Вопрос как средство развития речи
план-конспект урока по развитию речи по теме

Основной целью практического занятия для педагогов является формирование у них системного видения процесса развития и поддержки речи воспитанников.

На этом занятии воспитатели могут познакомиться с терминологической областью темы, узнать какие типы вопросов существуют, какие цели преследует каждый тип вопроса. Воспитатели могут принять участие в выполнении разных заданий по тме, разработать рекомендации по обучению умения задавать вопросы и отвечать на них. Также они могут поупражняться в освоении приемов работы необходимых для общения и развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос как средство развития речи

Цель: Формирование у педагогов системного видения процесса развития и поддержки развития речи воспитанников.

Задачи:

Включение педагогов в процесс методического поиска и творчества в работе с детьми;

Упражнять педагогов в освоении приемов работы, необходимых для общения и развития речи.

Приветствие «Мне в тебе нравится…»

Задача: Создать положительный настрой, работа на сплочение группы.

Упражнение

Участники в кругу по очереди говорят комплимент соседу справа. После завершения круга подвожу  педагогов к мысли о совместной работе.

Упражнение   

Участники стоят в ряду. Посередине  проходит разделение  (полосками бумаги). Ведущий называет какие-то качества, и те, у кого они есть, переходят на правую сторону, а те, у кого их нет, -  на левую.

- Перейдите на правую сторону, если у вас есть брат или сестра;

- Будьте внимательными и обратите внимание, кто с вами оказался рядом.

- У кого есть домашнее животное;

- Кто родился в г. Озерске;

- Кто любит петь;

- Занимается спортом;

- Делает зарядку хотя бы изредка;

- Живет недалеко от детского сада;

- Носит очки;

- Любит мороженое;

- Рано встает;

- Любит вкусно поесть;

- У кого есть дети;

Вопросы для обсуждения

- Все ли ваши коллеги побывали на правой и левой стороне?

- С кем чаще других встречались?

- С кем реже?

- Что вы чувствуете после выполнения упражнения?

Делаю акцент на слайде в начале работы. На слайд:

 «Когда мы учим детей спрашивать,  и искать ответы, мы создаем наилучшие предпосылки для их творческого развития. Такой метод обучения помогает развитию как интеллектуальных, так и эмоциональных способностей ребенка». (Эрика Ландау, Одаренность требует мужества)

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, педагога к ребенку, ребенка к педагогу. Прежде всего это вызвано стремлением получить информацию от собеседника. При помощи речи человек выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями о своем отношении к предметам и явлениям окружающей его действительности.

 Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи, малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. Именно в дошкольном периоде на основе общения происходит развитие развернутой диалоговой речи.

Речь как средство выражения мысли является основным механизмом  мышления. Она тесно связана со всеми психическими процессами. Корней Иванович Чуковский отмечал: «…воспитание речи есть всегда воспитание мысли».

           - Хочу обратиться к вам.  Сформулируйте определения:

- Речь – это…

- Вопрос – это…

Заслушиваем несколько вариантов…

На слайд:

В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Крысиной:

              Речь – способность говорить;

                          разновидность или стиль языка;

                         разговор, беседа;

В современном психологическом словаре Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко:

            Речь – исторически сложившаяся  форма общения людей посредством языка.

В словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Крысиной:

             Вопрос – это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа. То есть вопросом мы озадачиваем кого-то.

             Вопрос – предложение, требующее ответа, элемент структуры вопросника или анкеты;

             Вопрос – форма мысли, выраженная в языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, т.е. узнать какую – либо информацию или что-нибудь спросить.

  Словарь терминов логики:    

           Вопрос – предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, обладающее особой функцией и требующее ответа, объяснения.

- Один из самых сильных инструментов, с помощью которых оратор, ведущий может притягивать к себе внимание слушателей – это вопрос.

- Попробуем сформулировать, роль вопроса в речи человека. (Совместно с аудиторией формулируем и перечисляем.)

На слайд:

             Вопросы позволяют:

Активизировать внимание слушателей;

Наладить контакт с аудиторией. В этом случае оратор переходит от монолога к диалогу, живому общению. Слушатели чувствую себя сопричастными к происходящему, собеседниками;

Сделать акцент на содержании  сообщения;

Скорректировать темп подачи материала. Вопрос позволяет понять, успевают ли слушатели за оратором;

Повторить ранее пройденный материал, связывая его с настоящим;

- Педагог должен в совершенстве владеть  искусством  задавать вопросы.

Давайте рассмотрим подробнее типы задаваемых вопросов.

Предлагаю вам классификацию вопросов  Ю.Г.Тамберг

Даю группе задание: Расставьте цели в соответствии с типом вопроса.

На слайд:

Осведомительные вопросы

Цель – получение новой информации. (Что это? Зачем?)

Контрольные вопросы

Цель – проверка знаний (своих и чужих). Эти вопросы побуждают вспоминать.

Олимпиадные вопросы

Цель – контролируют не столько знания, сколько умение пользоваться ими для решения задач. Контролируют склонность детей к научному анализу, к умению мыслить логически, системно.

Наводящие вопросы (принцип сведения сложного к простому)

Цель – помогают решить проблему, найти сильную идею или понять ситуацию.

Проблемные или развивающие вопросы

Цель – побуждают думать и понимать. Их еще называют творческими или полифункциональными (на воспоминание, на логику, анализ и синтез, на смекалку, на оригинальность мышления).

Критикующие вопросы

Цель – оценить и выявить недостатки.

Вопросы на самоопределение (на рефлексию)

Цель – осмысление создавшейся ситуации, самоанализ.

Отсекающие вопросы

Цель – отсекают предельно большое поле неизвестности.

Прогнозирующие вопросы

Цель – определение причинно-следственных связей.

Занимательные вопросы

Цель – заинтересовать детей определенной тематикой и стимулировать мышление.

Провокационные вопросы

Цель – либо нанести вред, либо вызвать настороженность, мгновенную готовность противостоять нападению, подвоху, обману или предательству, выработать бдительность, критическое отношение и здоровое сомнение.

Мудрые вопросы

Цель – умение принять правильное решение в условиях дефицита информации и времени.

Глупые вопросы

Цель – высветить глупость задающего.

Предлагаю участникам:

- Придумайте вопрос любого типа и объясните, почему вы относите вопрос именно к этой группе.

- Как вы думаете, какие вопросы способны побуждать ребенка самостоятельно мыслить?

-Какие вопросы считаете наиболее сильными в работе с детьми?

(проблемные или развивающие вопросы, занимательные, прогнозирующие)

Вывод:

Давайте попробуем подытожить нашу работу. Мы познакомились с классификацией типов вопросов. Среди различных вопросов - есть вопросы,  которые могут  активизировать речь ребенка, побуждать его самостоятельно мыслить.

- Хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает.

 

- Предложить подумать, почему дети задают мало вопросов, не отвечают на вопросы или отвечают плохо?

(записать на доске)

Как вы думаете, почему дети задают мало вопросов?

Почему дети не отвечают на вопросы или отвечают плохо?

Причины

Причины

В литературе достаточно много примеров, подтверждающих роль вопроса в жизни человека. В.Вересаев описал в «Рассказах о детях» такую ситуацию:

«Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии(!) посоветовал родителям: «Когда вам надоест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», - увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через некоторое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруднительный вопросы стал отвечать: «Потому что перпендикуляр».

- Ты, почему не одел калоши?

- Потому что перпендикуляр.

- Почему ты грубишь?

- Потому что перпендикуляр.

Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь.

Вывод:  В настоящее время существует проблема – дети не умеют или не хотят задавать вопросы. Такое качество, как любознательность, очень редко встречается у современных детей. Решение одной проблемы автоматически приводит к решению другой.

- Эта проблема может решаться в разных направлениях. Необходимо организовать работу  с педагогами,  родителями и с детьми.  

Как доступно донести до родителей и педагогов значимость проблемы?

- Я предлагаю вам разделиться на две группы по номеру на программке.

- Первая группа пишет рекомендации для родителей, вторая для воспитателей на тему:

«Как научить детей задавать вопросы и искать на них ответы»

- Вы должны написать не менее пяти лаконичных, доступных по содержанию рекомендаций.

На выполнение задания дается 7-8 минут. Слайд с названием и мелодией.

- Предлагаю группам обменяться рекомендациями, проанализировать их и дополнить.

На выполнение дается 5-6 минут.

Заслушиваем анализ обеих групп.

Вывод:

Основной подход к обучению детей отвечать на вопросы и задавать их заключается в создании дружелюбной атмосферы, которая дает ребенку абсолютную раскованность, уверенность, что над ним не будут смеяться. Вводить детей в непринужденные беседы, с большим количеством вопросов и ответов. Ребенку нужно объяснить, что если он не знает ответа, не нужно бояться. Лучше сказать: «Сейчас не знаю, но узнаю (или подумаю) и отвечу».

На все вопросы детей нужно отвечать точно и доступно. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать.  Надо убедить детей в том, что задавать вопросы – это полезно: можно больше узнать интересного. Надо поощрять детей за умный вопрос.

Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится.

Креативная  постановка вопросов

 Эрика Ландау в своей публикации по проблемам творчества и одаренности предложила следующий алгоритм обучения креативной постановке вопросов

                                    Куда дальше?

                                                                    Вопрос, ориентированный на

                                                                     будущее              

Что правильно, а что нет?                         Оценочный вопрос

Что было бы, если бы?                                   Воображаемый вопрос  

Что я чувствую, что я знаю?                       Субъективный вопрос

 Почему, кто, как, что делает?                     Каузальный вопрос ( Относящийся к

                                                             причинно-следственным отношениям, к

                                                              выражению  этих отношений - Толковый

                                                              словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой)

        Кто, как что, где, когда?                         Описательный вопрос

                                           

Уровни креативной  постановки вопросов

         

          На слайде:

На первом уровне ставятся описательные вопросы, которые связаны с настоящим и описывают нынешнюю ситуацию – здесь и теперь. Это приводит к осмыслению заданной ситуации.

На втором уровне, когда ситуация или проблема точно описана, задают каузальный вопрос «Почему?» и связывают друг с другом вопросы «Кто?», «Где?», «Как?», «Когда?». Этот уровень требует понимания и установления связей.

Эти два уровня позволяют научить ребенка объективно наблюдать, описывать, устанавливать связи и усваивать новые знания.

Третий уровень. Приходит очередь субъективных вопросов. Они требуют эмоционального подхода. Через ассоциации и аналогии дети приходят к пониманию проблем, что способствует гибкости их мышления и главное вовлеченности в процесс. Неизвестная проблема теперь им известна. Движение продолжается по спирали, от известного к неизвестному.

Четвертый уровень. Когда ребенок подошел к решению проблемы, мы задаем вопрос «Что было бы, если….?»

Пятый уровень.  Оценочные вопросы: «Что правильно, что лучше среди имеющихся альтернатив?» Оценка должна последовать только теперь. Если она появиться раньше, мы будем ограничены в сырье для мышления. Отыскиваются и испытываются новые способы связи отдельных факторов и проблем.

Хотя мы уже знаем решение, мы должны приучать детей к дальнейшим вопросам: «Что еще тебя интересует в этой проблеме, что ты можешь еще сделать?» Этот вопрос бросает ребенку вызов, заставляет воображение работать.

- Эта последовательность вопросов используется сегодня в детском проектировании.

Деление на группы: по цвету маркировки на «раздатке».

Есть достаточное  количество эффективных техник, которые позволяют научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, хочу обратить ваше внимание на то, что вопросы также подразделяются на открытые и закрытые вопросы. Открытый вопрос – вопрос, требующий развернутого  полного ответа. Закрытый вопрос – предполагает однозначный, короткий ответ (да, нет, не знаю). Прошу при составлении ответов учитывать эту информацию.

Упражнения на умение задавать вопросы для работы воспитателя с детьми.

     - Перед тем, как приступить к выполнению, каждая команда рассматривает репродукцию известной картины несколько минут. Затем,  мы поменяем  репродукцию первой команды и покажем ее участникам второй команды.  Вы должны продумать и задать вопросы обо всех деталях картины вашим соперникам. Ваши  вопросы должны быть открытые, направленные на активизацию внимания ваших оппонентов.

- Вам понравилась игра?

- Что Вам показалось легче задавать вопросы или отвечать на них?

- Почему?

- Какой можно сделать из этого вывод?!

В раздатках вы найдете некоторые упражнения на развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, классификации типов вопросов.

Вывод:

Целью сегодняшнего тренинга было желание обратить Ваше внимание на пути развития речевого пространства в ДОУ. Поставленные сегодня задачи мы проработали, определили эффективные пути, освоили некоторые приемы работы, необходимые для общения и развития речи ребенка. Ваша задача – реализовать полученные знания  на практике, расширяя творческое пространство повышения квалификации педагогов.

Рефлексия

«Как мне повезло, что я…» - участники заканчивают эту фразу в форме текста.

 

Быть руководителем тяжело, и не каждый уверен, что знает столько, чтобы учить других. Поэтому наша сегодняшняя встреча важна тем, какие открытия останутся с Вами и как они вдохновят Вас на организацию качественной работы. Воспитатели ждут от Вас объективного отношения к результатам их деятельности, личной поддержки, реальной помощи  и  участия в ожидаемых успехах.

Желаю вам профессиональной удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Консультация для родителей по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речи

Консультация для родителей  по вопросу особенностей применения пальчиковых игр как средства развития речиОписание: индивидуальная консультация направлена на повышение информированности...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...