"Развиваем речь и мышление ребенка 3-4 лет"
статья по логопедии (средняя группа) на тему

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА

Рекомендации для родителей, как развивать речь и мышление у детей четвертого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt2017osen.docx15.94 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь и мышление ребёнка 3-4 лет

Морева Наталья Андреевна,

учитель – логопед, ВКК

МАДОУ детский сад 2, ГО Красноуфимск

Все мы хотим видеть своих детей умными, хорошо говорящими и всесторонне развитыми. Хорошо говорящий ребёнок, в возрасте 3-4 лет не такая уж редкость и это, в свою очередь, говорит о высоком показателе его психоэмоционального развития.

 Каждый год, осенью, проводя диагностику речи детей в детском саду, логопеды выявляют и детей, имеющих речевые нарушения. Как помочь таким детям, как развить речь и мышление, вот несколько рекомендаций родителям:

  • Развивайте мелкую моторику, выполняйте различные упражнения, пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры. Ещё Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка на кончиках пальцев». Учите ребёнка самостоятельно застёгивать, завязывать, зашнуровывать, плести, лепить, выстригать.
  • Формируйте первичные графические навыки, учите ребёнка додумать и дорисовать недостающие детали рисунка или картинки. Находить закономерности в предложенных рядах картинок, и так же, дорисовывать, чтобы они стали одинаковыми. Используйте различные тематические раскраски, обводки по пунктирным линиям.
  • Формирование правильного произношения звуков речи –это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами артикуляции, воспринимать обращенную речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

Выполняйте артикуляционные упражнения, а лучше подберите целые комплексы упражнений на проблемные звуки, и выполняйте их перед зеркалом, ежедневно по 3-5 минут. Здесь необходимо соблюдать некоторые правила:

-каждое движение выполняйте неторопливо, ритмично, четко;

-чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка);

-выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка, имитируя движения языка;

-помните, что гимнастика не должна надоедать малышу, следите, чтобы он не утомлялся от неё.

  • Привлекайте внимание ребёнка к артикуляции, объясняйте, что именно от определенного положения губ, языка зависит то, какой получится звук, например, чтобы чётко произнести звук «А», нужно широко открыть рот, а на звуке «У», губы вытянуть «трубочкой», и т.д.
  • Привлекайте внимание малыша к звуковой стороне речи, уточняйте произношение звуков, прислушивайтесь к звучанию «правильного» и «неправильного» звука. Записывайте правильно и неправильно произносимую речь ребёнка, вместе её прослушивайте и отмечайте ошибки.
  • Формирование фонематического восприятия заключается в развитии слухового внимания, игры: «Слушаем тишину», «Хлопни, как я!», «Угадай, что звучало», на примере музыкальных инструментов или подручных средств: бумаги, предметов обихода, различных круп и т.п. речевого дыхания, просодической стороны речи: играть на различных дудочках, свистеть в свистки, сдувать листочки, перышки, пушинки, через соломинку в стакан с водой, надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри, при этом следить, чтобы ребёнок вдох выполнял носом, не поднимая плеч, а выдох ртом, не надувая щёк.
  • Читайте стихи типа небылиц, перевёртышей, загадки. Отгадывать загадку ребёнку легче, если отгадка есть среди 2-3 предметов лежащих, или находящихся перед ним.
  • Развитию силы голосового аппарата способствуют проговаривания чистоговорок и считалок, с различной силой голоса, то тихо, то громко.
  • В качестве подготовительного упражнения для развития и выработки нужного темпа речи, можно предложить ребёнку произносить строчки из народных потешек с различной скоростью.

Взрослым необходимо поддерживать разговор с ребёнком, беседовать с ним о предметах домашнего обихода, игрушках, одежде, домашних животных. Занимаясь, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все получается сразу. Почаще хвалите малыша, радуйтесь вместе с ним каждой удаче, доброжелательный настрой будет залогом успеха.

Для Ваших совместных занятий рекомендую книгу «Уроки логопедии», З.А. Репина, В.И. Буйко, г. Екатеринбург,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь и мышление ребенка.

Стптья посвящена развитию мышления ребёнка....

Сущность пересказа и его зачение для развития речи и мышления ребенка.

Учить ребенка расказывать и пересказывать - это значит формировать его связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления....

Стихотворные упражнения для развития речи и мышления ребенка

Данные короткие стихотворные текст с заданиями помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений....

Развиваем речь и мышление ребенка в игре

Игры, направленные на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста....

Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и нала...

Речь и мышление ребенка дошкольного возраста

Рассматривается соотношение речи и мышления ребенка дошкольного возраста; этапы развития речи и мышления ребенка; перестраивающееся и совершенствующееся умение ребенка пользоваться речью как средством...

Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Рисуем пальчиками – развиваем речь, память, мышление, воображение»

Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. И если ходьба, бег и прыжки в нас заложены на уровне безусловных рефлексов, то...