Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0013d147-d960a8f4.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка» с. Комсомольское
Конспект ООД в старшей группе
Познавательное развитие
«Русский самовар и чаепитие на Руси»
Составила:
воспитатель
Вольдимарова М.В.
.
с. Комсомольское – 2019 г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательно-речевое, физическое развитие.
Длительность: 25 минут.
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
- Закрепить знание об истории возникновения самовара;
- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Возраст: 5-7лет
Форма организации: групповое
Предварительная работа:
- разучивание пословиц о чае, стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно- прикладного искусства.
Оборудование:
Мультимедиа (презентация «Русский самовар», сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).
Словарная работа: самовар, самоварная Родина –Тула, сувенир.
Методы:
словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций на слайдах.
практические – дидактические игры, физкультминутка.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,
поощрение, процесс чаепития у самовара.
Программное содержание:
- Организационный момент
Дети входят в мини-музей «Горница», их встречает хозяйка, одетая в русский сарафан и кокошник.Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).
ХОЗЯЙКА: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, садитесь поудобнее.
Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!
Сюрпризный момент:В нашем сундуке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Хозяйка: Да. Это самовар(дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Что есть у самовара»
Хозяйка: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Хозяйка: Что есть у самовара?
Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран.
Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева).
Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Ответ детей: (чтобы не обжечься).
Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара
(четыре ножки).
Хозяйка: А для чего нужен самовар?
Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
- Основная часть
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. (Слайд 2)
Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. (Слайд 3)
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными (Слайд 4).
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. (Слайд 5, 6)
В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. (Слайд 7, 8)
ХОЗЯЙКА: Ребята, кто знает стихотворения о самоваре?
Самовар гудит и топчет
Топку в небо белый дым.
Где ты ни был, днем иль ночью
Словно дома рядом с ним.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар - душа живая
Друг веселью, сказке брат.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар блестит кипя,
И чаек в нем пенится
Погляди-ка на себя
Ну, и отраженице.
Самовар, самовар
Золотая ножка
Я посеяла горох
Выросла картошка.
ХОЗЯЙКА: Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. (Слайд 9, 10)
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. (Слайд 11)
Воспитатель: Какие пословицы о чае вы знаете?
Дети: - Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
- Где есть чай, там под елью рай.
ФизкультминуткаДети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются. Кулачками стучат над головой
Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке.Голову наклоняют вправо-влево
Вот пластмассовый поднос. Сделать широкий общий круг
Он посуду нам принес.
ХОЗЯЙКА: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар) (Слайд 12)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин) (Слайд 13)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода (самовар)(Слайд 14)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья (стол) (Слайд 15)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем (бублик) (Слайд 16)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон) (Слайд 17)
ХОЗЯЙКА: Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. (Слайд 18)
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Ребята, приглашаю всех к столу!!!
После чаепития все благодарят хозяйку.
- Рефлексия.
Подведение итогов
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
– Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
ХОЗЯЙКА: Молодцы ребята! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект для детей старшей группы. «Познавательное развитие». «Мир комнатных растений».
Цели: • развивать интерес к развитию и росту комнатных растений, наблюдательность, наглядно-действенное мышление; • формировать потребность в заботливом отношении к комнатным растениям....
конспект НООД детей старшей группы( " Познавательное развитие", " Социально- коммуникативное развитие", " Речевое развитие")"Прогулка по городу"
Углублять знания детей о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улицах; учить различать дорожные знаки и знать их назначение;развивать внимание, память....
Конспект НОД в старшей группе Познавательное развитие. " Весенняя страда"
Вашему вниманию предлагаю конспект который поможет расширить представления детей старшего возраста об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период....
Конспект НОД в старшей группе «Познавательное развитие» - ФЭМП по Теме «Деление на части»
Конспект НОД в старшей группе «Познавательное развитие» - ФЭМП по Теме «Деление на части»...
Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «День Земли в детском саду»
Ведущая: дети, посмотрите, какая красота вокруг. Земля покрыта ярким, зеленым ковром, цветут первые весенние цветы, распустились почки на деревьях.Вся природа оживает, потому что весна наступает. И мы...
Конспект ОД в старшей группе Познавательное развитие (ФЭМП) Тема: «В страну Сказок»
Конспект ОД в старшей группе Познавательное разви...
Конспект НОД в старшей группе (познавательное развитие) На тему: «Животные Севера и Юга»
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе уточнения и закрепления у детей знаний о животных Севера и Юга: их место обитания, повадки, питание....