Игры природоведческого содержания на экологической тропе в летнее время
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) по теме
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.
Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.
Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в течение учебного года . Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам, обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование
игр природоведческого
содержания на экологической
тропе в летний период».
ГБДОУ детский сад № 97
Калининского района Санкт-Петербурга
Воспитатель: Малиновская Ольга Владимировна
«Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами. И охранять природу – значит охранять Родину». (М. М. Пришвин)
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой . Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес , любознательность, побуждает их к игре ,художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы ,полученные в детстве , запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания.
Игра – это основной вид деятельности детей. И именно через игру можно и нужно реализовать идеи освоения детьми образовательных областей развивать у детей интегративные качества.
Экологическая тропинка сама по себе открывает много возможностей для совместной работы с детьми как в летний период, так и в течение учебного года . Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам, обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.
Песочница
«Минное поле»
Цель: Развивать мелкую моторику.
Ход игры: Один игрок закапывает в песок свою руку с расставленными пальцами ( это мины ) и мелкие игрушки. Другой игрок должен на ощупь откопать игрушки, не задев при этом мины.
«Строим домик»
Цель: Закреплять знания детей о свойствах песка.
Ход игры: Из мокрого песка с помощью камней и природных материалов дети с помощью воспитателя строят дома, мосты, дороги. Потом можно поиграть в сюжетные игры с мелкими игрушками и машинками. Можно провести в форме конкурса на лучшую постройку.
«Угадай-ка»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять навыки описательного рассказа.
Ход игры: Воспитатель прячет в песок различные мелкие игрушки. Ребенок должен найти их все.
Вариант: Ребенок, нащупав игрушку, описывает ее признаки другим игрокам. Остальные дети должны угадать, что нашел ведущий.
«Куличики»
Цель: Знакомить детей со свойствами песка ( сухой, влажный, сыплется, лепится ).
Ход игры: Часть песка в песочнице предварительно намачивается водой, часть остается сухой. Руками и при помощи пластмассовых формочек дети лепят фигурки из влажного песка и, смешивая его с сухим.
«Рисуем песком»
Цель: Развивать творческие способности детей; закреплять представления о свойствах песка.
Ход игры: В пластиковую воронку насыпают сухой песок и дети тонкой струйкой песка рисуют на асфальте или земле.
Водоем
«Рисунки на асфальте»
Цель: Закреплять представления детей о свойствах воды.
Ход игры: Дети с помощью брызгалки рисуют водой на асфальте фигуры. Так как вода быстро высыхает, дети учатся рисовать быстро. У брызгалки должна быть ровная, устойчивая струя.
«Гонки на воде»
Цель: Развлекательная.
Ход игры: Двое или несколько игроков пускают на перегонки заводные пластиковые игрушки. Выигрывает тот, кто сильнее завел пружину.
«Поймай рыбку»
Цель: Тренировать внимание, развивать координацию движений.
Ход игры: Воспитатель высыпает в бассейн разноцветные пластиковые шарики. Игроки с помощью сачков должны на скорости выловить шарики.
«Чей ветер сильнее»
Цель: тренировать силу выдоха.
Ход игры: Играть могут одновременно несколько человек. Кораблики выстраиваются в ряд у края бассейна. По сигналу воспитателя игроки начинают дуть на кораблики, стараясь перегнать их на другой берег. Выигрывает тот, чей кораблик приплыл первым.
«Водонос»
Цель: Формировать правильную осанку, аккуратность.
Ход игры: Формируются две команды. Каждой команде выдается пластиковый стакан, стоящий на дощечке. Игра проводится в форме эстафеты: игроки команды должны по очереди наполнять стакан из бассейна и относить его на дощечке к песочнице. Во время бега до стакана дотрагиваться запрещается. После этой игры можно поиграть в песочнице с мокрым песком.
Огород
«Что сажают в огороде?»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам .
Ход игры: Воспитатель: Если я назову то, что сажают в огороде, вы должны ответить «да», если это не растет в огороде, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот выбывает из игры.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Развивать умения описывать предметы и узнавать их по описанию.
Ход игры: Воспитатель приносит коробку, в ней по одному завернутые в пакеты сложены овощи и фрукты. Дети достают пакеты, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные отгадывают.
«Где что растет»
Цель: Закреплять знания детей о названиях растений и месте их произрастания.
Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий в центре. Он бросает кому-нибудь мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, луг, огород и т.п.). Поймавший мяч должен назвать любое растение, которое там растет. Если ребенок не отвечает, он выбывает из игры.
«Вершки и корешки»
Цель: Закрепить знания детей о разных частях огородных растений ( Ботва, корнеплод и т.п.)
Ход игры: Во время прогулки после уборки урожая на огороде воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки ( Лук, репа, морковь и др.) , другой вершки-ботву. По сигналу воспитателя все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди.
«Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей различать предметы с помощью осязания.
Ход игры: В мешочек сложены различные фрукты и овощи. Дети на ощупь должны угадать, что в руке, а потом показать.
Сад
«Что сначала, что потом?»
Цель: Закрепить знания детей о процессе созревания овощей и фруктов.
Ход игры: Воспитатель раздает детям овощи и фрукты разной степени спелости. И предлагает их перепутать. По сигналу: «Найди свой фрукт!»-дети, в руках которых фрукты и овощи одного названия, собираются в группки. Причем выстроиться они должны так, чтобы была видна последовательность созревания.
«Кто скорее соберет»
Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции.
Ход игры: Дети делятся на две команды: Садоводов и огородников. У каждой команды по корзинке с соответствующей картинкой. По сигналу воспитателя команды собирают в свои корзинки овощи и фрукты, разложенные на полу или на участке.
«Магазин «Цветы»
Цель: Закреплять умения детей группировать растения по месту произрастания, упражнять детей в составлении описательного рассказа.
Ход игры: На столах выставляются цветы (садовые, полевые, комнатные.) Покупатель должен описать, не называя, растения, которое хочет купить, указать где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение и выдать покупку.
«Повторяй друг за другом»
Цель: Закреплять умения детей классифицировать живые объекты.
Ход игры: Играющий называет любой цветок, дерево, и т.п. (например , фиалка), второй повторяет названное слово и добавляет своё из того же ряда ( Фиалка, ромашка) и т.д. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Пастбище
«Найди маму»
Цель: Научить детей обобщать признаки животных одного вида, закреплять названия домашних животных.
Ход игры: Воспитатель выкладывает перед детьми вперемешку карточки с изображениями взрослых животных и птиц. Затем воспитатель показывает изображения детёнышей и просит найти для него маму.
«Угадай, кто это?»
Цель: Учить детей составлять описательные рассказы о животных, закреплять умение пользоваться моделями в качестве плана.
Ход игры: Играют двое детей ,один выбирает картинку животного и вставляет её в последнее окошко линейки и закрывает его. В предыдущих окошках изображены модели образы жизни животного. Пользуясь этим планом, ребенок, передвигая движок по линейке, рассказывает о животном. Перед последним окошком, второй ребенок должен по рассказу догадаться, кто спрятан в последнем окошке.
«Какие птицы прилетят к кормушке?»
Цель: Закреплять знания детей о диких и домашних птицах.
Ход игры: Предложить детям карточки с изображением разных птиц и корма. Дети должны найти и покормить только диких или только домашних птиц.
«Крылья, уши и хвосты»
Цель: Закреплять знания детей об отличительных признаках животных, воспитывать чувство юмора.
Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены собака с клювом, петух с кошачьим хвостом, утка с рогами и т.п. ( степень сложности зависит от возраста детей ). Дети должны определить несоответствие и назвать правильно.
Уголок леса
«Отгадай мой домик»
Цель: Закрепить знание о местах обитания.
Ход игры: Предложить детям картинки с изображениями различных животных и их «домиков». Выигрывает тот, кто правильно поселит своих животных.
«Где, чей листочек»
Цель: Закрепить знания детей о деревьях, растущих по соседству.
Ход игры: Воспитатель отбирает карточку с изображение листочка и просит назвать дерево, и выбрать его из предложенных изображений. Возможно использование живых листьев деревьев, которые находятся на участке.
«Каждый грибок в свой кузовок»
Цель: Научить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раздаёт командам две нарисованные картинки с кармашками для грибов – одну для съедобных, а другую для несъедобных. По сигналу: Каждый грибок в свой кузовок. Игроки должны заполнить свои корзины.
«Друзья и враги»
Цель: Научить различать и называть некоторые ядовитые и целебные растения.
Ход игры: Воспитатель выкладывает карточки с изображением ядовитых и целебных растений. Дети должны разделить карточки на две группы ядовитые и целебные растения.
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает карточки с изображениями растений и грибов и т.п. Ребенок должен найти лишнюю карточку. И объяснить, почему он так думает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175564-1357819293.jpg)
Речевые игры природоведческого содержания для старших дошкольников
Речевые дидактические игры природоведческого содержания по темам: "Ягоды", "Грибы", "Деревья", "Птицы", "Звери"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/13/picture-284773-1520938161.jpg)
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Дидактические игры по экологии для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-344766-1484584567.jpg)
Дидактические игры природоведческого содержания как средство формирования представлений о природе для детей младшего дошкольного возраста в ГБДОУ
Дипломная работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-503959-1413917922.jpg)
Речевые дидактические игры природоведческого содержания
Речевые дидактические игры природоведческого содержания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-125362-1493102145.jpg)
Экскурсия по экологической тропе в зимнее время в старшей группе
Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-640897-1587018933.jpg)
Речевые дидактические игры природоведческого содержания Тема « Лесные ягоды»
Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности ребёнка и способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Можно считать, что игра это подлинная социал...