Конспект НОД по познавательному развитию Русский самовар и чаепитие на Руси
учебно-методический материал (старшая группа)

Локтева Ирина Дмитриевна
Конспект НОД по познавательному развитию Русский самовар и чаепитие на Руси Цель: знакомство детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением, воспитание интереса к историческому наследию русского народа, традициям, культуре. Задачи: Образовательные: - Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси; - Закрепить знание об истории возникновения самовара; - Расширять представление о том, как люди украшают самовары. Развивающие: - Способствовать развитию у детей памяти, мышления. - Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы. Воспитательные: - Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство). - Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином. Возраст: 5-7лет Форма организации: групповая Предварительная работа: - разучивание стихотворений о самоваре. - знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства. Оборудование: сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами). Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир. Методы: словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций на слайдах. практические – дидактические игры, физкультминутка. Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы, поощрение. Ход занятия: Круг приветствия: воспитатель одет в красный сарафан, на голове красная лента, в руках бубен, играет народная музыка, как фон. МОЙ бубенчик озорной Всех ребят мне в круг построй Организация Круга. Встали детоньки в Кружок, Встали и примолкли. Друг на друга поглядели, Сделали вот так. (дети кланяются, прижав руку к сердцу, и хором произносят традиционные слова: Всем, всем, всем добрый день. Мы рады, что пришли в детский сад!) 1. Организационный момент Воспитатель одетый в русский сарафан и приглашает детей занять свои места. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами). Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Я – хозяйка нашего праздника. Я сегодня вас ждала, всё в избе убрала. С утра печку растопила, самовар с чаем вскипятила . Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь. (дети проходят и садятся на стулья). Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите пожалуйста на этот нарядный платок, с народными росписями. Под ним что-то спрятано. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое. Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится- Пригласит чайку напиться. Дети: Это самовар. Воспитатель : Да. Это самовар, давайте посмотрим на него (дети рассматривают самовар). Дидактическая игра «Знакомство с самоваром» Воспитатель: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар? Дети: Блестящий, красивый, пузатый, железный. Воспитатель: Что есть у самовара? Дети: Крышка, дно, стенки, кран. Воспитатель: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны? Дети: (две ручки, сделаны из дерева). Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные? Дети: (чтобы не обжечься). Воспитатель: Посчитайте, сколько ножек у самовара Дети :(четыре ножки). Воспитатель: А для чего нужен самовар? Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют чай. Основная часть Включить презентацию на мониторе Переключая слайды рассказать о самоваре. Воспитатель: Это русский самовар. Самовар-это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские люди, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки (наши прапрабабушки и прапрадедушки) и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других странах, в Туле изобрели самовар. Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Воспитатель: Ребята, сейчас нам ребята расскажут стихотворения о самоваре? Дать картинки с разными самоварами детям(2-3 человека заучивают стихотворение заранее, одеты в народные костюмы) Самовар гудит и топчет Топку в небо белый дым. Где ты ни был, днем иль ночью Словно дома рядом с ним. Он гудит не уставая Двести лет уже подряд. Самовар - душа живая Друг веселью, сказке брат. Самовар пыхтит, искрится, Щедрый, круглый, золотой, Озаряет наши лица Он своею добротой. Самовар поет, гудит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар, Наш красавец самовар. Самовар блестит кипя, И чаек в нем пенится Погляди-ка на себя Ну, и отраженьице. Воспитатель : Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.) Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Воспитатель: А сейчас давайте послушаем пословицы о чае и подумаем, о чем же говорит нам народная мудрость? Чай пить – до ста лет жить. - Чай крепче, если он с добрым другом разделён. Физкультминутка: Дети становятся в круг, выполняют упражнения Самовар похож на чайник (Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево) Очень важный, как начальник. (Поднимают плечи, «пыхтят».) Вот фарфоровые чашки,( Приседают, руки на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками.) Только стукни – разобьются. (Кулачками стучат над головой) Вот серебряные ложки, (потянуться, руки над головой) Голова на тонкой ножке. (Голову наклоняют вправо-влево) Вот пластмассовый поднос. (Поднять ладошки вверх) Он посуду нам принес. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки. Бел, как снег, В чести у всех. В рот попал – Там и пропал (сахар) Что на сковородку наливают, Вчетверо сгибают, Да в сметану макают? (блин) Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода (самовар) Ножек четыре, Шляпок одна. Нужен, коль станет Чаёвничать вся семья (стол) Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна тебя не съем, Разделю ребяткам всем (бублик) Цветом жёлт и ароматен. В чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он. А зовут его … (лимон) 3. Рефлексия. – С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня? – Где родина самовара? - Как на Руси пили чай? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы, ребята! Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Сверху пар, снизу пар – Шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая! Вот так мы живем: Баранки жуем, чаем запиваем, Всех в гости приглашаем. Просим пройти и отведать наши угощения с ароматным чайком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_samovar.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию Русский самовар и чаепитие на Руси

Цель: знакомство детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением, воспитание интереса  к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.

Задачи:
Образовательные:

- Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси;

- Закрепить знание об истории возникновения самовара;

- Расширять представление о том, как люди украшают самовары.

Развивающие:
- Способствовать развитию у детей памяти, мышления.

- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей, развивать умение отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, щедрость, гостеприимство).

- Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином.

Возраст: 5-7лет

Форма организации: групповая

Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о самоваре.
- знакомство с росписями декоративно - прикладного искусства.

Оборудование:
сундук, самовар для наглядности; русский сарафан и кокошник; сушки, баранки, сахар рафинад, самовар с чаем, чайник для заварки, молочник, чашки с блюдцами).

Словарная работа: самовар, самоварная Родина – Тула, сувенир.

Методы:

словесные – беседа, художественное слово, отгадывание загадок;

рассматривание иллюстраций на слайдах.

практические – дидактические игры, физкультминутка.

Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы,

поощрение.

Ход занятия:

Круг приветствия: воспитатель одет в красный сарафан, на голове красная лента, в руках бубен, играет народная музыка, как фон.

     

МОЙ бубенчик озорной

Всех ребят мне в круг построй Организация Круга.

Встали детоньки в Кружок,

Встали и примолкли.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так.

(дети кланяются, прижав руку к сердцу, и хором произносят традиционные слова:

Всем, всем, всем добрый день.

Мы рады, что пришли в детский сад!)

1.     Организационный момент

Воспитатель одетый в русский сарафан и  приглашает детей занять свои места. Стоит большой стол, накрытый для чаепития. (Сушки, баранки, сахар кусковой, самовар с чаем, чайник для заварки, чашки с блюдцами).

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Я – хозяйка нашего праздника. Я сегодня вас ждала, всё в избе убрала. С утра печку растопила, самовар с чаем вскипятила . Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь. (дети проходят и садятся на стулья).

  Сюрпризный момент: Ребята, посмотрите пожалуйста на этот нарядный платок, с народными росписями. Под ним что-то спрятано. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться.

Дети: Это самовар.

Воспитатель : Да. Это самовар, давайте посмотрим на него (дети рассматривают самовар).

Дидактическая игра «Знакомство с самоваром»

Воспитатель: Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Дети: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Воспитатель: Что есть у самовара?

Дети: Крышка, дно, стенки, кран.

Воспитатель: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Дети: (две ручки, сделаны из дерева).

Воспитатель: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Дети: (чтобы не обжечься).

Воспитатель: Посчитайте, сколько ножек у самовара

Дети :(четыре ножки).

Воспитатель: А для чего нужен самовар?

Дети: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

Основная часть

Включить презентацию на мониторе

Переключая слайды рассказать о самоваре.

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар-это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские люди, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки (наши прапрабабушки и прапрадедушки) и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других странах, в Туле изобрели самовар. 

Внутри у него находится топка – металлическая трубка, куда засыпались и щепочки, и шишки. Их поджигали, надевали на трубу сапог, чтобы снабжать ее воздухом, щепки горели, и вода вокруг этой трубы быстро закипала и долго не остывала. 

Самовары получили очень широкое распространение. Их делали круглыми, цилиндрическими, квадратными 

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор. Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. 

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если вы спросите своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. 

Воспитатель: Ребята, сейчас нам ребята расскажут стихотворения о самоваре?

Дать картинки с разными самоварами детям(2-3 человека заучивают стихотворение заранее, одеты в народные костюмы)

Самовар гудит и топчет

Топку в небо белый дым.

Где ты ни был, днем иль ночью

Словно дома рядом с ним.

 

Он гудит не уставая

Двести лет уже подряд.

Самовар - душа живая

Друг веселью, сказке брат.

 

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец самовар.

 

Самовар блестит кипя,

И чаек в нем пенится

Погляди-ка на себя

Ну, и отраженьице.

Воспитатель : Ребята, а у кого из вас дома есть самовар? А кто пил чай из самовара? (Ответы детей.)

Дело в том, что чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. 

Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. 

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем пословицы о чае и подумаем, о чем же говорит нам народная мудрость?

 Чай пить – до ста лет жить.
- Чай крепче, если он с добрым другом разделён.

Физкультминутка:

 Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож на чайник (Руки на поясе, поворачиваются вправо-влево)

Очень важный, как начальник. (Поднимают плечи, «пыхтят».)

Вот фарфоровые чашки,( Приседают, руки на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (кружатся, рисуя круг руками.)

Только стукни – разобьются. (Кулачками стучат над головой)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки над головой)

Голова на тонкой ножке. (Голову наклоняют вправо-влево)

Вот пластмассовый поднос. (Поднять ладошки вверх)

Он посуду нам принес.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки.

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают,

Да в сметану макают? (блин) 

Сверху дыра,

Снизу дыра,

А посередине –

Огонь да вода (самовар) 

Ножек четыре,

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Чаёвничать вся семья (стол) 

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем (бублик)

 

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его … (лимон) 

3.     Рефлексия.

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Где родина самовара?

- Как на Руси пили чай?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. 

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Баранки жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Просим пройти и отведать наши угощения с ароматным чайком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Русский самовар и чаепитие на Руси"

Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»Цель: приобщение детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакоми...

Русский самовар и чаепитие на Руси

Русский самовар и чаепитие на Руси...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы. Тема: «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Приобщение детей к русской народной культуре, ознакомление с традицией чаепития на Руси....

Конспект ООД в старшей группе Познавательное развитие «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Цель: Способствовать знакомству детей с русским самоваром его внешним видом (крышка, носик, кран), назначением. Воспитывать желание быть гостеприимным, радушным и приветливым хозяином....

Конспект НОД в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Русский самовар и чаепитие на Руси» представлен при работе с детьми подготовительной группы, по приобщению...

Конспект НОД - Русский самовар и чаепитие на Руси

Знакомство детей с историей появления самовара и традицией чаепития на Руси....

Конспект мастер-класса: "Русский самовар и чаепитие на Руси, как способ приобщения к традициям русской народной культуры с детьми и родителями старшей группы

Конспект направлен на приобщение детей к русской народной культуре, на ознакомление с историей появления самовара, чая и  традиции чаепития на Руси....