Методическая разработка : "Ознакомление дошкольников с пословицами и поговорками".
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Хмелевских Наталья Анатольевна

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного  языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Важным средством формирования личности ребенка, развитии его речи являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это кладовая народной мудрости, ума, трудового и житейского смысла. К.Д Ушинский писал « Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка». Пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с пословицами и поговорками.

Без углов дом не строится,

без пословицы речь не молвится.

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного  языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Важным средством формирования личности ребенка, развитии его речи являются пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки – это кладовая народной мудрости, ума, трудового и житейского смысла. К.Д Ушинский писал « Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка». Пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

 Свою работу в старшем дошкольном возрасте по ознакомлению с пословицами и поговорками начинаю через чтение произведений написанных по пословицам и поговоркам, где раскрывается  их смысл .

« Кончил дело, гуляй смело» ( К. Ушинский)

«Как аукнется, так и откликнется» (русская народная сказка)

« На мышку и кошка зверь» (И.А.Крылов)

« Не смейся чужой беде – своя на гряде» (И.А. Крылов)

Также при чтении художественных произведений, мы работаем с пословицами и поговорками, когда смысл произведения, подводит детей к осознанию его идеи.

 Так  при чтении чувашской  сказки « Мышка Вострихвостик», в процессе обсуждения  ребята правильно делают вывод:

-« Плохи друзья, коли до черного дня».

Когда у дошкольников уже накопился достаточный запас пословиц и поговорок, можно после прочтения любого произведения подобрать пословицы и поговорки соответствующие содержанию.

 Например, русская народная сказка « Лиса и журавль». Подбираем пословицы:

- «За добро платят добром»,

-«Каков гость, таково и угощенье»,

- «На что звать , коли нечего дать»,

- «Старую лису хитростям не учить».

Вместе с ребятами выясняем смысл каждой из пословиц, как понимают их дети.

Большую помощь в ознакомлении дошкольников с пословицами и поговорками играет альбом, красочно оформленный по темам. Где к каждой теме следуют иллюстрации. Также ребята  самостоятельно рисуют рисунки к пословицам.

Например, пословица « Без труда не выловишь рыбку из пруда» и к ней делается рисунок: ведерко, из которого виден хвост рыбы, или удочка, или рыба, или крючок с червяком. К пословице « Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь», дети рисуют кузовок с грибами или просто грибы.

 Рассказы  детей, составленные по пословицам и поговоркам более выразительны и разнообразны, а использования в работе картинок и иллюстраций подсказывает также и особенности наглядно- образного мышления старших дошкольников. Кроме того расширяется зрительное представления детей, развиваются образы мышления, творческое воображения.

Играм с пословицами и поговорками отводится много внимания.

Например:

 - « Знаешь ли ты пословицы и поговорки?»

1вариант игры. Ведущий называет тему, на которую дети вспоминают пословицы.

2 вариант игры. Ведущий называет слово, дети вспоминают пословицы и поговорки, где есть это слово.

Например, слово «хлеб».

Много снега - много хлеба.

Не шуба греет, а хлеб.

Хлеб всему голова.

-« Закончи пословицу»

Волков боятся-

Нет дыма-

Под лежачей камень-

- « Числа в пословицах»

« Семь раз примерь, один раз отрежь»

«Один в поле не воин»

«Один за всех, все за одного»

-« Пословичная лента»

Два игрока по сигналу начинают сматывать ленту, двигаясь к центру. Одновременно они произносят пословицы, побеждает тот из участников, который смог смотать большой кусок ленты и не сбился в пословицах.

- « Кто кого переговорит»

Две команды ребят по очереди  говорят пословицы и поговорки. Побеждает та команда, которая продержится дольше всех.

Постоянная, систематическая работа  учит ребят собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых , образных афоризмов обогащают речь, способствуют воспитанию эстетического вкуса.

Литература

1.Аникин В.П. К мудрости ступеньки.- Детская литература 1988 С.175-176

2. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М : Просвещение, 1963г.

3.Ушинский К.Д. Собр. соч. –Т.6 – С. 664

4.. Ушакова О.С.. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебн.- метод. пособие /О.С. Ушакова. Е.М. Струнина / М 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учим дошкольников понимать пословицы и поговорки

Знакомство детей с пословицей начинается с первых дней дошкольного обучения. Однако, как показывают наблюдения, из-за отсутствия системы работы над пониманием текстов данного жанра интерес детей к пос...

Методическая разработка "Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором"

Целью этой работы является  развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкальн...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности"

Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате их травмирование и даже гибель – проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.Тяга детей к огню, к игре со спичками о...

методическая разработка "Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения"

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности. Потребность детей в движении, котор...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с кубанским казачеством"

Сборник содержит методические разработки для организации работы сдетьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с природой,приобщению к культуре, формированию любви к родной Родине.В сборн...

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников со свойствами воды в экспериментальной деятельности"

В разработке представлен конспект НОД по ознакомлению дошкольников со свойствами воды в занимательной игровой форме....

Методическая разработка "Ознакомление дошкольников с родным городом"

На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое це...