Главные вкладки

    конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Прокофьева Наталия Владимировна

    Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

    Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

    Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

    Содержание образования: программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева 

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

    Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_znakomstvo_s_samovarom.docx31.96 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.

    Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.

    Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.

    Содержание образования: программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева  

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    Словарная работа: самовар, цилиндрическая форма, конусообразная форма, самоварная столица, термос.

    Средства обучения: волшебный сундучок, самовар, видеофильм, альбомы, масляная пастель.

    Ход занятия

    Организационный блок.

    Дети заходят в группу, становятся полукругом.
    Воспитатель: Очень часто за событиями                                                                          

                              И сутолокой дней

                              Старины своей не помним

                              Забываем мы о ней,

                              И хоть более привычны

                              Нам полеты на Луну,

                              Вспомним русские обычаи,

                              Вспомним нашу старину.

     - Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

                             Он пыхтит как паровоз,

                             Важно кверху держит нос.

                             Пошумит, остепенится-

                             Пригласит чайку напиться.

     Дети: - Это самовар.

    Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим
     (дети рассматривают самовар)

    Познавательно-развлекательный блок.

     Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

     Вопросы к детям:

    1. Какой формы делали самовары?
    2. Из какого материала? (ответы детей)                

    Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными,   квадратными. Давайте вспомним геометрические фигуры: круг, цилиндр, конус, квадрат(показ фигур). А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
    Одно время были популярны самовары-термосы с двумя-тремя отделениями: одно для щей, другое для каши, третье для чая (термос это прибор который сохраняет тепло или холод продукта). Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (
    ответы детей).

    Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (просмотр сюжетов видеофильма).

    На поверхности иногда  делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»; «Где есть чай, там и под елью рай». Ребята, а как вы понимаете смысл этих пословиц  (ответы детей).  

    Воспитатель: - А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
    Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
    Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали  высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок
    (
    после игры дети садятся на стулья).

    Воспитатель: Несмотря  на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый  сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

                                 Сверху пар, снизу пар –

                                 Шипит наш  русский самовар.

                                 Милости просим на чашку чая!

                                 Вот так мы живем:

                                 Пряники жуем, чаем запиваем,

                                 Всех в гости приглашаем.

    Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

         Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

    (просмотр видео сюжетов)

         В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

     Подвижная пауза «Дождик»

     Раз, два, три, четыре, пять -      прыжки на обеих ногах  на каждый счет,                         

    Вышел дождик погулять.            Маршируют.

    Шел неспешно по привычке.     Разводят руками,

    А куда ему спешить?                    пожимают плечами.

    Вдруг читает на табличке:          ведут пальчиком правой руки слева направо,

    «По газону не ходить!»               движение головы слева направо.

    Дождь вздохнул тихонько:        Глубокий вдох и произнесение междометия

      «Ох!» -                                           на выдохе.

    И ушел. Газон засох.                    Маршируют.

    Продуктивный блок.

    Воспитатель: - А сейчас я приглашаю вас в мастерскую по изготовлению самоваров. Мы с вами будем украшать самовары. Каждый из вас придумает свой узор. Он будет единственный и неповторимый. Кто знает, может, и наши самовары  прославятся на весь мир.
    (Дети рисуют самовары, придумывая свой узор.)

    Итог занятия . 
    Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
    - Где производят самые известные самовары?
    - Как можно в современной жизни  использовать самовар?

    Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Русский самовар и чаепитие на Руси

    Русский самовар и чаепитие на Руси...

    Проект "Русский самовар и чаепитие на Руси"

    Краткая аннотация.Целью данного проекта является формирование у детей первоначальных представлений об уникальности русского чаепития, сохранения русских народных традиций.Проект необходим взрослым и д...

    Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

    «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Занятие в мини-музее "Русская изба"по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, к ее традициям....

    ПРОЕКТ «Русский самовар и чаепитие на Руси»

    Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, - вообще область прошлого. Как ни странно, они мо...

    Презинтация проекта «Русский самовар. Традиция чаепития на Руси»

    Занятие "Русский самовар". Традиция чаепития на Руси - является итогом работы над проектом. Педагоги, которые стремятся расширить знания своих детей о жизни  на Руси, о её традициях мог...