Конспект родительского собрания в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

 

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;
  2. Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;
  3. Побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;
  4. Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_dety_doshkolnogo_vozrasta.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в старшей группе

Тема: « Развитие речи детей»

Цель: Выработать совместно с родителями конструктивные способы и средства взаимодействия дошкольников с окружающими людьми в соответствии с их потребностями.

Задачи:

Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;

Формировать знания родителей о значении развития правильной речи детей;

Побуждать родителей помогать ребёнку устанавливать взаимоотношения со сверстниками и младшими детьми;

Ориентировать родителей на ценность домашнего чтения.


Предварительная работа:

Оформить группу пословицам о языке. Подготовить видеофильм «Весёлые размышлялки-рассуждалки», инсценированную сказку «Волк и семеро козлят, памятку на каждого родителя «Как читать детям». Оформить выставку литературы по развитию речи детей. Провести анкетирование родителей на тему: «Развитие речи вашего ребёнка».

План:

1.Организационный момент.

2.Сообщения воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка.

   Развитие интонационной выразительности.

   Художественное слово в воспитании дошкольника.»

3.Практикум.

4.Просмотр сказки: «Волк и семеро козлят.»

8.Памятка: «Как читать детям.»

9.Итог. Обмен мнениями.


Ход собрания:

На мольберте обозначена тема собрания. Родителей приглашают в группу. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке:


Язык до Киева доведет.
В добрый час молвить, а в худой промолчать.
Мал язык, да всем телом владеет.
Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
Кто говорит, тот сеет.

 С тобою разговорится, что мёду напиться.
Слово не стрела ,а сердце сквозит .
Без языка и колокол нем.
Не пройми копьём, а пройми языком.
Язык без костей работает на хозяина и на гостей
Язык впереди ног бежит.

Организационный момент:

Воспитатель предлагает родителям стать в два круга друг против друга парами. Один круг двигается вправо, а другой влево. Двигаясь в противоположенные направления, родители здороваются рукопожатиями с напротив стоящими, говоря: «Здравствуйте, я рад(а) вас видеть.», называя своё имя. Поприветствовав друг друга, предлагается речевая игра «Комплименты», которая поможет снять напряжение и создать обстановку раскованности среди присутствующих


Уважаемые родители!

Мы рады вам. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека-речи. И предлагаем посмотреть видеозапись с рассуждениями детей о значении некоторых сложных для их понимания слов:

 

« Весёлые размышлялки-рассуждалки»


Одушевлённый
Солнцепёк
Полуфабрикат
Конкуренция

Сообщение воспитателя:

« Развитие речи шестилетнего ребенка. »

Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки. Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремился точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией ( вопросительной, восклицательной), могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям  (радость, печаль, негодование и т.д.). Ребёнок умеет изменять темп речи, чётко произносить слова. Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказывать содержание сказки, какого-либо события. Развитая речь облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Современно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.

 
Развитие речи в детском саду ведётся по следующим направлениям: 


• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение активного и пассивного словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.


Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка. В этом нам помогут речевые игры-помощницы.
Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, актививизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.
Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в д.сад, готовя обед, когда ваше чадо рядом не знает чем заняться и т.д..


Речевые игры-помощницы:


1.Скажи наоборот: 
Прилагательные(мокрый-сухой, добрый-злой, горячий-холодный, кривой-прямой)
Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство-бедность)
Глаголы (бежать-стоять,смеяться-плакать,кричать-молчать,открывать-закрывать)

2.Слова для определения действий:
Какими словами можно сказать про то ,что может делать котёнок? (лакать,лазить,царапаться,мяукать,мурлыкать,играть,лежать,смотреть,и т.д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки?(прижимается, мурлычет, смотрит и т.д.)

3. Слова-определения:
 
О чём можно сказать, используя слова: круглая(тарелка, сковорода….).
------------------------------------------------круглый(шар, мяч, обруч…….)
-------------------------------------------------круглое(колесо, зеркало…..)
----------------------------------------------красный(флаг, мяч,…..)
----------------------------------------------красная(косынка, майка,…..)
---------------------------------------------красное(знамя, яблоко,…..)


4. Слова-наречия:
Как передвигается черепаха?(медленно, спокойно, плавно…)
Как падают листья на землю?(бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво….)
Как вы играете в д.с.?(весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно,..)

5. Родственные слова:
Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,..
Какие клички можно придумать о лисе, что бы было понятно, что она рыжая
( рыжуля, рыжик, рыжулька ,рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.)
Как сказать о цыплёнке ,чтобы понять, что он пушистый?

6. Сравнение: 
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк(ленту, змейку, дорожку, зеркало…)

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.


Интонация включает в себя: 


Мелодику (повышение и понижение голоса)
Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
Ритм (чередование ударных слогов)
Тембр (эмоциональную окраску голоса)
Логическое ударение(выделение наиболее важного по смыслу слова)  

Предлагаем вашему вниманию просмотреть сказку, в исполнении ваших детей: «Волк и семеро козлят». Обратить внимание родителей на то, как дети, используют приёмы интонационной выразительности, говоря голосом козлят, козы, волка.

Давайте с вами поиграем.

Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики:

"Дирижеры"

Цель. Формировать навыки восприятия понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Материал. "Дирижерские" палочки (по количеству играющих).

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с понижением основного тона. При повторном их воспроизведении педагогом все дирижируют палочкой, изображая движение мелодики вниз.

"Волшебная линия"

Цель. Формировать навыки восприятия повышения основного тона, развивать речевой слух.

Материал. Листы бумаги формата А4 с изображением стрелки, направленной по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый угол, по количеству присутствующих.

Описание. Педагог произносит серии звуков, слогов и фразы с повышением основного тона, все одновременно с ним проводят указательным пальцем по изображенной стрелке.

Игры-упражнения на развитие восприятия речевого темпа:

"Курочка и цыплята"

Цель. Учить соотносить темп движений и темп речи.

Описание.  Слушая отрывок скороговорки, произносимой педагогом в медленном темпе, кистью одной руки, собранной в щепоть, медленно дотрагиваются до раскрытой ладони другой руки - "курочка клюет зернышки"; при слушании отрывка в быстром темпе совершают те же движения быстро - "цыплята клюют зернышки".

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

(медленный темп)

А за ней ребята -

Желтые цыплята

(быстрый темп).

Барабан уже дырявый.

"Осенние листочки"

Цель. Формировать представление о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Материал. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Описание. Предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.

Игры-упражнения на развитие восприятия ритма.

"Язычки-дразнилки"

Цель. Учить детей различать и посредством движений выделять акцентированные доли на фоне звучания равной силы (работа над неожиданным акцентом).

Материал. Игрушки "язычки" - индивидуально на каждого .

Описание. Педагог произносит с равной силой голоса слоги, произвольно делая акцент, например: Та - та- та- та- та- Та -та- та- Та- та- та- та- та- Та- та- Та...

Дети выделив акцентированный слог, должны один раз подуть в «язычок». Разнообразить игру можно, предложив свистки, дудочки или бубны.

"Узоры"

Цель. Учить передавать метрические отношения (равномерно повторяющиеся), заданные наглядной схемой.

Материал. Детская мозаика - на каждого ребенка.

Описание. Педагог и дети договариваются: например, красная деталь будет обозначать сильный удар ладонью по столу (или хлопок в ладоши, или взмах рукой), а желтая - слабый удар. После этого взрослый задает последовательность деталей на поверхности своей мозаики, дети повторяют. Затем, следуя образцу, дошкольники воспроизводят ритм.

Усложнение. Взрослый выкладывает только один фрагмент ритмического рисунка и предлагает детям продолжить его, разгадав последовательность.

Игры-упражнения на развитие восприятия тембра:

"Кто боится прививки?"

Цель. Учить определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Материал. Предметные картинки с изображением людей и животных.

Описание. Предметные картинки выкладывают перед играющими. Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"

"Угадай-ка"

Цель. Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.

Описание. Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом. Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.

Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения:

"Слушай, думай, называй"

Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.

Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).

«Кто в каком домике живёт?»

Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик - гнездо?» и т.д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.


Художественное слово в воспитании дошкольников.


В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка.


Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой:

   

«Как читать детям».


1.Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2.Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3.Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4.Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5.Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6.Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному
7.Прививайте ребёнку с детства любовь к книге,  бережное отношение к ней.

Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

Искренне желаем вам крепкого здоровья, счастья,   благополучия в семье. Пусть дети радуют вас! Успехов вам!

Список рекомендуемой литературы для родителей:

1.Н.В.Нищева: «Система коррекционной работы .»

2.А.И.Максакова: «Правильно ли говорит ваш ребенок .»

3.Н.Г.Комратова: «Учимся говорить правильно .»

4.Ю.Соколова: «Развитие речи .»

5.М.А.Тарасова: «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет .»

6.Е.Л.Крутий: «Волшебная логопедия .»

7.О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. «Придумай слово .»

8.Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр.»

Список используемой литературы:

1.О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду .»

2.Г.В.Кузнецова «Развитие образной выразительности .»

3.Е.А.Антипова «Театральная деятельность в детском саду.»

4.Т.С.Григорьева «Программа «Маленький актер(5-7лет).»

5.Е.А.Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7лет.»

6.А.В.Щеткина «Театральная деятельность в детском саду.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»

1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Конспектродительского собрания в старшей группена тему «Развитие речи старших дошкольников» Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Вступительное слово воспи...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"

конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"...

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада воспитанников старшей группы».

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи: Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. Развивать интерес к познанию своего ребенка, ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...