Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)

Вольдимарова Марина Викторовна

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0013d147-d960a8f4.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка» с. Комсомольское

Конспект ООД в старшей группе

Познавательное развитие

«Русский самовар и чаепитие на Руси»


Составила:
воспитатель

Вольдимарова М.В.
.


с. Комсомольское – 2019 г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое развитие.

Длительность: 25 минут.

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Задачи:
Образовательные:

- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;

- Закрепить знание об истории возникновения самовара;

- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.

Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.

- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).

- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Возраст: 5-7лет

Форма организации: групповое

Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.

Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина –Тула, сувенир.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры, физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение, процесс чаепития у самовара.

Программное содержание:

  1. Организационный момент

Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник.Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.

Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Сюрпризный момент:В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

                         Он пыхтит как паровоз,

                         Важно кверху держит нос.

                         Пошумит, остепенится-

                         Пригласит чайку напиться.

Дети: - Это самовар.

Хозяйка: Да. Это самовар(дети рассматривают самовар).

Дидактическая игра «Что есть у самовара»

Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься).

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара

(четыре ножки).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

  1. Основная часть

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)

Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)

Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными (Слайд 4).

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 5, 6)

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические  или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)

ХОЗЯЙКА: Ребята, кто знает стихотворения о самоваре?

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был, днем иль ночью

Словно дома рядом с ним.

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая

Друг веселью, сказке брат.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

Самовар блестит кипя,

И чаек в нем пенится

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженице.

Самовар, самовар

Золотая ножка

Я посеяла горох

Выросла картошка.

ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)

Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)

Воспитатель: Какие пословицы  о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
         - Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
         - Где есть чай, там под елью рай.

ФизкультминуткаДети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник                          Руки на поясе, поворачиваются                                                                                                                                                      вправо-влево

Очень важный, как начальник.        Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки,                Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца        кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются.        Кулачками стучат над головой

Вот серебряные ложки,                потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке.Голову наклоняют вправо-влево

Вот пластмассовый поднос.        Сделать широкий общий круг

Он посуду нам принес.

ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

                                                                  Бел, как снег,

                                                                  В чести у всех.

                                                                  В рот попал –

                  Там и пропал (сахар) (Слайд 12)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)

                                                                               Сверху дыра,

                                                                              Снизу дыра,

                                                                             А посередине –

                 Огонь да вода (самовар)(Слайд 14)

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон) (Слайд 17)

ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Баранки жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Ребята, приглашаю всех к столу!!!

После чаепития все благодарят хозяйку.

  1. Рефлексия.

Подведение итогов

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Где родина самовара?

- Как на Руси пили чай?

Ответы детей.

ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект для детей старшей группы. «Познавательное развитие». «Мир комнатных растений».

Цели: • развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление; • формировать потребность в заботливом отношении к комнатным растениям....

конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"

Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать  дорожные знаки и  знать их назначение;развивать внимание, память....

Конспект НОД в старшей группе Познавательное развитие. " Весенняя страда"

Вашему вниманию предлагаю конспект который поможет расширить  представления детей старшего возраста  об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период....

Конспект НОД в старшей группе «Познавательное развитие» - ФЭМП по Теме «Деление на части»

Конспект НОД в старшей группе «Познавательное развитие» - ФЭМП по Теме «Деление на части»...

Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «День Земли в детском саду»

Ведущая: дети, посмотрите, какая красота вокруг. Земля покрыта ярким, зеленым ковром, цветут первые весенние цветы, распустились почки на деревьях.Вся природа оживает, потому что весна наступает. И мы...

Конспект ОД в старшей группе Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «В страну Сказок»

                      Конспект ОД  в старшей группе                 Познавательное разви...

Конспект НОД в старшей группе (познавательное развитие) На тему: «Животные Севера и Юга»

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе уточнения и закрепления у детей знаний о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание....