Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Макаримова Гульнара Бадертдиновна

     

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

    Тема: «Весенняя сказка»

    Программные задачи:

    Воспитание звуковой культуры речи:

    • Совершенствовать речевой слух.
    • Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
    • Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

    Словарная работа:

    • Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
    • Обогащать  речь существительными, обозначающими растения, животных , птиц.
    • Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
    • Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

     

    Грамматический строй речи:

    • Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
    • Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать  умение называть слова в предложении  последовательно и в разбивку.
    • Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

     

    Развитие связной  речи:

    • Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
    • Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической  последовательностью.
    • Совершенствовать умение  в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью мнемотаблиц.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого занятия по развитию  речи

    в старшей группе

    «Весенняя сказка»

                                       

                                                                          Составитель:

    Макаримова Г.Б.

    воспитатель

    2012г.

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

    Тема: «Весенняя сказка»

    Программные задачи:

    Воспитание звуковой культуры речи:

    1. Совершенствовать речевой слух.
    2. Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи.
    3. Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.

    Словарная работа:

    1. Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем,
    2. Обогащать  речь существительными, обозначающими растения, животных , птиц.
    3. Расширить словарь признаков по теме: «Весна».
    4. Закреплять умение сопоставлять  явления по временным и качественным признакам.

    Грамматический строй речи:

    1. Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.
    2. Закрепить термин «предложение», правильно «читать» его, развивать  умение называть слова в предложении  последовательно и в разбивку.
    3. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 

    Развитие связной  речи:

    1. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.
    2. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с    

              использованием наглядных пособий, связно с логической

              последовательностью.

    1. Совершенствовать умение  в составлении короткого рассказа на    

              заданную тему с помощью мнемотаблиц.

    Оборудование:

        Гелевые шары, изображающие тучку, мультимедийная установка, мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт, аудиозапись

    М. Глинка «Вальс», ленты желтого цвета.

    Воспитатель и дети под музыку  заходят в зал, 

    Дети приветствуют гостей:

    Собрались все дети в круг

    Я- твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И гостям мы улыбнемся.

    Здравствуйте, гости!

    Воспитатель обращает внимание детей на тучку из шаров: Ребята,  посмотрите, сегодня в нашей группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что бы это могло быть? На что это похоже?

    Дети: шары, украшение, облачко, тучка, капельки и т.д.

    Воспитатель: В нашей группе появилась волшебная тучка!

    Тучка по небу гуляла,
    Тучка бусы растеряла.
    Как хрустальные горошки,
    Закатились к нам в окошко.

    О чем  же она нам хочет рассказать?

    Воспитатель подходит к тучке, снимает  капельку, на которой написано слово «ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА» :

         Тучка приглашает нас с вами  в сказку.

     Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки. Воспитатель рассказывает сказку. На экране появляются картинки, демонстрирующие события сказки.

    Воспитатель: «Жили-были четыре времени года. Вы их узнали?

         Дети: Зима, Весна, Лето, Осень.

         Воспитатель продолжает рассказывать сказку:  Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

          На экране появляются  картинки КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.

    Воспитатель: Как выдумаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Ответы детей – «Солнце» Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов).

    Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Согрело землю.

    На экране появляются картинки с изображением примет весны и дети

    называют приметы весны, появившиеся  на экране.

    - растаял снег

    - потекли ручьи

    - появились проталины

    - закапали сосульки

    - прилетели птицы

    - на деревьях набухли почки.

    - расцвели первые цветы

    - зацвели деревья.

         Воспитатель:  Солнце помогло Весне, и  мир снова расцвел яркими красками. Давайте  поиграем и расскажем  про солнышко.

     Проводиться игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель, бросая ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должны ее закончить.

    1. Солнце желтое, как… (одуванчик,  цыпленок, лимон,).
    2. Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).
    3. Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).
    4. Солнце веселое, как… (песенка, клоун, ).
    5. Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)
    6. Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
    7. Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

    После игры дети садятся на стулья

    Воспитатель: Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. Давайте еще с солнцем поиграем. Игра называется «Живые слова». Вы будете не детьми, а словами.

    Я вам назову предложение: «Весной солнце ярко светит».

    Повторите это предложение.

    Давайте скажем тихо.

    А теперь произнесем громко, радостно.

    Сколько слов в предложении? ( четыре)

    Назовите эти слова. (Дети называют)

    Кто будет словами этого предложения?

    Дети выбирают слова, становятся в ряд слева на право и произносят предложение.

    Теперь я хлопну в ладоши, слова разойдутся, а когда  я позову «Слова ко мне!» они снова станут по порядку. Дети- «слова» произносят предложение и т.д.

    Воспитатель: Если мы уберем слово «ярко», какое предложение получиться? (Весной светит солнце.)

    А если уберем слово «весной», какое предложение прочитаем? (Солнце светит). Все дети садятся на стулья.

    Воспитатель: Весною, как только растает снег, распускаются первые цветы. Выходите скорее на полянку.

    Раз, два, три! Превратились дети в цветы.

    Воспитатель спрашивает  у нескольких  детей: Ты какой цветок? (Дети называют первоцветы: подснежник, примула, крокус, фиалка, медуница, одуванчик, ландыш и т.д.)

    Упражнение «Цветы»

    Воспитатель: Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки начали вянуть.

     

    Сначала опустили головки,

    Дети опускают головы, плечи,

    потом листочки.

    роняют руки вдоль туловища.

    А потом согнулся весь стебелек

    Приседают на корточки.

    до самой земли.

    Вдруг закапал дождь,

    Медленно встают, поднимают руки,

    и цветочки начали оживать.

    потом поднимают головки.

    Подул ветерок,

    Руки над головой, произносят звук «ш»,

    зашумели стебельки.

    покачивают руками.

    Затих ветерок.

    Спокойно опускают руки.

    Раз, два, три! Стали мы опять детьми.

    Воспитатель: Давайте понюхаем, как пахнут  цветы. Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем  «Ах, как чудно пахнет цветок ». Дети произносят фразу на   выдохе2-3 раза.

    Пришла пора весенняя,
    Пришла пора цветения.
    И, значит, настроение
    У всех людей - весеннее!

      Давайте  еще раз расскажем о весне и о своем настроении. И как всегда нам помогут таблички- помощницы. Таблички разные, поэтому и рассказы у всех будут разные.

    Воспитатель раздает таблички, объясняет:

    Посмотрите внимательно на таблички. Что нарисовано сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ?

    Воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно.

    Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт. После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог.

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Рассказы ваши были очень интересными. У всех они получились разными. Какое у вас было настроение, когда А. рассказывал свой рассказ? О какой он весне рассказывал? (холодной, дождливой, пасмурной) Что вам понравилось в рассказе М.?  О какой погоде  она рассказывала? (Теплой, солнечной, яркой) и т.д.

    - Давайте расскажем стихи о весне.

    1. Белым облаком душистым
       Вишня под окном цветёт.
    2. По родному городу
       Звонкая   весна идёт.

    3.  Белой яблони цветущей
        Тонкий нежный аромат,
    4.   Одуванчиков весенних
        Желтый праздничный наряд.

    5. Соком налились бутоны,
       И в погожий  ясный день,
    6. Будто королева мая,
       Распускается сирень.

    Воспитатель: Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!» Дети говорят.

    Итог занятия:

    - Чем сегодня мы занимались? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе: Рассматривание картины И.И. Левитана "Март"

    Программное содержание: Продолжишь знакомство с творчеством И.И. Левитана. Формировать представление детей о пейзажной живописи. Учишь видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Посуда».

    - Рассматривание посуды- Физкультминутка- Д/и "Назови виды посуды"- Д/и « Что лежит, что стоит, что висит?»- Д/и «Из чего сделана посуда?»- Логические экраны- Встреча с Федорой- Физкультминутка- Описа...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда».

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Посуда»....

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

    Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

    Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по работе с мнемотаблицами. Этот конспект познавательного занятия, направлен на развитие у детей умения составлять...

    Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ рассказа "Как Миша варежку потерял"

    Программные задачи:Учить передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога. Придумывать конец рассказа, опираясь на собственный опыт.Закрепить знания о ...