учим дошкольников понимать пословицы и поговорки
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимания, как правило, не развивается.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особое внимание при работе с детьми следует уделить пословице. Этот жанр занял прочное место в дошкольном учебнике.  Однако методические приемы работы  с  пословицами  в  современных  учебниках  до  недавнего  времени  не отличались разнообразием: подобрать наиболее подходящую к тексту пословицу;  найти в тексте пословицу, объяснить смысл пословицы и т.п. Даже в базовом учебнике несколько лет назад можно было встретить, например, пословицу "Что посеешь, то и пожнешь" в разделе "О сельскохозяйственном труде".

Если рассматривать пословицу как жанр, отличающийся необычайной точностью, выразительностью, красотой языка, позволяющий вести обучение вычерпыванию смыслов из текста с учетом психологических особенностей понимания, то подход к ней должен быть иным.

Однако вначале необходимо разобраться, на каком уровне находится понимание дошкольниками пословиц. Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пословице, да и возможности ее понимания, как правило, не развивается. Стихийно это формируется лишь у небольшой части детей с развитием абстрактного мышления, Ситуация с пониманием дошкольниками пословиц близка к народной мудрости; "Иной глазами по книжке водит, а разум у него стороной бродит",

.Для выяснения особенностей понимания детьми пословиц было проведено исследование. В нем участвовали дошкольники шести-семи лет. Задание состояло в восстановлении деформированных предложений (двух пословиц) и их сравнении. Были использованы пословицы "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" и "Двумя руками трудно схватить двух угрей". Анализ ответов около двухсот школьников показал, что большинство детей испытывали затруднения при сравнении пословиц и не смогли сформулировать общую для них мысль,

Непонимание пословицы проявилось на нескольких уровнях.

Во-первых, дети не понимают некоторых слов в пословице и, что обращает на себя внимание, не выясняют их значение у воспитателя, Так, слово "угрей" в детских ответах превратилось в слова "ужей", "углей", "огреть", однако никто из участвовавших в работе дошкольников не поинтересовался, что означает это слово,

 Во-вторых, многие дети остаются на уровне понимания только фактуальной информации. Сравнивая предложенные пословицы, эти дети замечают лишь то, что "тут все время ловят двоих", "все время два зверя", "хотят кого-то поймать" и т.п. Общая для обеих пословиц мысль остается за бортом понимания.

В-третьих, имеет место формальный переход от фактуальной к концептуальной информации. Это проявляется в том, что ребенок вычитывает не ту мысль, которая содержится в пословице, В нашем примере вместо концепта: "Нельзя качественно сделать два дела сразу", - дети писали: "Без труда ничего не сделаешь", "Нельзя торопиться", "В пословицах говорится о труде" и проч.

Анализ понимания дошкольниками пословиц подсказал направления работы над этим жанром. Их три. Дети должны научиться:

1)        различать в пословице прямой и иносказательный смысл;

2)        выражать скрытую мысль словами;

3)        осознавать и переносить усвоенный концепт на другой текст или жизненную ситуацию.

При знакомстве с пословицей нужно показать детям, что она может иметь только прямой смысл ("Хороша веревка длинная, а речь короткая"), прямой и переносный смысл ("Пустая бочка пуще гремит"), только переносный смысл ("Свинья скажет борову, а боров - всему городу").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки для дошкольников

Пословицы и поговорки для детей 5, 6, 7 летВ современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучени...

Пословицы и поговорки, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Пословицы и поговорки имеют огромное значение в воспитании нравственного человека....

Методическая разработка : "Ознакомление дошкольников с пословицами и поговорками".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного  языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Важным средством формирования ...

Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств личности дошкольника

Пословицы - это краткие, меткие, глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел отражение длительный опыт социально-...

консультация для родителей «Пословицы и поговорки — источник воспитания нравственных качеств дошкольника»

Консультация для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...