Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе. Тема: "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Иванова Таисия Николаевна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            МОУ «Коркатовский лицей»

Конспект образовательной деятельности по

развитию речи и мелкой моторики рук в дошкольной старшей группе.

          Тема: «Прогулка в осенний лес»

                                                                                   

                                                                                    Составила: Иванова Т.Н.

                                                                                    воспитатель дошкольной

                                                                                    группы

                                                           

                                                   Коркатово 2012

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Программное содержание:

-образовательные задачи: учить называть  основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадение листьев, частые дожди; изменения в одежде людей; сбор урожая; перелет птиц на юг и т. д.; расширять знания детей о диких животных, живущих в наших лесах; закрепить названия деревьев;

- развивающие задачи: способствовать развитию мыслительной деятельности, связной речи, формировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков; развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

- воспитательные задачи: воспитывать любовь к осени, замечать ее красоту.

Словарь: осень- осенний, наступила, разноцветные, золотая, листопад, клен -кленовый, береза- березовый, рябина- рябиновый, дуб- дубовый, падают, опадают, улетают, короче, длиннее, запасаются, питаются, защищаются, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Оборудование: макеты осенних деревьев,  листья различных деревьев, корзина, маски животных- медведя, зайца, ёжика, бумага А4,цветная бумага красного цвета, клей, клеевые кисточки, салфетки, музыка П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, чтение художественного слова, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Методические приемы: игровая мотивация, словесная игра, чтение стихотворения, физкультминутка, беседа,  дыхательная гимнастика,  пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, анализ.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о диких животных, рассматривание деревьев, сбор листьев с детьми на прогулке.

Форма организации: подгрупповая.

Ход занятия.

Организационный момент.

Солнце раннее проснулось,

Осторожно потянулось,

Лучикам пора вставать

И занятие начинать.

2.Основная часть.

      Сегодня я, когда шла в детский сад, набрала в корзину много разных листьев и вместе с вами мы сейчас узнаем, с какого же дерева они упали.

- Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

- Это лист клена, он желтого цвета.

- Если это лист клена, значит какой он?

-Кленовый.

-Верно, молодец!

- А этот лист откуда упал?

- С березы, он тоже жёлтого цвета. Этот лист березовый.

- А у тебя какой лист?

- Рябиновый, красного цвета.

- А у тебя?

-Дубовый, светло-коричневый.

Воспитатель: 

А теперь, ребята, мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес. Слушайте внимательно слова и правильно выполняйте движения вместе со мной.

Динамическое упражнение  «На прогулку»

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
Много, много интересного,
Мы всегда в лесу найдем.

Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой» между разложе-нными на полу листьями.

Воспитатель: Вот мы и в лесу

- Посмотрите-ка вокруг, какое время года тут?

-Осень. 

Значит, какой это лес?

- Осенний.

Давайте мы с вами назовем основные признаки осени.

- На улице стало холодно, листья падают, птицы улетают в теплые края, солнце реже светит, дожди часто идут, дни стали короче, а ночи длиннее, люди урожай собрали, люди стали одеваться теплее, в осеннюю одежду, звери готовятся к зиме.

     А теперь можно и поиграть.

Упражнение на дыхание

Воспитатель:  Найдите на дорожке тот лист, который вы назвали, (дети берут в руки листочки). Подуйте на свой листочек, чтобы он сам опустился вниз. Как называется такое явление в природе?

Дети: Листопад.

Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас мы поиграем с пальчиками.

Ветер по лесу летал,                   Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал:               ладонями.

Вот дубовый, вот кленовый,     Загибают по одному пальчику

Вот рябиновый резной,            на обеих руках.

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       Спокойно укладывают ладони на стол

Воспитатель: А теперь кто скажет, кто расскажет, кто живет в лесу?

Дети: Волк, лиса, еж, белка, медведь.

Воспитатель:  А как готовятся к зиме медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

Мишка по лесу гуляет

 В корзинку шишки собирает.

 Шишка – раз, шишка – два

 Положу я их сюда.

 А какая это шишка?

 «Я не знаю» - шепчет Мишка

 Научим мишку мы считать

 Один, два, три, четыре, пять.

Ребенок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать,

 За осенью зима придет опять.

 Пусть мне во сне приснится мед,

 Проснусь когда весна придет.

Воспитатель:   А про ежика что расскажете? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)

Физкультминутка «Ёжик»  (дети имитируют движения по тексту).

По сухой лесной дорожке

Топ–топ–топ - топочут ножки.    

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый Ёжик.

Ищет ягоды, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк -              

Превратится ёж в клубок.   (Дети садятся на корточки).

Ощетинит ёж иголки:   (Дети выставляют пальчики).

Не достанется он волку.   (Дети грозят пальчиком).

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его.

Ребенок ежик:

Я тоже буду спать как мишка,

 Я поохотился за лето.

 Грибы искал, мышей ловил,

 Мне нужно отдохнуть за это.

Воспитатель:   Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шерсть на белую, кушает травку, кору деревьев)

Пальчиковая игра:

Дети:         Ушки длинные у зайки

 Из кустов они торчат

 Он прыгает и скачет

 Веселит своих зайчат

Ребенок зайка:

Пора мне зайчику линять

 Пора мне шубку поменять

 Зимой быть серым не могу

 Меня заметят на снегу

Воспитатель:  Что делает белочка в лесу? (Собирает орехи, грибы, несет в дупло)

Далеко еще зима, но не для потехи

 Тащит белка в закрома ягоды, орехи

Воспитатель:  И мы знаем про ягоды потешку

Пальчиковая игра:

С веток ягоды снимаю

 И в лукошко собираю

 Ягод – полное лукошко

 Я попробую немножко

 Сколько ягодок в корзине?

 Один, два, три, четыре, пять –

 Снова буду собирать.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель:   Кто любит яблочко, орех, гриб, ягоды, морковку? (дикие животные)

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины. Проходите за столы. Работать мы будем под музыку П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года».

На листах нарисована ветка рябины, на нее приклеиваем ягоды из бумаги. Бумагу сминаем, мнём до размеров маленького комочка и наклеиваем.

Дети под музыку наклеивают ягоды.

Молодцы, ребятки, какие красивые ягодки получились, как обрадуются звери нашим подаркам.

Анализ деятельности детей

    -А сейчас нам пора возвращаться домой, закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик   нам пора опять.

- Понравилось вам наша прогулка?

Ребята, расскажите что нового вы узнали? Чем занимались?

      Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.

Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.Добиваться хорошего запоминания стихотворения,...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей старшей группы)

Конспект образовательной деятельности  по развитию речи «Дикие животные русских лесов» (для детей старшей группы)...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима « Апрель » в старшей группе.

Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Акима« Апрель »  в старшей группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники "Искатели приключений" в старшей группе

Конспект  образовательной деятельности  по развитию речи с использованием технологии мнемотехникив старшей группе «Искатели приключений»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с использованием дидактического синквейна для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Заколдованные звери"

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей через технологию создания дидактического синквейна....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Наши защитники» для детей старшей группы.

ЦЕЛЬ:    Активизирование словаря по теме "День защитников Отечества", закрепление умения проводить звуковой анализ слов.ЗАДАЧИ:      Развивать фонематическое во...