Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Красивой речи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мальцева Елена Викторовна

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

 

Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.

Задачи:

Образовательные:

– обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

– упражнять в делении слова на слоги;

– формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей;

– формировать умения обобщать, классифицировать;

– помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом;

– закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Развивающие :

 

– развивать выразительность речи;

– развивать внимание, логическое мышление, память;

– продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитательные:

– воспитывать звуковую культуру речи;

– воспитывать культуру общения;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту.

МатериалИллюстрации по теме занятия, музыкальная аудио запись, мяч, карточки с изображением предметов, картинки к сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Елена Мальцева


Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.

Задачи:

Образовательные:

– обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

– упражнять в делении слова на слоги;

– формировать представление о фантазии, развивать целостное восприятие народных сказок, образное представление, эмоциональную сферу детей;

– формировать умения обобщать, классифицировать;

– помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом;

– закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Развивающие :

– развивать выразительность речи;

– развивать внимание, логическое мышление, память;

– продолжать развивать речь как средство общения.

Воспитательные:

– воспитывать звуковую культуру речи;

– воспитывать культуру общения;

– воспитывать доброжелательность, отзывчивость, доброту.

МатериалИллюстрации по теме занятия, музыкальная аудио запись, мяч, карточки с изображением предметов, картинки к сказкам.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу посреди зала)

Психогимнастика «Улыбка»

Воспитатель:

–Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева! Улыбнитесь гостям!

– Ребята, сегодня к нам пришло необычное звуковое письмо, давайте его послушаем (звучит видео обращения от жителей страны красивой речи)

Дорогие любимые наши ребята, мы, жители города «Красивой речи» нам нужна ваша помощь! Злые волшебники заколдовали наш город: Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.

Помогите нам расколдовать наш город!

Воспитатель: Поможем жителям этого города? (ответы детей)

Тогда я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказочной стране Красивой речи, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны? (ответ детей)

Воспитатель: Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

– А что такое фантазия? (фантазия – это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле)

(ответ детей)

Воспитатель: Итак, отправляемся в город Красивой речи(Включается сказочная музыка).

– Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

II. Основная часть

Вот мы прибыли в Волшебную страну,

Ребята взгляните, а вот и Солнышко!

Воспитатель:

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны. Давайте найдем их все вместе!

-Чтобы найти лучики нужно выполнить задания.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)

Артикуляционная гимнастика «Часики»

Воспитатель:

– Ребята, перед тем как начать выполнять задание давайте сделаем гимнастику для наших язычков.

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так!

Воспитатель:

– Ребята мы с вами попали в страну Красивой речи. Из чего состоит наша речь (ответы детей).

1. Д/И «Какой звук» (с мячом)

Воспитатель: Вот наше и первое задание. Внимательно слушайте и определите, какой первый звук в слове? Назовите его.

– Шар, машина, радуга, лес, слон, часы, осень, белка, дверь, заяц.

(Смотрите вот и появился первый лучик)

2. Д/И «Четвертый лишний»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Следующее задание мы с вами поиграем в игру, которое называется «Четвертый лишний» у вас на столах лежат карточки с изображением на ней предметов, вы должны зачеркнуть лишний предмет.

1 карточка. Яблоко, помидор, груша, апельсин.

2 карточка Сапоги, кроссовки, сандалии, панама.

3 карточка Кресло, шкаф, стул, рубашка.

4 карточка Заяц, собака, котенок, корова.

5 карточка Машинка, мяч, апельсин, кукла.

6 карточка Волк, котенок, лиса, медведь.

(Смотрите вот и появился второй лучик)

3. Д/И «Сосчитай слоги» (ребёнок учится прохлопывать слова, разделяя их на слоги)

Воспитатель:

– Ребята, а следующие наше задание надо слова поделить на слоги, а делить слова мы будем, с помощью прохлопывания приготовьте руки, слушайте внимательно.

– Часы, машина, дом, карандаш, стол, яблоко.

Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с этим заданием, и появился еще один лучик.

4. Физминутка

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам немножко отдохнуть

Воспитатель: Ребята, смотрите, появился еще один лучик

Ну что продолжим искать лучики для солнца? (ответы детей)

5. Д/И «Назови признаки»

Воспитатель: в стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов: и ваша задача назвать признаки предметов. Я буду называть, и показывать предмет, а вы должны назвать, из чего сделан этот предмет.

– Матрешка из дерева…

– Сумка из кожи…

– Если ручка сделана из пластмассы, то…

– Блюдце из фарфора…

–Баночка из стекла…

Воспитатель: Ребята смотрите, появился еще один лучик

6. Д/И «Закончи предложение»

Воспитатель: Молодцы, ребята. Я сейчас вам предлагаю поиграть в игру, в которую жители красивой речи очень любят играть называется игра «Закончи предложение». Я начну предложение, а вы закончите.

– Если бы я был волшебником…Что бы вы сделали? (Ответы детей).

– Лиса живет в лесу, потому что….

– С деревьев осыпаются листья потому что…

Молодцы, справились с этим заданием, и появился еще один лучик.

7. Ребята, следующее задание называется «Из какой сказки?»

Послушайте загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Пышный хвост – краса

Кто это? (ответ детей)

Воспитатель: Назовите сказки в которых присутствует лиса. (ответ детей) (Лиса и петух, Заюшкина избушка, Лиса Алиса и котофей Иванович, колобок, теремок, лисичка со скалочкой и т. д.)

Воспитатель: Ну что ж сказки о лисе вы знаете, а теперь вспомните, какие стихи, присказки и песенки в сказках озвучивает лиса (Ответы детей)

• «Битый не битого везет»;

• «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»;

• «Ах, какая хорошая песенка, только слышу я плохо,

Сядь ко мне на носок да пропой еще разок»;

• «Петушок, петушок, золотой гребешок выгляни в окошко дам тебе горошка».

Воспитатель: Молодцы, как хорошо вы знаете сказки.

III. Итог.

Воспитатель: Ребята, вот и появился еще один лучик, и засияло солнышко в этом замечательном городе и осветило весь город.

Совсем стало тепло, лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все во круг.

– Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам«Огромное спасибо!»

Воспитатель: Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (Звучит музыка)

– Вот и прибыли мы в детский сад и наше занятие закончилось.

–Понравилось вам наше путешествие?

– Что вам больше всего понравилось?

– Что было особенно трудно?

I. Вводная часть

Отгадайте загадку:

Сошли снега, шумит вода,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Да, ребята, сейчас идёт весна.

Сколько месяцев длится весна?

Какой сейчас весенний месяц?

Назовите весенние месяцы по порядку.

Какие приметы весны вы знаете?

Молодцы, хорошо знаете весенние приметы.

II. Основная часть

А вот наш гость Незнайка продолжает путать приметы разных времён года. Давайте поможем ему разобраться.

Д/игра «Когда это бывает»

1. Подснежники расцветают…

2. Листья желтеют и опадают…

3. Дети катаются на санках…

4. Перелётные птицы возвращаются из тёплых стран…

5. Метели бывают…

6. Дни становятся длиннее, а ночи короче… и т.д.

Весна прекрасное время года. Поэты, описывая её в своих стихах, используют много красивых слов и словосочетаний. Давайте и мы постараемся вспомнить такие слова.

Д/игра «Украсим слова»

Небо весной (какое?) – голубое, чистое, высокое…

Облако (какое?) – мягкое, белое, пушистое…

Листочки (какие?) – клейкие, нежные, зеленые…

Гнездо (какое?) – теплое, новое… и т.д.

(Воспитатель на магнитной доске крепит круг – середину цветка (существительное), «украшая» его разноцветными лепестками (названные прилагательные).

А ещё весной хочется слышать не только красивые, но и ласковые слова.

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Ветка – веточка,

трава – травка,

гнездо – гнёздышко,

солнце – солнышко,

листок – листочек,

птица – птичка,

облако – облачко.

Ребята, у нашего гостя Незнайки есть ещё одна проблема. Он не всегда умеет правильно называть предметы, когда их много. Давайте ему поможем.

Д/игра «Один-много»

Облако – облака,

гнездо – гнёзда,

подснежник – подснежники,

скворечник – скворечники,

почка – почки,

птица – птицы и т.д.

(Герой называет предмет в единственном числе, а дети – во множественном).

Словесная игра «Сравни и назови»

На экране слайд «картинка Солнце».

Воспитатель: С чем можно сравнить солнышко?

Я начну предложение, а вы его закончите:

Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.

Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.

Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.

Солнце золотое, как …огонь, печка.

Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.

Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.

Воспитатель: - Молодцы, дети, на все вопросы ответили правильно. Теперь давайте отдохнём и проведём

Физкультурную минутку - «Солнышко».

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)

Побежал в сад ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки подрастают (руки вверх).

Садитесь.

Воспитатель: Ребята, а вы думаете сказка закончилась? Конечно нет! Как солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?

На экране картинки: яркое солнце, тает снег, текут ручьи, звенит капель.

Воспитатель: А что же было дальше?

Далее педагог предлагает составить описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.

На доске картинки с изображением весенних явлений природы.

Дети: ярко светит солнце, начинает тает снег, текут ручьи, звенит капель.

Еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать–и-мачеха. А потом зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях.

Воспитатель: - Что еще происходит весной?

Игра «Найди лишнее»

Детям предлагается индивидуально на карточках рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, зачеркнуть лишние картинки, не подходящие Весне.

- Но с начало мы разбудим наши пальчики – пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

(Руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу, медленно разжимаем пальцы из кулачков. На вторую строчку развести пальчики и слегка округлить их. На третью – ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвёртую - ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

Дети: сопровождая свое действие речью (Я зачеркнул цветок ромашку, потому что он лишний, весной эти цветы не растут), по очереди объясняют свой выбор.

Воспитатель: Вы любите весну? Сейчас каждый из вас скажет, за что вы любите весну? Как только вы об этом скажите – потяните за ленточку, которая лежит внутри обруча.

На полу лежит обруч с прикрепленными к нему желтенькими лентами, ленты внутри обруча.

Дети произносят по предложению:

Я люблю весну за … веселую звонкую капель.

Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.

Я люблю весну за … звонкое пение птиц.

Я люблю весну за … цветение садов.

Я люблю весну за …яркое солнце.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?

Дети: Солнце.

Воспитатель: - А вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.

Педагог раздает детям яркие солнышки – эмблемки. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.

Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»

Будем крепко мы дружить? (да-да-да)

Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)

Мы научимся играть? (да-да-да)

Другу будем помогать? (да-да-да)

Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)

А улыбку подарить? (да-да-да)

Физкультурную минутку - «Солнышко».

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)

Побежал в сад ручей (бегут по кругу)

Прилетели сто грачей (машут руками)

А сугробы тают, тают (приседают)

А цветочки подрастают (руки вверх). Садитесь.

Пальчиковая гимнастика «Цветок».

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. Задачи:  Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.  Упражнять в делении слова на слоги, в ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. форм...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»

Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года.Задачи:Образовательные:– обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;– упражнять в делении ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Путешествие в Страну Красивой речи» 2024

Цели и задачи: развивать связную, диалогическую и монологическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы, умение выполнять различные игровые заданияразвивать коммуникативные навыки; обогащ...