Конспект НОД на тему: «Описание предмета с помощью схемы-алгоритма». 3-4 года.
план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) на тему

Татьяна Алексеевна Надюк

Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы.

Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе.

Активизировать использование в речи прилагательных.

Использовать в речи простые нераспространенные предложения.

Развивать речь, внимание.

Воспитывать уважение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД на тему: «Описание предмета с помощью схемы-алгоритма». 3-4 года.

Программные задачи:

  1. Обучающая.

  1. Связная речь:

Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы.

  1. Словарь и грамматика:

Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе.

Активизировать использование в речи прилагательных.

Использовать в речи простые нераспространенные предложения.

  1. Развивающая.

Развивать речь, внимание.

  1. Воспитательная.

Воспитывать уважение друг к другу.

Материал:

 Игрушки: зайчонок. Предметы: яблоко, морковь, пирамидка, машинка, мешочек; схемы – алгоритмы.

Активизация словаря:

Зайчишка, зайка – побегай-ка, скакать, грызть морковку.

Организационный момент.

Введение в тему. Игровой момент с зайчиком.

Активизация словаря.

Вопросы к детям.

Физминутка.

Игра: «Покажи и назови».

Работа по схеме- алгоритму.

Дети входят в группу, здороваются и садятся на стульчики (полукругом).

Воспитатель:

- Ребята, сегодня утром я шла в детский сад и по дороге встретила маленького зайку.

Вот он (показывает). Был он очень расстроен. Когда я спросила, в чем дело, он сказал, что не знает кто он, и ничто о себе не знает. Тогда я подумала, что мы можем помочь ему и пригласила его к нам в гости. Правильно я поступила?

Ответы детей – Правильно.

Воспитатель: Ребята, это кто?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: А как ласково можно назвать маленького зайчика?

Ответы детей: Зайка, зайчишка, заюшка, зайчонок, зайка – побегай-ка.

Воспитатель: Какой он по цвету?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой по размеру?

Ответы детей: Зайка маленький.

Воспитатель: Из чего он сделан?

Ответы детей: Из меха (из пуха).

Воспитатель: Какой он на ощупь?

Ответы детей: Мягкий, гладкий, пушистый.

Воспитатель: Чего есть у зайчика?

Ответы детей: Длинные ушки, короткий хвостик, голова, туловище, лапки.

Воспитатель: Что умеет делать зайчик?

Ответы детей: Прыгать, скакать, бегать, грызть морковку, капусту.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке,

Поднялись, как стрелки, ушки.

Шорох тихий раздается,

Кто – то по лесу крадется.

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,

Чтоб никто найти не мог.

Воспитатель: Молодцы ребята и обращает внимание на зайчика.

- Зайка, а что ты прячешь в мешочке, за спиной?

Зайка: Это мои любимые игрушки, я с ними никогда не расстаюсь.

Воспитатель: Зайка, покажи нам, пожалуйста, их. А мы тебе расскажем про них, что знаем.

Зайка: (достает по одной игрушки из мешка и называет их)

Это морковка,

Это яблоко,

Это пирамидка,

Это машинка.

Воспитатель: Чтобы ничего не забыть, нам помогут наши схемы – подсказки. (Показ схем – алгоритмов). Уточняет, что обозначает каждая картинка.

  1. Как она называется?
  2. Это фрукт или овощ?
  3. Где он растет?
  4. Какой он по форме?
  5. Какой он по цвету?
  6. Какой он на ощупь?
  7. Какой он на вкус?
  8. Что из него можно приготовить?

Воспитатель:  (после уточнения игрушки убираются в мешочек), вызываются 3-4 ребенка, которые вынимают по одной игрушке и рассказывают про нее с помощью схемы – подсказки.

Ответы детей: ( Вынув морковку, показывают ту схему, которая соответствует ей).

Например:

  1. Это морковка.
  2. Морковка это овощ.
  3. Она растет на грядке.
  4. Морковка продолговатая, внизу широкая, а к верху – узкая.
  5. По цвету она оранжевая.
  6. Когда ее трогаешь, она жесткая, гладкая.
  7. Когда ее кушаешь, она вкусная, сладкая.
  8. Из нее можно приготовить сок, пюре, сварить ее.

Воспитатель и зайка поощряют.

Молодцы, ребята! Нам очень понравились ваши рассказы, а помогли нам схемы – подсказки.

Зайка: Ой, ребята, у вас было очень интересно, но мне пора домой к своим друзьям. Я сейчас расскажу, чему вы меня научили.

Программные задачи:

  1. Обучающая:

- Связная речь:

Учить детей при составлении рассказа или сказки по схемам-алгоритмам, использовать опорные слова и картинки.

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

 

- Грамматический строй речи:

Совершенствовать умение детей составлять простые и сложные предложения.  

- Обогащение словаря:

Упражнять детей в умении подбирать к предмету слова-эпитеты.

Отрабатывать умения отыскивать и показывать соответствующий символ.

  1. Развивающая:

Развивать внимание, связную речь.

  1. Воспитательная:

Воспитывать культуру общения, умение внимательно слушать других детей.

Материал: схемы – алгоритмы на каждого ребенка; опорные слова; опорные картинки; схемы – символы.

Ход занятия:

Организационный момент.

Введение в тему. Проговаривание скороговорки.

Беседа с детьми о писателях.

(вопросы к детям)

Уточнение отличия сказки от рассказа.

Работа

с опорными словами по структуре рассказа

или сказки.

Физминутка «Утречко».

Составление рассказа и сказок детям.

(Работа со схемами – алгоритмами).

Выполнение задания.

Игра: «Покажи правильно символ».

Игра: «Укрась слово».

(в подборе к предмету слов – эпитетов, которые бы характеризовали предмет)

Итог занятия.

Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним и повторим нашу скороговорку, которая настраивает нас на занятие.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

- Мы будем разговаривать, и будем выговаривать. Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Воспитатель: Молодцы! А теперь все внимание на меня. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем писателями.

Воспитатель: Подумайте и скажите, что делает писатель?

Дети: Писатель пишет рассказы и сказки.

Воспитатель: Правильно. А каких писателей вы знаете?

Дети: (Я знаю писателя А.С. Пушкина; К.И. Чуковского; А.Н. Толстого и т.д.).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, о ком или о чем пишет писатель?

Дети: Писатель пишет о природе; о животных; о птицах и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вот сегодня мы будем составлять рассказы и сказки. Но сначала давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа?

Дети: В сказке есть волшебство, волшебные вещи, говорящие животные, т.е. то, что не может быть на самом деле.

Воспитатель: Молодцы! А теперь подумайте и скажите, с каких слов начинается тот или иной рассказ?

Дети: Рассказ начинается со слов: пришла, наступила, однажды, как-то раз и т.д.

Воспитатель: С каких слов начинается сказка?

Дети: Сказка начинается со слов: жили – были, в некотором царстве – в некотором государстве …

Воспитатель: Молодцы! А какими словами заканчивается рассказ или сказка?

Дети:

Рассказ заканчивается словами: вот и заканчивается рассказ или на этом наш рассказ подошел к концу.

Сказка заканчивается словами: тут и сказке конец, а кто слушал молодец; или, добро побеждает зло; стали они жить долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного разомнемся.

Утро настало, солнышко встало.

- Эй, братец Федя,

Разбуди соседей.

- Вставай, Большак,

- Вставай, Указка,

- Вставай, Середка,

- Вставай, Сиротка

- и крошка – Митрошка,

- Привет, Ладошка.

Все потянулись и все проснулись.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в писателей и с помощью схем – алгоритмов с разными заданиями придумать сказку или рассказ.

Детям дается время на обдумывания своего рассказа или сказки. Выслушивают 2-3 ответа.

( Прикладываются ответы).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко – легко подышим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Подтянитесь на мысочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Покажи правильно символ». Я буду показывать предмет и называть любой его признак или свойство, а вы должны найти правильный символ, назвать и показать его.

Например: Это вишня. Она растет на плодовом дереве. Значит, мы должны показать символ: Где растет? Или это яблоко. Оно зеленого цвета. Значит, мы должны показать символ: Цвета.

  1. Это гриб. Шляпка у него круглая.

Символ: форма шляпки.

  1. Это лиса. Она охотится на мышей, зайцев, кур и уток.

Символ: Чем питается?

  1. Это листик. У листика есть листовая пластина, ножка, прожилки.

Символ: Строение.

  1. Это пирамидка. Она деревянная, потому что сделана из дерева.

Символ: Какая на ощупь?

  1. Это рыбка. Она живет в аквариуме.

Символ: Где живет?

  1. Это чайник. Люди в нем заваривают чаинки.

Символ: Способ использования.

  1. Это морковка. Из нее готовят соки, можно есть сырой или варить ее.

Символ: Способ употребления.

Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру: «Укрась слово». Я буду называть любое животное, а вы должны подобрать слова, которые бы охарактеризовали его.

Например: Кот – ласковый, пушистый, веселый,…., игривый.

  1. Еж – колючий, грозный, сердитый, маленький.
  2. Заяц – трусливый, боязливый, пугливый, длинноухий, гладкий, ….
  3. Медведь – большой, мягкий, косолапый, мохнатый, неуклюжий, угрюмый.
  4. Петух – красивый, большой, разноцветный, голосистый, смелый, важный.
  5. Лиса – пушистая, рыжая, мягкая, хитрая, шустрая.
  6. Лягушка – зеленая, веселая, большеротая, глазастая, скользкая, прыгучая.
  7. Курица – заботливая, рябая, добрая, пестрая.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас подумайте и скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы были сегодня писателями и составляли рассказы и сказки по схемам – алгоритмам.

Играли в игры: «Покажи правильный символ», «Укрась слово».

Проводили физминутки.

Проговаривали скороговорку.

Воспитатель: Молодцы! Наше занятие подошло к концу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ».

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПИСАНИЯ ПРЕДМЕТА С ПОМОЩЬЮ ДНЕВНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ....

Конспект непрерывной образовательной деятельности ООО « Речевое развитие» Тема« Описание предметов одежды куклы Оли» (младший возраст)

Тема НОД: «Описание предметов одежды куклы Оли».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности ООО « Речевое развитие» Тема« Описание предметов одежды куклы Оли» (младший возраст)

Тема НОД: «Описание предметов одежды куклы Оли».Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»....

Конспект образовательной игровой ситуации по речевому развитию Тема: «Описание предметов одежды куклы Оли»

Цель: познакомить детей с предметами одежды. Задачи: учить составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ, отвечать на вопросы законченным предложением; учить правильно называть предметы одеж...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе Тема:«Описание предметов одежды куклы Оли»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по  развитию во второй младшей группе...