Речевые игры природоведческого содержания для старших дошкольников
материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Полякова Инга Александровна

Речевые  дидактические игры природоведческого содержания по темам: "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Птицы", "Звери".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Тема « Лесные ягоды»

  1. «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины – малиновый; сок из вишни – вишневый, сок из черники - …» варенье из малины – малиновое, варенье из вишни – вишневое, варенье из черники - ….
  2. Дидактическая игра  «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам; по представлению)

- Клубника, смородина, черника, вишня (Черника – растет в лесу)

- клюква, малина, клубника, брусника. (Малина – растет на кусте)

     3. «Узнай ягоду на вкус»

     4. Составить описательный рассказ о ягоде по плану:

         - Что это?

         - Где растет?

         - Каков внешний вид (цвет, форма, размер)

         - Какова на вкус?

         - Что из нее готовят?

     5. Отгадывание загадок о ягодах.

Тема «Птицы»

  1. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию» (Взрослый описывает признаки птицы, а ребенок называет ее)
  2. Дидактическая игра «Улетает – не улетает» (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает – улетает она на зиму или нет).
  3. Дидактическая игре «Четвертый лишний» (по картинкам; по представлению)

-Лебедь, дикая утка, журавль, голубь. (Голубь – не перелетная птица)

    4. Дидактическая игра «Один –много» (образование множественного числа существительных): сорока –  

         сороки,  сова – совы, дятел - …

  1. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

синица – синичка, соловей - …

  1. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными):

Один дятел, два дятла, три дятла, четыре дятла, пять дятлов; одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок

Первый соловей, второй соловей, … пятый соловей

Первая сова, вторая сова, …, пятая сова.

  1. Дидактическая игра «Подбери признак»: ворона (какая?) -…, сова (какая?) -…, дятел (какой?)-…
  2. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе).

Нет ( кого?) – нет филина, сороки

Нет (кого?) – нет филинов, сорок

  1. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

Лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

  1. Составление сравнительных рассказов о птицах (лебедь и утка, снегирь и синица).
  2. Составление описательных загадок о птицах.

   

Тема «Деревья»

  1. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их». (Во время прогулки рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).
  2. Дидактическая игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных): один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей; одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
  3. Нарисовать дерево в разные времена года ( ранней осенью, поздней осенью, зимой, ранней весной, летом). (Чем отличается?)
  4. «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).

Шишки, белка, заяц, птица, еж, трава.

  1. Показать хвойные деревья (ель, сосну, пихту) Объяснить почему называют хвойными,                вечнозелеными деревьями. При этом зрительно и на ощупь следует сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны, расположение веток. Расширить представления детей, в каких целях используют эти деревья.
  2. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (лиственные и хвойные деревья):

Дуб, береза, осина, сосна.

Пихта, липа, сосна, ель.

  1. Изготовление поделок из природного материала (шишки, хвои, веточек).
  2. Дидактические игры «Чей лист, чья ветка, чей плод», «Чей стебель, чей цветок» ( в ходе игры использовать для узнавания натуральные растения, а также иллюстрации).

Тема «Дикие животные наших лесов»

  1. Дидактическая игра «Угадай, кто это?» (подобрать существительные  к     прилагательным)

Бурый, косолапый, неуклюжий - …

Хитрая, пушистая, рыжая - …

Маленький, длинноухий, пугливый -…

Серый -…, хитрая -…, колючий - ….

  1. Дидактическая игра « У кого кто?» (упражнение в словообразовании):

У лисы – лисенок, у зайца – зайчонок; у белки – бельчата, у зайца - зайчата….

  1. дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):

       Папа – еж, мама – ежиха, детеныш – ежонок (ежата); папа – заяц, мама - …, папа –                   белка, мама -….

  1. Дидактическая игра «Назови маму» (употребление родительного падежа существительных): Лисенок у лисицы, бельчонок у … .
  2. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному): лиса – тявкает, волк – воет, белка - … .
  3. Дидактическая игра «Про кого можно сказать…» (подобрать существительные к глаголу): охотится - …, воет - …, скачет - …, пугается - ….
  4. Дидактическая игра «Кто где живет?» (употребление именительного падежа существительных)

В норе живет (кто?) – лиса

В дупле - …

В берлоге -…

   8. Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса по плану:

        Название.

        Где живет?

        Жилище

        Внешний вид

        Чем питается?

        Как защищается?

        Враги.

        Детеныши.

9.Дидактическая игра «Какой? Какая?»Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….

  1. Дидактическая игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).

След (чей?) – лисий, заячий…

Уши (чьи?) – заячьи, беличьи…

Голова (чья?) – лисья, волчья…

  1. Дидактическая упражнение «Пересчитай животных» (согласование числительных с существительными).

Первый лось, второй лось… пятый лось.

Одни лось, два лося… пять лосей.

  1. Дидактическое упражнение «Кто как зимует в лесу?»(Какие изменения произошли в        их внешнем виде). Развивать связную речь детей.

Тема «Рыбы»

    1. Дидактическая игра  «Подбери признак» : рыбка (какая?) - … .

    2. Дидактическая игра «Подобрать родственные слова»: рыба – рыбка, рыбак, рыболов,  рыбный.

    3. объяснить, почему так говорят: «Молчит как рыба».

    4. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных):

       У щуки голова – щучья, хвост - …, Туловище - ….

     5. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна                    рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок

    6. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с     приставками)

Рыбка к камню… (отплыла, подплыла). Рыбка от берега… (переплыла, отплыла),     Рыбка всю реку … (вплыла, переплыла).

Тема  «Грибы»

  1. Дидактическая игра «Узнай по описанию»:

  Взрослый раскладывает перед ребенком различные грибы (натуральные или нарисованные), описывает их внешний вид, а ребенок их называет

  Ребенок сам описывает внешний вид гриба и предлагает взрослому его узнать

  1. Дидактическое упражнение «Почему так названы?» : подберезовик, подосиновик, опята…
  2. Пересчет грибов, деревьев, листьев (согласование числительных с существительными): один мухомор, два мухомора…пять мухоморов; одна сыроежка, две сыроежки…пять сыроежек.
  3. дидактическая игра «Съедобный-несъедобный» (Взрослый называет гриб, ребенок отвечает, какой он).

Тема «Насекомые»

  1. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имени существительного в единственном числе)

Муравей сидел около…

Божья коровка ползла по…

Жук спрятался под…

  1. Дидактическая игра «Узнай чье крылышко» (употребление родительного падежа существительного) на наглядной основе- иллюстрация.
  2. Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка (какая?) - …, жук (какой?) - ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры природоведческого содержания на экологической тропе в летнее время

«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Дидактические игры по экологии для дошкольников...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания

Речевые дидактические игры природоведческого содержания...

Речевые дидактические игры природоведческого содержания Тема « Лесные ягоды»

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности ребёнка и способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социал...

Использование лексики военно-патриотического содержания в речевых играх и упражнениях со старшими дошкольниками

Патриотизм - это не врождённое чувство, не биологическое свойство человека. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе...