Речь и мышление ребенка.
план-конспект урока по развитию речи по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Стптья посвящена развитию мышления ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati.doc39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и мышление ребенка

     Речь – способность говорить.

     Мышление – способность человека мыслить, т.е. рассуждать, размышлять, делать выводы.

     Мы привыкли думать, что речь служит только для сообщения, передачи своих мыслей собеседнику. Но есть люди, которые наедине произносят монологи. А дети могут разговаривать с игрушками, не получая ответного монолога. Значит не всегда речь существует для передачи своих мыслей другим.

     Психологи заметили, что дети между 5 и 7 годами чаще предпочитают работать индивидуально и в одиночестве, чем в группах.

     Ребенок, рисуя за одним столом с товарищем говорит, не обращаясь конкретно к нему, т.е. он просто громко думает перед своим собственным рисунком – это первая категория речи – монолог. Ребенок занят своими собственными мыслями и поэтому удовлетворен. И когда товарищ начинает тоже говорить что-то о своем рисунке, но совсем не касающееся предыдущего монолога, это называется коллективным монологом. Это не является обменом мыслями и сведениями.

Категории речи.

     Эгоцентрическая речь: собеседник – первый встречный и ребенку важен лишь видимый интерес, здесь ребенок говорит лишь о себе.

1. Повторение (эхоламия) – повторяет слова ради удовольствия говорить.

2. Монолог – сам с собой, как если бы он вслух думал, ни к кому не обращаясь. Ребенок может сообщить вслух, что он хочет сделать, при этом занят лишь собой.

В коллективном монологе ребенку безразлично, куда попадет брошенное слово.

    Социализированная речь – для сообщения мыслей.

1. Адаптированная информация – обмениваться мыслями с другими, спорить или становиться на точку зрения собеседника. Ребенок заставляет слушать себя. Именно такая речь порождает диалоги. Ребенок старается быть понятым. Ребенок сотрудничает с собеседником.

2. Критика – замечания собеседнику. Они служат для подтверждения превосходства собственного «я» и не носят интеллектуального характера. Они могут являться источником споров, ссор или соревнований.

3. Приказания, просьбы и угрозы. Здесь явное воздействие одного ребенка на другого.

4. Вопросы, которые предполагают ответ: «Почему он плачет?» Но может встречаться и случай логического «почему»: «Почему весна, а так холодно?» Это доказывает, что вопросы ребенка могут быть уже интеллектуальны. Хотя такие вопросы ребенок задает взрослым, а не детям. Поэтому так важна роль взрослых, которые умело своими вопросами и ответами развивают мышление ребенка, его речь, а значит и интеллект.

5. Ответы, которые даются на собственно вопросы и на приказания, а не ответы во время диалога.

     Возможно ли сотрудничество в мышлении?

     Замечено, что примеры сотрудничества  чаще существуют в том случае, когда осведомленный товарищ сообщает или объясняет менее сведущему товарищу как надо поступать. Часто сотрудничество видно во время игры, когда дети распределяют роли. Очень важно в этом возрасте (5 -7) лет сотрудничество мысли. Это происходит тогда, когда ребенок говорит не о своих воспоминаниях, а об общих (походы в музей, поездка на природу, посещение цирка).

     Очень важно изредка предлагать ребенку пересказать услышанный рассказ или объяснить что-нибудь другому. Важно, чтобы сами дети подметили ошибки при пересказе: нарушение порядка фактов, повтор, возвращение к уже сказанному – шаг к сотрудничеству. Дети понимают друг друга легче, чем они понимают нас, т.к. они привыкли к одним и тем же приемам мышления. Но они могут и не понимать приятеля, если  в этот момент думают о себе.

     Вопросы ребенка 5-6 лет зависят от особенностей детской логики. Попробуйте в течении какого-то времени записывать все вопросы, задаваемые вам ребенком. Наиболее частым будет вопрос с «почему».

     Когда вопрос относится к физическим предметам (явления природы, машины. Продукты производства) – это «почему» причинного объяснения.

    Когда вопрос касается человеческих действий, то он относится к «почему» мотивировки.

    Характер мышления ребенка таков, что задавая вопрос, он уверен, что есть на него ответ. Он отказывается допустить, что есть вещи, которые просто «даны» и обосновать их невозможно.

     Итак, мы видим, что речь неразрывно связана с мышлением. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность передать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. В дальнейшем  большое значение для умственного развития ребенка будет иметь письменная речь. Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому связно, продуманно строить и свою устную речь.

     У ребенка 5 -6 лет формируется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Самое трудное – это словесно-логическое, понятийное мышление.

     Наглядно-образное мышление. Ребенок играет в лото (различные профессии; животные, овощи, времена года. Развитию этого вида мышления способствуют следующие виды занятий: рисование, прохождение лабиринтов, работа с конструкторами, но не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка.

     Наглядно-действенное мышление. Умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов: конструкторы, механизмы…Такая деятельность должна хотя бы частично протекать под контролем взрослого (Дочки-матери, правила дорожного движения, больница..). Здесь важно следить за общением детей друг с другом, видеть каковы знания ребенка о той или иной деятельности человека. Что же делать если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которую можно воплотить в конструировании. Необходимо, чтобы у ребенка был набор конструкторов (пластмассовых, металлических, деревянных…). Развитию этого этапа мышления способствуют задания и упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек; перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру), аппликации – сложи так полоску бумаги, чтобы получилось 4 одинаковых лепестка… Необходимо учить малышей конструировать не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а так же по собственному замыслу ребенка. Формирование  этого вида мышления к моменту поступления ребенка в школу должно быть завершено.

     Логическое мышление – способность к выполнению основных логических операций: обобщение, анализ, сравнение, классификация. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

- «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (карточки лото).

- Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

- Загадки и логические задачи, головоломки.

     Пространственное мышление. Упражнения со спичками: составь 2 равных треугольника из 5 палочек; составь два равных квадрата из 7 палочек. Можно использовать простейшие задания с бумагой и ножницами, «Одним разрезом»: каждую из нарисованных геометрических фигур можно превратить в квадрат, сделав только один разрез ножницами (по прямой линии).

     Всесторонне развивать функции мышления можно следующими упражнениями.

     1. Составление предложений.

Эта игра развивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные. Связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

     Берут наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Составь предложения из этих слов, изменяя их, вводя новые: «Медведь упустил в озеро карандаш»; введя новые объекты – «Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере».

     2. Исключение лишнего.

     Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Исключить слово, не обладающее каким-либо общим признаком. Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Надо искать целое множество правильных ответов.

     3. Поиск аналогов.

     Называется «вертолет». Назовите предметы, сходные с ним по различным существенным признакам. Например, «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства). Игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, формирует способность классифицировать явления по их признакам.

     4. Способы применения предмета.

     Называется известный всем предмет «стол». Каковы различные способы его применения (обеденный стол, рисовать, телевизор поставить, встать на него, чтобы что-то достать… Развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

     Итак мы увидели, что речь неразрывно связана с мышлением. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку вербализовать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности. Ряд заданий и упражнений способствует общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

     1. Разучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

     2. Пересказ и рассказ также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

     Можно провоцировать взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течении дня. Это помогает развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

     3. Скороговорки являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

     - У пеньков опять пять опят.

     - Водовоз вез воду из-под водопровода.

     - Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

     - От топота копыт пыль по полю летит.

     - Ехал грека через реку, видит грека: в реке – рак.

     Сунул грека руку в реку, рак за руку грека – цап!

     - По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

     - По утрам у Айболита, до обеденной поры, лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры

     - У Кондрата куртка коротковата.

     - Все бобры добры для своих бобрят.

     - По траве тропа протоптана.

     - Макара укусил комар, прихлопнул комара Макар.

     4.Игры «со словами» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова, актуализируют пассивный словарь.

     - «Дополни слово»: (кни…), ребенок поймав мяч, говорит (га).

     - Назвать слова, противоположные по значению: тонкий - ; низкий - ; острый - ; здоровый - ; чистый - ; победа - ; громкий - …

     «Кто больше сочинит» Дети подбирают рифмы к словам: огурец – молодец; заяц – палец; очки – значки; цветок – платок…

 

Список литературы:  

Винокурова Н. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее. Быстрее, смышленее взрослых. – М. 1994.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность пересказа и его зачение для развития речи и мышления ребенка.

Учить ребенка расказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления....

Стихотворные упражнения для развития речи и мышления ребенка

Данные короткие стихотворные текст с заданиями помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений....

Развиваем речь и мышление ребенка в игре

Игры, направленные на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста....

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и нала...

"Развиваем речь и мышление ребенка 3-4 лет"

Рекомендации для родителей, как развивать речь и мышление у детей четвертого года жизни....

Речь и мышление ребенка дошкольного возраста

Рассматривается соотношение речи и мышления ребенка дошкольного возраста; этапы развития речи и мышления ребенка; перестраивающееся и совершенствующееся умение ребенка пользоваться речью как средством...