Изотворение в системе логопедической работы
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Резонансная технология изотворение позволяет разнообразить систему коррекционной работы с детьми с ОНР.

Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способствует развитию мелких движений пальцев.  Развитие мелкой мускулатуры влияет эффективно на развитие речи. Коллективное изотворение развивает толерантность, сопереживание и содружество. Ребенок с нарушениями речи более заинтересован в совместном рисовании. Это связано с тем, что из-за недостаточной подвижности пальцев фигуры, линии в рисовании даются с трудом. Совместная работа дополняет изображение каждого отдельного ребенка и получается интересная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izotvorenie_kak_rezonansnaya_tehnologiya.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Изотворение в системе логопедической работы

Изотворение - резонансная технология, способствующая развитию содружества, сопереживания, умения слушать и слышать партнера по совместной деятельности.

Технология была выбрана для работы с детьми логопедической группы по следующим причинам:

Изобразительная деятельность наиболее эффективна в дошкольном возрасте для развития творческих способностей, так как она осуществляется в благоприятный для нее период развития личности.

Изобразительная деятельность доступна для проявления творчества при логопедическом заключении: общее недоразвитие речи, так как проявление творчества в слове и мысли у этого контингента детей затруднено.

Изобразительная деятельность интересна и успешна: ребенок любит творить новые цвета, если его этому научить; комбинировать линии, формы при создании художественного образа, не обращая внимания на передачу его достоверности; пробовать использовать в изображении различный и своеобразный материал и средства (кисти, травинки, свечи, поролон и т.д.) Ребенок не равнодушен к изображению, во время рисования испытывает различные чувства.

Изобразительная деятельность необходима с детьми, у которых нарушены речевые функции, она способствует развитию мелких движений пальцев.  Развитие мелкой мускулатуры влияет эффективно на развитие речи. Коллективное изотворение развивает толерантность, сопереживание и содружество. Ребенок с нарушениями речи более заинтересован в совместном рисовании. Это связано с тем, что из-за недостаточной подвижности пальцев фигуры, линии в рисовании даются с трудом. Совместная работа дополняет изображение каждого отдельного ребенка и получается интересная работа.

Учитывая все вышеизложенные доводы, изотворение стало частью воспитательно-образовательной работы с детьми, у которых выявлены нарушения в речи.

Изотворение - деятельность, в которой развитие творческих способностей имеет отличительные особенности в сравнении с развитием способностей при обучении рисованию традиционными технологиями.

Условия использования данной технологии:

- отключение сознания во время деятельности, слушать внутренние ощущения и доверять своим пальцам;

- создание при рисовании музыкального «неразрушительного» фона;

- подбор материала, средств разного вида для того, чтобы у детей была возможность в нраве выбора предметов изображения;

- проведение занятий (сеансов) осуществляется в постепенном нарастании сложностей и трудностей в деятельности: изменение формата, размера, цвета и качества бумаги; постепенное количественное и качественное изменение состава группы для рисования.

Формы проведения:

- индивидуальная - рисует один ребенок;

- групповая - рисуют несколько детей;

-- коллективная - рисуют дети всей группы.

Основные методические положения при использовании данной технологии:

- проведение подготовительного периода в изотворении;

- проведение установки перед рисованием;

- во время установки дошкольники могут закрывать глаза и могут не закрывать;

- не требовать качественного выполнения работы:

- темы, средства, способы и место при начале и процессе рисования не обговариваются, не согласуются, необходим режим молчания.

1 этап подготовительный период

На этом этапе проводится обучение умению слушать свои внутренние ощущения, ни о чем не думать.

В развитии таких умений помогают упражнения:

- «Слушаем дыхание» дети с закрытыми глазами сидят и слушают свое дыхание;

- «Путешествие по своим внутренним органам» - дети с закрытыми глазами произносят звук «м-м-м» и слушают свои внутренние ощущения. Звук «м» средство для передвижения (машина будущего со своеобразным звуком, самолет и т.д.).

II этап - проведение индивидуальных изобразительных занятий (сеансов).

На этом этапе проводятся занятия.

Последовательность:

1.Установка.

2. Настрой.

3.Рисование.

4.Придумывание названия к своему рисунку.

Установка: «Прислушаться к музыке, постараться ни о чем не думать, слушать свои внутренние ощущения, по окончании мелодии начать рисовать в режиме полного молчания, выбирая средства и способы изображения, не думать о качестве рисунка, рисовать то, что подсказывает рука».

Настрой - создание музыкального фона, подбирая желательно музыку с естественными эффектами: шум реки, леса, голоса птиц и т.д.

Рисование - рисуют молча, без контактов, самостоятельно выбирая средства изображения.

Название к рисунку выбирают, анализируя изображенное и на первых порах с помощью взрослого.

III этап проведение групповых и коллективных занятий (сеансов).

На этом этапе состав групп в деятельности постепенно увеличивается, размер бумаги уменьшается. Дети на первых порах группируются по желанию, но постепенно педагог сам формирует группы в зависимости от задач нравственного воспитания. Рисовать с неприятным человеком значительно труднее, но если необходимо, то надо.

Последовательность занятия та же самая.

Использование технологии позволяет развивать творческие способности у детей с тяжелыми нарушениями речи, тем самым способствовать становлению речи и ее развитию.

Например, дети с общим недоразвитием речи - Ш уровня развития в течение года показывают положительную динамику в процессах обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развития звуковой культуры речи.

Таким образом, изотворение позволяет успешно решать задачи развития творческих способностей у детей с нарушениями речи.

Из сборника  «Мы рисуем» в главе «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования»/  авторы Т.Г. Неретина, Е.Г. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Л.Г. Кадомцева, - Магнитогорский государственный университет,-2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Система логопедической работы по преодолению нарушений фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста"

В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей.Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поск...

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда является работа с родителями, привлечение их к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речево...

Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...

Коррекция нарушений внимания в системе логопедической работы у дошкольников с заиканием.

В дипломе представлена методика обследования внимания у дошкольников с  заиканием. Предложены игровые упражнения направленные на коррекцию данного психического процесса....

"Система логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей"

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции являетсчя таколе особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Эт...