Развитие речи детей дошкольного возраста.
материал по развитию речи на тему

Развитие речи детей дошкольного возраста.

 

 

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Одним из принципов обогащения словаря дошкольников является связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Для того, чтобы развитие и обогащение словаря детей шло успешно, применяют разнообразные методы и приемы работы. Так, взрослые, читая ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию.

В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от реальной ситуации.

С.Л. Рубинштейн говорит о том, что речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления[17].

На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр.

Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

НЕОЛОГИЗМЫ

Цель: дать понятие о неологизмах; понимать целесообразность их употребления; развивать речь учащихся, навыки работы с текстом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

Почему словарный состав русского языка постоянно изменяется?

• Какие слова называются устаревшими?

• Употребляются ли они в настоящее время?

• Для чего в исторической литературе употребляются устаревшие слова?

2. Проверка домашнего задания (фронтально)

III. Мотивация учебной деятельности

Слайд № 1

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. На слайде вы видите два дерева. Большое дерево, которое посажено уже давно, а рядом с ним - молодое. На наших деревьях нет листьев, но мы с вами должны это исправить.

Давайте посмотрим на слова, которые написаны под деревьями:

Слайд № 2

кафтан, бутик, бренд, граффити, веретено, имидж, ветрило, чело, рыбарь, вирус, флешка, хакер.

 По какому принципу можно разделить эти слова в два столбика? Подумайте и запишите их себе в тетрадочку.

( В это время я готовлю листочки деревьев, на которых  написаны эти слова)

Закончили распределять, что у вас получилось? Помогайте мне отправлять каждый листик на свое дерево.

Я называю слово, а ребята говорят куда отправлять лист.

Молодцы, на одно дерево вы отправили такие листья, как : кафтан, веретено, ветрило, рыбарь, чело. ( Ребята должны правильно расформировать слова, т.к. предыдущая тема была «Устаревшие слова»).

А почему вы так поступили? (Ребята вспоминают тему «Устаревшие слова», дают определение).

А теперь давайте посмотрим на второе дерево. На него мы отправили листики, на которых написаны такие слова, как : бутик, бренд, граффити, имидж, флешка, вирус, хакер.

Что обозначает каждое слово? (Если ученикам трудно, то обращаемся к словарю, хотя они должны понимать значение каждого слова).

IV. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, а давно мы с вами стали употреблять такие слова в нашей речи? ( В ходе беседы должны прийти к выводу, что нет).

А почему я выбрала именно такие деревья для нашей работы?

(Беседуем, приходим к выводу, что на большое и крепкое дерево нужно отправить листы с устаревшими словами, а на молодое -  слова, которые появились в нашей речи недавно).  Если  дети отправили листы не так, то в ходе беседы меняем слова с одного дерева на другое .

Молодцы, а как вы думаете, почему появились такие слова, которые мы отправили на молодое дерево? С чем связано их появление?

( Должны прийти к выводу, что появление этих слов связано с появлением чего-то нового).

Совершенно верно. Ребята, новые слова, которые появляются в нашем языке называются ( Слайд № 3 )    неологизмами. «Нео» - новый, «логос»- слово ( греч.)).

Тема нашего урока сегодня - НЕОЛОГИЗМЫ

Какая же цель нашего урока?

( в ходе беседы приходим к выводу, что цель урока - познакомиться с новыми словами-неологизмами, узнать, зачем они нужны, как появляются в речи).

А теперь давайте поработаем в группах (по колонкам). Каждой команде нужно подобрать новые слова, подходящие к их теме.

1-ая колонка «Одежда»

2-ая колонка «Профессии»

3-ая колонка «Компьютер»

Беседуем.

Хорошо, а скажите, когда пройдет много времени, то эти слова будут считаться неологизмами? Будут ли они через несколько лет новыми словами? Почему? (Беседа).

Вывод, что через определенное количество времени неологизм становится общеупотребительным словом, поэтому они перестает быть неологизмом.

Ребята, а зачем же нужны нам новые слова? Как они появляются?

(Беседа, выводы беседы- неологизмы нужны для того, чтобы новые предметы, явления получали названия, а появляются они с развитием науки, техники, искусства и т.д.).

Хорошо, мы с вами узнали, что неологизмы возникают тогда, когда в общественной жизни, технике, искусстве появляется что-то новое. Но всегда ли неологизмы - это новые слова?

Например, какое значение имеет слово ЛИЦЕЙ?

( Лицей-это среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением определенных предметов).

Хорошо, а раньше ЛИЦЕЕМ было привилегированное мужское среднее учебное заведение.

А слово ГУБЕРНАТОР?

( Глава областной администрации в регионах России)

Хорошо, а еще есть значение  этого слова - начальник губернии в царской России.

Значит,  только ли неологизмы появляются тогда, когда появляется что-то новое?

(Нет, многие слова меняют свое значение и получают как бы « второе дыхание»).

Молодцы, теперь давайте попробуем составить по два предложения со словами

ЛИЦЕЙ

ГУБЕРНАТОР

Чтобы было понятно, что в одном предложении это слово-историзм, а во втором - неологизм.

Дети зачитывают свои примеры.

Молодцы, а теперь давайте посмотрим на Слайд № 4. Прочитайте информацию.

Как еще могут появиться новые слова в языке?

Их могут придумать писатели, поэты. И эти слова становятся общеупотребительными.

Такие неологизмы называются АВТОРСКИМИ.

Правильно, мы много узнали о неологизмах, теперь попробуем применить наши знания.

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Упражнение № 1.

Посмотрите на доску. Найдите лишнее слово в каждом столбике. Запишите его себе в тетрадочку.

МИКСЕР                       КЕДЫ                       МЫШКА

ГРИЛЬ                          КРОССОВКИ            ФЛЕШКА

ТОСТЕР                        ЛАПТИ                      ДИСКЕТА

СКОВОРОДКА            САБО                         ПАТЕФОН

Упражнение № 2.

Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:

  1. О булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху;
  2. О жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой;
  3. о тонкой лепешке из теста, с запеченными на ней мелко порезанными кусочками мяса, грибами, овощами?

( Листочки с заданием есть у каждого ученика. Поэтому они вписывают ответы прямо в листок).

Проверяем. Фронтальный опрос.

Упражнение № 3.

 А сейчас я предлагаю вам выполнить последнее задание. Поработайте  в группах и разгадайте кроссворд. Слайд №5

Делимся по колонкам.

Запишите ответы на листочках. Проверьте, пожалуйста, себя. Слайд № 6. Поставьте «+» и «-».

Сколько верных ответов у 1 колонки, 2, 3 ?

Молодцы. Справились с заданием

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Давайте подведем итоги урока.

1. Беседа

• Как и почему появляются неологизмы в русском языке?

• Что такое авторские неологизмы?

• Для чего нужны неологизмы?

2. Заключительное слово учителя

— Неологизмы обогащают русский язык. Появление их вызвано двумя причинами: во-первых, необходимо назвать новый предмет; во-вторых, потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке.

VII. Домашнее задание

Найти самостоятельно 5 неологизмов и дать им толкование.



Предварительный просмотр:

«Роль чтения
в формировании психически и нравственно здоровой личности»
 




РОЛЬ ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                    Стецова Т.Ю. воспитатель                              МАДОУ №219

 « детский сад комбинированного вида»


Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это – книга…

Т. Л. Щепкина-Куперник

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книги.

При восприятии литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у младших дошкольников составляют главным образом произведения русского фольклора. Это детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения.

В жанрах детского фольклора, где в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни.

Например,

- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок на мошок
Избушку мшить,
Чтоб не холодно жить.


С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей.

В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки. Это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции.

Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта.

Детям 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций.

Ребенок дошкольник является своеобразным читателем. Он воспринимает литературу на слух, и этот процесс длится до тех пор, пока он сам не научится читать. Но, даже овладев техникой чтения, он еще долго по-детски относится к книжным событиям и героям.

Дошкольник с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Так, например, в средней группе, детей от 4 до 5 лет знакомят с книгами, оформленными Ю.Васнецовым, Е.Чарушиным.

Ребенку дошкольного возраста свойственно внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом, изменяет произведение по-своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг. Детская книга, понравившаяся ребенку берет его в плен настолько, что он не отделяет себя от происходящего в ней, погружаясь в нее, до мелочей представляя события и процесс своего участия в изображаемом. Такие качества свойственны детям старшего дошкольного возраста. Тем самым, воспитывая в детях такие чувства как сострадание, осуждение, гнев, удивление и так далее.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с веселыми приключениями героев книг, воспитывая, тем самым, чувство юмора.

При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки.

Художественная литература играет не мало важную роль в развитии социального опыта дошкольника.

В художественной литературе, особенно, в сказках, имеются сюжеты, в которых дети оказываются одни, без родителей, описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, и очень эмоционально представлены стремления детей-персонажей вновь обрести дом и родителей.

Очень многие произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют у них правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Все это способствует воспитательным возможностям обучения детей трудовым навыкам. Овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель; обеспечивает более полное и успешное использование трудовой деятельности как средства нравственного воспитания.

Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствуют его мировоззрению, его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос, еще зреющий в сознании, когда предвосхищены эмоции. Круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю (или слушают чтение) и воспринимают сами дети.

Круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им. Для детей 6-7 лет необходимы более объемные книги, требующие чтения с продолжением, имеющие многоходовой сюжет, большое количество действующих лиц, сложные художественные приемы.

Таким образом, подбор литературы для детского чтения зависит от возраста ребенка, от его пристрастий и предпочтений, но не только…

На подбор литературы для детского чтения большое влияние оказывает то историческое и нравственное время, в которое живет читатель-ребенок. Выбирая книгу для чтения малышу сегодня, мы обязательно должны думать о ее направленности на формирование позитивных эмоций ребенка, позитивной деятельности. Природа искусства такова, что оно вдохновляет человека, в том числе и маленького, на какие-то свершения, дела, действия.

Для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями.

Также следует помнить о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема детства; тема чести и долга; тема войны; историческая тема и многие другие. Все эти темы желательно представлять ребенку и как вечные, и как остросовременные.

Необходимо также помнить и о многообразии авторских имен, которое покажет ребенку многообразие подходов к изображению чего-либо или, наоборот, один и тот же подход, который будет восприниматься как единственно верный по отношению к изображаемому.

Правильный подбор литературы для детского чтения предполагает учет половых различий детей. Это не значит, что мальчики и девочки должны читать совершенно разную литературу. Это значит, что взрослый, подбирающий литературу для чтения детям, обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении. Мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях и так далее.

Логично помнить о сезонном принципе в подборе литературы для чтения, ибо в жаркую летнюю пору читать о том, как «белый снег пушистый падает-кружится», неуместно.

В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Произведения нравственные, но не нравоучительные. Литература для детей не должна ставить перед собой задачу исправления нравов. Она призвана изначально говорить с ребенком о том, что такое идеал и каковы пути его достижения, что такое вечная истина и как ей следовать, что такое ценности истинные и что – ложные. Ее задача – научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы. Она должна развить его ум и душу.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность. 

Наверх



Предварительный просмотр:

Речевые игры для детей 3 лет

 

Учить ребенка правильной речи надо, прежде всего, путем примера. Все старания родителей и других окружающих ребенка взрослых должны быть направлены на то, чтобы он слышал правильную, ясную и логически последовательную речь. Нельзя допускать сюсюканья, подражания детским словам, какими бы милыми и смешными они ни казались. Говорить с ребенком надо обыкновенным, доступным для его понимания языком, в нормальном темпе, ясно и четко.

Желая познакомить его со звуками и буквами родного языка, следует учить их правильному обозначению: названия букв даны в алфавите, согласные звуки произносятся кратко, отрывисто.

Например: буква Бэ - звук [б]. Кроме того, надо объяснять ребенку, что в языке есть звуки, которые мы слышим и произносим сами (но не видим), а есть буквы, которые мы видим и пишем.

 

Игры на развитие речевого и фонематического слуха

1) Игра «Кто так разговаривает»

Задача: научить ребенка отличать голоса животных друг от друга, подражать им. Оборудование: мяч.

Описание. I вариант. В игре участвует группа детей из 4-5 человек, стоящая полукругом. Взрослый стоит в центре, держит в руках мяч. Затем бросает мяч одному из детей, называя какое-либо животное (например, кошка). Ребенок, поймавший мяч, должен вспомнить голос кошки, изобразить его и одновременно вернуть мяч водящему.

II вариант. Водящий может бросать мяч и произносить предложение: «Покажи, как мяукает кошка». А ребенок, возвращая мяч, подражает голосу кошки.

2) Игра «Прислушайся»

Задача: развить остроту слуха. Описание. .

1 вариант. Можно играть вдвоем: ребенок и взрослый. Они стоят друг от друга на расстоянии 1,5-2 м или сидят по боковым краям прямоугольного стола.

По очереди шепотом произносят простые, доступные для понимания и произношения ребенка слова, лучше всего существительные: мама, кот, дом, книга, собака, девочка, банан и т. д. Сидящий напротив должен повторить то, что он услышал.

2 вариант. Играющие (4-5 человек) строятся в шеренгу. Ведущий (в начале игры взрослый, далее ведущим может быть ребенок) стоит напротив на определенном расстоянии и четким, внятным шепотом отдает команды детям: поднять руки вверх, вытянуть перед собой, в стороны, встать на цыпочки, наклониться и т. д. Дети должны услышать нужную команду и правильно ее выполнить.

3) Игра «Выполни задание»

Задача: научить ребенка выполнять задание по словесной инструкции взрослого.

Оборудование: различные игрушки, знакомые ребенку предметы.

Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей. Взрослый дает ребенку задание, сидя на определенном расстоянии от него. Остальные дети (если они есть) должны сидеть тихо и не подсказывать. Задания должны быть короткие и простые: например, принеси чашку, отнеси тарелку, посади в коляску куклу и т. д. Постепенно можно увеличить расстояние между ребенком (детьми) и взрослым.

4) Игра «Лото»

Задача: научить ребенка правильно соотносить слово с его изображением на картинке.

Оборудование: любое детское лото для малышей.

Описание. Лучше играть с группой детей из 4-5 человек. Взрослый раздает детям большие карты, а сам показывает и называет маленькие карточки, повторяя 2-3 раза. Ребенок, у которого нужная карточка, должен назвать свой предмет. Пропущенные карточки откладываются и в конце игры называются снова.

Кто первым закроет всю свою карту, объявляется победителем.

 

Игры, направленные на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя

 

– Существительные

1) Игра «Вопрос-ответ»

Задача: пополнить словарный запас детей словами, обозначающими предметы, действия, признаки предметов.

Оборудование: игрушки, окружающие предметы, картинки с предметами, знакомыми ребенку, сюжетные картины, на которых видны действия с этими предметами.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей из 2-3 человек.

Взрослый показывает ребенку разные игрушки или указывает на окружающие его предметы, задавая вопрос: «Кто (что) это?» Ребенок отвечает одним словом, называя предмет.

Далее показываются картинки, на которых выполняются какие-то действия, и снова задаются вопросы. Например: «Кто это? Это девочка. Что она делает? Девочка идет (держит куклу, играет, спит и т. д.)» Или: «Кто это? Это мальчик. Что он держит? Мальчик держит мяч. Мяч какой? (красный, круглый, большой и т. д.)». Или: «Что это? Это елка. Елка какая? (зеленая, колючая и т. д.)»

2) Игра «Мальчику или девочке»

Задача: закрепить понятие о женской и мужской одежде и обуви, пополнить словарный запас детей новыми существительными, обозначающими одежду, обувь, головные уборы.

Оборудование: картонные мальчик и девочка, картинки с изображением предметов мужской и женской одежды, обуви, головных уборов.

Описание. Игра проводится по типу соревнования. Вызываются двое детей: один из них (лучше мальчик) выбирает предметы одежды для девочки, другой (девочка) - для мальчика. Ребенок должен правильно выбрать подходящие предметы раньше другого играющего.

Затем то же повторяют с обувью, головными уборами и т. п.

3) Игра «Разложи по группам»

Задача: научить детей классифицировать предметы по группам и объединять их одним общим понятием.

Оборудование: картинки из лото на основные обобщающие понятия, доступные ребенку в этом возрасте: игрушки, посуда, мебель, одежда, обувь, овощи, фрукты, животные.

Описание. Можно играть с одним ребенком или с группой детей из 3-4 человек. Лото состоит из нескольких карт, разделенных на 2 части. Например, на одной из клеток первой большой карты изображено платье, на другой - туфли, на второй - яблоко и огурец и т. д.

На отдельных маленьких карточках изображены различные овощи, фрукты, животные, предметы посуды, мебели и т. д. Взрослый является ведущим, показывает и называет маленькую карточку, а кто-то из детей должен взять ее себе, если она ему подходит.

Игра ведется до тех пор, пока не закроются карты у всех. Выигрывает тот, кто раньше других соберет все маленькие карточки, не допустив ни одной ошибки.

4) Игра «Загадки»

Задача: развить сообразительность детей, расширить их словарный запас.

Оборудование: игрушки или картинки, о которых будут загадки, доступные для понимания ребенка.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей.

1 вариант. Сначала на виду у детей раскладываются игрушки или картинки по количеству загадок. Затем взрослый медленно читает загадку, содержащую понятные ребенку сравнения или описания.

Отгадывающий должен выбрать и назвать соответствующую игрушку или картинку.

2 вариант. Далее игра усложняется, если ребенок справляется с первым вариантом. Он выбирает подходящую картинку из ряда других. Если игра проводится с группой детей, картинки раздаются поровну между играющими.

– Прилагательные

1) Игра «Какой предмет?»

Задача: научить детей согласованию прилагательных с существительными.

Описание. Можно играть вдвоем или с небольшой группой детей.

Играющие договариваются называть предметы одного цвета или размера (формы, материала), находящиеся вокруг или существующие на самом деле, но не расположенные рядом.

Предметы называются по очереди в согласовании с прилагательными. Например, красный мяч, красная куртка, красная ручка, красное яблоко; квадратный телевизор, квадратная тумбочка, квадратный торт и т. д.

2) Игра «Назови цвет»

Задача: упражнять детей в различении цвета предметов, различать близкие цвета, тренировать в правильном согласовании существительных с прилагательными.

Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку предметов: солнце, помидор, огурец, цыпленок, облако, роза, морковь, машина, груша, апельсин, капуста, шар, платье и т. д.; квадратики (или кружочки) разных цветов, соответствующих цветам и количеству предметов.

Описание. Лучше играть парами: поначалу взрослый и ребенок, далее дети могут играть самостоятельно. Все картинки и квадратики распределяются поровну между игроками.

Ведущий называет предмет, а другой играющий находит квадратик соответствующего цвета и проговаривает словосочетания: цыпленок желтый, помидор красный, шар синий, капуста зеленая, платье розовое и т. д.

– Глаголы

1) Игра «Кто как голос подает»

Задача: научить детей различать голоса домашних животных и птиц, подражать им, правильно образовывать глаголы.

Оборудование: игрушечные домашние животные и птицы или соответствующие картинки со знакомыми детям животными и птицами (петух, курица, утка, гусь, кошка, собака, корова, лошадь, свинья).

Описание. 1 вариант. Взрослый показывает игрушку или картинку с домашним животным, а ребенок изображает его голос и образует слово - действие. Например: кошка-мяу-мяу-мяукает; собака-гав-гав-гавкает (лает) и т. д.

2 вариант. В игру можно играть и по-другому: в ответ на изображение голоса животного или птицы взрослым ребенок называет само животное и его дей ствие. Например, мяу-мяу - мяукает кошка; гав-гав -тает собака и т. д.

2) Игра «Отгадай, что я делаю»

Задача: пополнить словарный запас детей новыми глаголами.

Описание. Можно играть вдвоем и по очереди быть водящим или с небольшой группой детей на 3-4 человек. Взрослый шепотом дает поручение водящему, который молча изображает его жестами и мимикой. Остальные играющие должны догадаться, что делает водящий. Тот ребенок, который отгадал, становится ведущим. Действия должны быть знакомыми для ребенка в этом возрасте: спит, ест, пьет, умывается, рисует, моет посуду, стирает и т. д.

– Числительные, местоимения, наречия

1) Игра «Считай правильно»

Задача: научить детей порядковому счету до 5 и обратно, правильно согласовывать количественные числительные с существительными.

Оборудование: лото, состоящее из больших карт и маленьких карточек, где количество знакомых ребенку предметов разное, от 1 до 5. Если нет в наличии больших карт, можно использовать второй комплект таких же картинок.

Описание. Детям раздаются большие карты, а взрослый показывает маленькие карточки и задает вопросы: «Кто возьмет три мяча?», «Две куклы?», «Пять конфет?», «Одно ведро?» и т. д. Дети должны увидеть на своих картах такую же картинку и правильно ответить на вопрос: «У меня три мяча (одно ведро)» и т. д.

2) Игра «Измени слово»

Задача: научить детей правильно использовать в речи глагол в зависимости от местоимения.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или с группой детей.

Взрослый бросает мяч или шар, называя одно полное словосочетание и начало следующего: я иду - ты..., ты идешь - она..., она идет - мы„. Ребенок, поймавший шар, возвращает его ведущему и называет подходящее действие.

3) Игра «Скажи наоборот»

Задача: пополнить словарный запас детей словами с противоположным значением.

Оборудование: воздушный шар или мяч.

Описание. Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый бросает шар, называя действие, признак предмета или наречие. Поймавший шар должен, возвращая его, назвать слово, противоположное по значению. Например: большой - маленький, хорошо - плохо, взять - положить ит. д.

Слова, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо известны. Если ребенок сделал ошибку, еще раз повторяется бросание и возвращение шара с правильным проговариванием слова. Ребенок, не ответивший быстро, выбывает из игры.

 



Предварительный просмотр:

Развивающие речевые игры

"Прогулка на огород"

Покажите ребенку, где и как растут репка, морковка, капуста, картошка, помидоры и др. Во время прогулки показывайте на тот или иной овощ, называя его (тщательно проговаривая слоги), и просите ребенка повторять за вами название несколько раз. Возвратившись домой, разложите овощи на столе и попросите ребенка назвать их самостоятельно. Затем попробуйте составить вместе с ребенком рассказ о том, как вы ходили на огород, а затем попросите, чтобы малыш рассказал его кому-нибудь из близких, при этом помогайте ему вспоминать нужные слова, направляйте ход его мыслей.
Например, рассказ может выглядеть следующим образом: "Оля ходила вместе с мамой в огород. Там росла... (ответы: морковь, репка, картошка). Сама репка в земле сидит, а на грядке только зеленые... Что? - Листики. Оля потянула за листик и вытянула... Что? - Репку. Репка была какая? - Большая и желтая. Оля отнесла ее... Кому? - Бабушке".


"Отгадай и назови"
Цель данной игры - знакомство с назначением разных предметов. Возьмите набор игрушек и предметов: мяч, корзинку, разноцветные карандаши, погремушку, ленточку, кисточку, зверушку и т. д.
Сядьте вместе с ребенком на стулья за небольшим столиком, на котором разложите все вышеуказанные предметы. Затем, показывая на определенный предмет, спрашивайте: "Что это?" Ребенок отвечает: "Корзина". Далее следует другой вопрос:
- Для чего она нужна?
- Собирать ягоды.
После этого необходимо подтвердить правильный ответ ребенка более обширным ответом:
- Да, корзина нужна, чтобы собирать в лесу ягоды и грибы.
В случае, если ребенок не смог назвать показанный предмет, вы называете его сами и объясняете его назначение. Например:
- Это - кисточка. Она нужна, чтобы рисовать на бумаге разные картинки (так же, как карандашом). В отличие от карандаша, который пишет сам, кисточку нужно макать в цветные краски, а потом уже подносить к бумаге и водить по ней.
Каждый раз, когда вы рассматриваете какой-то предмет, его необходимо брать в руки, а затем ставить обратно на стол. Когда все предметы и игрушки будут рассмотрены, попросите малыша дать вам определенный предмет, не называя его, а только рассказывая о его функции. Например: "Принеси мне, пожалуйста, то, что надо взять с собой в лес, чтобы собирать ягоды и грибы" или "Дай мне то, чем нужно рисовать на бумаге" и т. д.


"Наша посуда"
Мама спрашивает у ребенка, хочет ли он посмотреть, какая на кухне есть посуда. Затем ведет его на кухню, сажает за стол, выкладывает перед ним тарелку, чашку, кастрюлю, ложку и т. д. и спрашивает:
- Что это?
Ребенок отвечает:
- Тарелка.
- А какая эта тарелка: большая (глубокая) или маленькая? Для чего нужна эта тарелка?
После каждого ответа ребенка мама задает следующие вопросы, например: "Что едят из этой большой тарелки, а что - из маленькой?"
После того как ребенок назовет всю показанную посуду, можно давать ему разные поручения, вроде "Принеси мне большую красную кружку"; "Поставь рядом две тарелки, положи ложку в тарелку" или "Покажи, чем наливают суп" и т. д
Затем уберите всю посуду в шкаф и попросите, чтобы ребенок назвал предметы по памяти, задавая соответствующие вопросы: "Из чего ты кушаешь кашу?", "В чем я ее варю?", "Чем ты кушаешь суп?", "Из чего ты пьешь сок?" и т. д.


"Геометрия для маленьких"
Цель игры: научить ребенка различать  называть знакомые геометрические формы: шар, кубик, кирпичик - в разной обстановке: по предъявлению (что это?); среди других фигур, разных по названию и цвету; по слову родителя. Как и в предыдущих играх, посадите ребенка за стол либо разместитесь вместе с ним на полу и выложите перед ним все геометрические формочки. Указывая на тот или иной предмет, спрашивайте у ребенка: "Что это?" - либо уточняйте: "Это кубик?"
Если ребенок путает кубик с кирпичиком, вам следует объяснить, что кирпичик длиннее кубика и на него можно поставить два кубика. А кубик выше кирпичика, он - как маленький домик.
Рассуждая на эту тему, заставляйте работать воображение ребенка, вызывая при помощи фигур различные ассоциации, например: "Кубик - это домик, а кирпичик - дорожка к домику". Затем разложите на полу несколько фигур разной формы и предложите ребенку подать вам два кубика, один шарик, один треугольник и т. д. После того как ребенок принес предметы, попросите его правильно назвать их самому, а потом спросите, какого цвета каждая из формочек либо что за формочка того или иного цвета

.
"Экскурсия по комнате"
Родители водят ребенка по комнате (например, по залу) и разговаривают с ним, обращая его внимание на различные предметы мебели в комнате, называют потолок, окно, пол и т. д. Слова, которые следует произносить при этом, примерно такие: "Что это?" - "Это потолок". - "Покажи, где ковер?" - "Очень красивый у нас ковер. А на чем он лежит?" - "На полу". - "Покажи, где у нас пол" и т. д.


"Нарисуй дом"
Для проверки того, как ребенок усвоил соответствующую группу слов в предыдущей игре, можно провести игру-беседу "Нарисуй дом". Мама рисует цветными мелками дом, ребенок называет детали рисунка: например, мама нарисовала стену и спрашивает: "Что это?" Ребенок отвечает: "Стена". - "А это что? Правильно - тоже стена... А теперь что я нарисовала? Правильно, крышу. Итак, у нашего домика есть стены, крыша, пол, только в домике темно. Чего не хватает? Правильно, окошка. А какое окошко?" - "Большое" и т.д.


"Игра с куклой"
Игра проводится в детском уголке с куклой и ее вещами (с мебелью, одеждой и т. д.). Мама берет любимую куклу или мягкую игрушку ребенка, раскладывает в уголке необходимые вещи и рассуждает, каждый раз после сказанного задавая ребенку наводящие вопросы, на которые тот будет отвечать:
- Это - комната для куклы Маши. Здесь она будет жить. Как тебе, Маша, нравится комната? (Ребенок пытается ответить за куклу.)
- Комната есть, а где Маша будет спать? (Ребенок отвечает: "На кроватке".) Правильно, вот и Машина кроватка. Что же Маша будет делать? (Ребенок говорит Маше "Ложись" и укладывает ее спать.)
- Пусть Маша спит? А вдруг ей станет ночью холодно. Чем ее нужно накрыть? (Ребенок отвечает: "Одеялом".)- Пока Маша спит, мы устроим ей комнату. Что нужно, чтобы у Маши была комната? (Ребенок отвечает: "Стол".)
- Правильно, стол. А что она будет за ним делать? ("Кушать".)
Правильно, кушать. А на чем же Маша будет сидеть? ("На стуле".) Точно, поставим Маше стул. А чем же Маша будет кушать? и т. д..
Подобные игры могут длиться до бесконечности, но важно закончить их до того, как ребенок устанет, чтобы он лучше усвоил игру и она ему понравилась.
На примере этих развивающих упражнений вы можете сами придумать аналогичные игры с использованием предметов, цветных картинок и т. д. либо заниматься развитием речи при помощи рисования, познавательных прогулок по улице (в лесу или по комнатам дома). Другой эффективный вид занятий, позволяющий активно развивать речь ребенка третьего года, - это чтение и рассказывание сказок родителями.
В перечень произведений для чтения входят народные сказки и потешки, произведения известных писателей и небольшие рассказы русских классиков. Следует сказать, что маленьким детям легче воспринимать живой рассказ, чем чтение. Поэтому для совершенствования речи ребенка в этом возрасте родителям предпочтительнее рассказывать сказки, а лучше рифмованные коротенькие стишки, которые легко усваиваются детьми и запоминаются ими.
Рассказывая сказку или стишок, следует повторять их несколько раз, а для того чтобы это не надоедало ребенку, нужно стимулировать его к прослушиванию за счет подражательных движений, эмоциональной мимики и жестов (например: "Шу, полетели, на головку сели", "Закружились, как снежок", "Вот и люди спят" и т. п.), а также предлагая ребенку договаривать слова в рифмовках ("Пошел котик на торжок, купил котик... что? - "Пирожок".) Маленькие дети очень любят, когда говорят про них самих, поэтому используйте чаще такую возможность, называя имя своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...