Цель: Развитие музыкального слуха и голоса.

Задачи:

Коррекционные задачи:

  1. развивать просодики речи;
  2. развивать слуховое внимание и слуховую память;
  3. коррекция речи двигательных навыков отражающих эмоциональное состояние ребенка.

Задачи по музыкально-образовательному воспитанию:

  1. развивать певческий голос и музыкальный слух;
  2. продолжать формировать пение в унисон;
  3. развивать дикцию;
  4. развивать сенсорные музыкальные способности;
  5. воспитание у детей органичного для музыкального искусства интонационного целостного музыкального мышления.

Воспитательные задачи:

  1. воспитывать коммуникативные навыки, умение сопереживать и сочувствовать;
  2. формировать бережное отношение к игровому материалу.

Методическое обеспечение:

Разучивание песен: «Песенка про лесенку» муз. Ю. Слонова, сл. Е. Карасева, «Бычок» муз. И. Бодраченко, сл. В. Викторова, «У берега речушки» муз.  И. Бодраченко, сл. В. Викторова.

Разучивание музыкальной игры: «Зайцы и ветерок» муз. и сл. И. Бодраченко. Разучивание пальчиковой – речевой игры по стихотворению И. Бодраченко.

Разучивание стихотворений: А. Барто «Зайку бросила хозяйка».

Словарная работа: оркестр, бубен, вступление.

Дидактические средства: мягкие игрушки; деревянные ложки; бубен; пиктограммы эмоций – грусть, удивление, спокойствие, испуг, радость, злость; мягкие модули.

Аудио средства: музыкальный центр, диски с записью музыки.

Мотивация: Совместное строительство музыкальной лесенки для игрушек (из модулей). Ребенок чувствует свою необходимость и значимость (мотивация общения). Дети хотят развеселить найденные брошенные старые игрушки, то есть ребенок «помогает» игрушкам решать их практические и интеллектуальные проблемы (игровая мотивация).

Методика проведения

В зале у центральной стены лежат разноцветные модули, в углу стоит коробок с мягкими игрушками.

Звучит тихо музыка.

Музыкальный руководитель приглашает детей пройти в музыкальный зал, пением здоровается с детьми. Просит детей прислушаться к своему голосу и чисто проинтонировать слово здравствуйте. Проводится пальчиковая речевая игра по ст. И. Бодраченко.

Муз. рук. Утром рано я встаю,

Свою песенку пою

И со мною дружно в лад

Подпевают...

 

Дети. 100 ребят! (Поднимают руки вверх, расставив пальцы.)

Муз. рук. и дети. Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены - «ежик»). Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения - «уж ползет», текст произносят громким шепотом).  И поют ее зайчата (приставляют ладони к голове - «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом). А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом). А в болоте лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы - «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом). Даже страшный крокодил. Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху - «пасть крокодила», произносят громким шепотом).

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем.

Муз. рук. А о чем же

в ней поется?

Дети. Как нам весело живется! (Разводят руки в стороны).

Муз. рук. Спрашивает детей, какое у них настроение, предлагает с хорошим настроением начать занятие. (Дети проходят фо-но).

Муз. рук.: Пианино открывается,

Голосок наш просыпается.

Олечка, помоги нам разбудить наш голосок.

Муз. рук. просит ребенка нажать на клавишу.

Муз. рук.: Услышала я звук ушами,

Поймала его и с пела (пропивает звук на «А-а-а».)

Правильно я поймала звук?

Проснулся мой голосок?

Давайте в месте по пробуем.

Затем к инструменту приглашаются другие дети, нажимают клавишу. Ловят звук исполняя его на «у».

Далее муз. рук. проводит с детьми работу над унисоном.

Муз. рук.: Ребята, а у вас горлышко не болит? Широко откройте ротик и спойте, как я «А-а-а» (грудной регистр). Саша покажи горлышко.

Муз. рук. проходит то у одному, то к другому ребенку и вместе с ним поет звук, при этом спрашивая, не болит ли горлышко. После того, как ребенок спел 1 или 2 раза, его обязательно хвалят, говоря: «Не болит у Саши горлышко, и голосок поет звонко, красиво». Пока муз. рук. работает с одним ребенком, другие малыши слышат и понимают, как должен прозвучать звук, как настраиваться на него.

Муз. рук. Вот и проснулся, у всех ребят голосочек.

Давайте  дружно споем «Песенку про лесенку»

Муз. Ю Слонова, сл. Е. Карасева.

Муз. рук. просит детей петь, не громко, бережно относится к своему голосу, предлагает солистам спеть эту песню. Хвалит ребят за их чистое интонирование.

Муз. рук. Как хорошо Вы спели «песенку про лесенку», давайте с вами  из этих замечательных модулей построим эту лесенку.

Дети вместе с муз. рук. строят лесенку.

Муз. рук. Вот и все готова лесенка.

Ну, а где же наши песенки?

Знаю, знаю, где то тут ждут, когда же их найдут.

Педагог и дети обнаруживают стоящую в углу большую коробку, приносят её, в ней лежат забытые старые игрушки. Педагог достает одну из старых игрушек и читает стих. В. Берестова «Безделушка»

Посадили игрушку на полку

И бедняжка грустит втихомолку.

Что она не игрушка,

Что она безделушка

От которой ни проку ни толку.

Посадили игрушку на полку.

Муз. рук. Берет другую игрушку, достает из коробки и разыгрывает сценку разговор между игрушками. Спрашивает у детей, что бы хотели сказать вам дети, забытые игрушки?

Муз. рук. Нам хочется с вами играть!

Нам хочется с вами скакать!

Нам хочется с вами дружить!

Друг другу в гости ходить!

А мы все сидим без дела

И так это нам надоело!

Вот грустим втихомолку

Посадим игрушки на полку!

Педагог предлагает извлечь все игрушки на полки, ведь все они замечательные и найти им место на лесенке.

Муз. рук. (игрушка) С вами будим мы играть,

И стихи для вас читать

Мы вам песенки споем

На прогулку вас возьмем

Педагог достает из коробки игрушечного зайку.

Муз. рук. «рассматривая игрушку». Не тот ли это зайка, которого бросила хозяйка (ответы детей). Проводится речевая игра по стих. Барто (с использованием пиктограмм эмоций).

Зайку бросила хозяйку

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Педагог поочередно поднимает ту или иную карточку, дети выразительно произносят одну или две строчки стихотворения с мимикой и жестами отражающими соответствующее эмоциональное состояние.

Работая над эмоциональной выразительностью произношения текста над мимикой жестами. Педагог просит детей объяснить, почему они произносят текст весело, почему грустно, почему со злостью. Внимательно выслушивает высказывание детей.

Муз. рук. Да не легко живется на свете, если ты игрушечный, то хозяйка тебя забудет, под дождем бросит, то в лесу один останешься. Что бы развеселить нашего зайку предлагаю сыграть веселую «полечку» муз. Глинка (дети разбирают ложки, бубны).

Педагог спрашивает, на чем он играет, уточняет как нужно играть в оркестре. Дети играют польку. Вот и развеселился наш зайка.

  1. А вы ребята хотите превратиться в маленьких веселых зайчат (ответы детей). Проводится музыкальная игра «Зайцы и ветерок» муз. и сл. Бодраченко.

Муз. рук. А вот маленький бычок,

Желтенький бычок ножками ступает, головой мотает.

Куда же ты бычок? Затравкой на лужок.

Дети исполняют песню «Бычок» муз. И. Бодраченко, сл. И. Викторова без сопровождения фо-но. Муз. рук. хвалит детей и предлагает спеть песню за фо-но. Побуждает детей петь весело, эмоционально, обыгрывает игрушку. Муз. рук. предлагает с лесенки взять понравившуюся игрушку и разучить с ней танец (Танец с игрушками). В конце занятия педагог прощается с детьми и отдает детям полюбившуюся им игрушку.

Дети обещают бережно обращаться с игрушками, что бы у них всегда было хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития певческого голоса.

Статья посвящена одной из важнейших проблем постановки  голоса дошкольников , бережному отношению и охране детского голоса....

Проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования

«Запоют дети – запоет народ», – писал К.Д. Ушинский. А будут любить пение дети или нет, во многом зависит от взрослых.Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития ...

Смолеха Елена Викторовна. Охрана и развитие певческого голоса детей.

Статья посвящена охране певческого голоса дошкольников....

Упражнения для развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.

В материале подобраны упражнения для развития у детей певческого и речевого дыхания, которое обязательно при пении....

Игровое распевание как технология для формирования и развития певческого голоса детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос?  Как правило, детям о...