Речевое развитие детей
статья по развитию речи (младшая,средняя группа) по теме

Синичкина Наталья Григорьевна

 

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей и педагогов

на тему:

«Речевое развитие малыша.»

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).  

     Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

     Понятно, что дети отличаются друг от друга, как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

      Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

     Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей 3- летнего возраста являются следующие:

  1. согласные звуки произносятся смягченно: «толь» (стол), «зюби» (зубы). Значительно реже, но все- таки наблюдаются обратные явления - замена мягких фонем твердыми: «тота» (тетя), «Луба» (Люба).
  2. большинство детей не произносит шипящих фонем ш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящими с,з: «лосадка» (лошадка), «сетка» (щетка);
  3. дети совсем не произносят звук р : «ука»(рука), «ыба» (рыба) или заменяют его другими звуками- л, ль, в, й: «колова» (корова), «леза» (роза), «кавман» (карман), «йак» (рак);
  4. звук  л чаще всего смягчается: «люза» (лужа), нередко л заменяется й : «туй» (стул), «йампа» (лампа);
  5. звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяются т и д: «дуси» (гуси), «тлеп» (хлеб).

    Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение 2-3 рядом стоящих согласных звуков. Чаще всего ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают, звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «мицинел» (милиционер), «плесин» (апельсин), «мнемножко» (немножко), «клювка» (клюква).

     Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к 4-5 годам дети овладевают правильным звукопроизношением.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения.

   Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

   Как уже говорилось, все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Т. о., очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

   Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням - ням» ), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

   Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

    Не рекомендуется учить буквы, обучать чтению в 3-4 – летнем возрасте без его желания. Результат часто бывает обратный желаемому.

     Установлено, что для всякого обучения существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Несоблюдение их плохо отражается на ходе умственного развития ребенка.

    Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

    Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

   В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

    Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з-песенка комара, с- песенка водички, ж- жужжание жука, пчелы, р- работа мотора самолета, автомобиля, ш- шипение сердитого гуся и т. д.

     Большой эффект дает использование шуток - чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са-са-са- хитрая лиса», «Ра-ра-ра- высокая гора», «Ку-ку-ку- кукушка на суку» и т. д.)

     Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки и т. д. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон).

     Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...