Конспект НОД по познавательному развитию Русский самовар и чаепитие на Руси
учебно-методический материал (старшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию Русский самовар и чаепитие на Руси
Цель: знакомство детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением, воспитание интереса к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;
- Закрепить знание об истории возникновения самовара;
- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.
Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).
- Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.
Возраст: 5-7лет
Форма организации: групповая
Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.
Оборудование:
сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).
Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.
Методы:
словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций на слайдах.
практические – дидактические игры, физкультминутка.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,
поощрение.
Ход занятия:
Круг приветствия: воспитатель одет в красный сарафан, на голове красная лента, в руках бубен, играет народная музыка, как фон.
МОЙ бубенчик озорной Всех ребят мне в круг построй Организация Круга. Встали детоньки в Кружок, Встали и примолкли. Друг на друга поглядели, Сделали вот так. (дети кланяются, прижав руку к сердцу, и хором произносят традиционные слова: Всем, всем, всем добрый день. Мы рады, что пришли в детский сад!) |
1. Организационный момент
Воспитатель одетый в русский сарафан и приглашает детей занять свои места. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Я – хозяйка нашего праздника. Я сегодня вас ждала, всё в избе убрала. С утра печку растопила, самовар с чаем вскипятила . Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь. (дети проходят и садятся на стулья).
Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите пожалуйста на этот нарядный платок, с народными росписями. Под ним что-то спрятано. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: Это самовар.
Воспитатель : Да. Это самовар, давайте посмотрим на него (дети рассматривают самовар).
Дидактическая игра «Знакомство с самоваром»
Воспитатель: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?
Дети: Блестящий, красивый, пузатый, железный.
Воспитатель: Что есть у самовара?
Дети: Крышка, дно, стенки, кран.
Воспитатель: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?
Дети: (две ручки, сделаны из дерева).
Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?
Дети: (чтобы не обжечься).
Воспитатель: Посчитайте, сколько ножек у самовара
Дети :(четыре ножки).
Воспитатель: А для чего нужен самовар?
Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.
Основная часть
Включить презентацию на мониторе
Переключая слайды рассказать о самоваре.
Воспитатель: Это русский самовар. Самовар-это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские люди, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки (наши прапрабабушки и прапрадедушки) и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других странах, в Туле изобрели самовар.
Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала.
Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными
А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.
В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче.
Воспитатель: Ребята, сейчас нам ребята расскажут стихотворения о самоваре?
Дать картинки с разными самоварами детям(2-3 человека заучивают стихотворение заранее, одеты в народные костюмы)
Самовар гудит и топчет
Топку в небо белый дым.
Где ты ни был, днем иль ночью
Словно дома рядом с ним.
Он гудит не уставая
Двести лет уже подряд.
Самовар - душа живая
Друг веселью, сказке брат.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Самовар поет, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар,
Наш красавец самовар.
Самовар блестит кипя,
И чаек в нем пенится
Погляди-ка на себя
Ну, и отраженьице.
Воспитатель : Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)
Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья.
Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем пословицы о чае и подумаем, о чем же говорит нам народная мудрость?
Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.
Физкультминутка:
Дети становятся в круг, выполняют упражнения
Самовар похож на чайник (Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево)
Очень важный, как начальник. (Поднимают плечи, «пыхтят».)
Вот фарфоровые чашки,( Приседают, руки на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками.)
Только стукни – разобьются. (Кулачками стучат над головой)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки над головой)
Голова на тонкой ножке. (Голову наклоняют вправо-влево)
Вот пластмассовый поднос. (Поднять ладошки вверх)
Он посуду нам принес.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал (сахар)
Что на сковородку наливают,
Вчетверо сгибают,
Да в сметану макают? (блин)
Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода (самовар)
Ножек четыре,
Шляпок одна.
Нужен, коль станет
Чаёвничать вся семья (стол)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребяткам всем (бублик)
Цветом жёлт и ароматен.
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он.
А зовут его … (лимон)
3. Рефлексия.
– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?
– Где родина самовара?
- Как на Руси пили чай?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Просим пройти и отведать наши угощения с ароматным чайком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"
Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...
Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....

Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению...
Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси
Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....

Конспект мастер-класса: "Русский самовар и чаепитие на Руси, как способ приобщения к традициям русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы
Конспект направлен на приобщение детей к русской народной культуре, на ознакомление с историей появления самовара, чая и традиции чаепития на Руси....

