Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 1 этап
план-конспект урока по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Башкина Светлана Викторовна

Активизация и обогащение словарного запаса; развитие навыков диалогической формы речи; формирование навыков монологической формы речи; формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказу на материале сказки

«Пряничный домик»,

Башкиной С. В.

в подготовительной к школе группе

Цель: обучение детей связному последовательному пересказу сказки «Пряничный домик».

Задачи: - активизация и обогащение словарного запаса;

              - развитие навыков диалогической формы речи;

              - формирование навыков монологической формы речи;

              - формирование навыков рассказывания с элементами творчества.

Оборудование: игрушки настольного театра – Ваня и Маша,  медведь, лиса, уточки, «пряничный» домик, лукошко, ветка дерева, картинки с изображением: «Орешник», «Лисичка, выглядывающая из норы», «Две уточки», «Лукошко», шапочка медведя, рисунок с изображением деревенского домика и городского дома.

Примечание: Занятию предшествуют подготовительная работа, проводимая воспитателем (предварительное чтение сказки, разучивание загадок, пословиц, оформление рисунка на сюжет сказки).

    Работа по формированию навыков связного высказывания проводится в три этапа.

Пряничный домик

     Жили-были брат и сестра. Звали их Ваня и Маша. Однажды Ваня и Маша взяли лукошки и пошли в дальний лес за речкой собирать ягоды.

     Ходили Маша с Ваней по лесу, ходили, да заблудились. А лес густой, темный, деревья корнями переплетаются. Шли они, шли - вышли на полянку.    На полянке стоит пряничная избушка. Стены у нее из пряников, окна  из леденцов, а крыша – из шоколада.

     Поставили Маша и Ваня лукошки с ягодами под ёлку и побежали к избушке. Отломили от неё по прянику и только потянулись за леденцами - вдруг кто-то как заревёт в пряничной избушке:
- Кто мою избушку ломает?

     Испугались Ваня и Маша, побросали все пряники и побежали в лес.

     А в той избушке жил медведь. Выскочил он из пряничной избушки да как бросится за ними. Бежит, рычит:
- Все равно догоню!

     Слышат Ваня и Маша, медведь топает уже совсем близко. Добежали до орехового куста и говорят:
- Ореховый куст, спрячь нас! За нами медведь гонится!

- Садитесь под мои ветки, - говорит ореховый куст. - Я вас прикрою.
    Сели Маша и Ваня под ореховый куст. Прикрыл их куст ветками - медведь и пробежал мимо.

- А теперь, - сказал куст, - идите вон по той тропинке. А на дорогу нарвите моих орешков. Они вкусные! 

     Нарвали Маша и Ваня орешков и пошли дальше.

     Увидал их медведь и опять побежал за ними. Слышат Маша и Ваня, догоняет их медведь. Куда спрятаться?

     Смотрят - нора, а из неё лисичка выглядывает.
- Лисичка, спрячь нас скорее! - закричали дети. - За нами медведь гонится!
- Медведь гонится? Ну, полезайте в мою нору, - сказала лисичка

     Залезли Маша и Ваня в лисичкину нору и притаились. Медведь не увидел их и пробежал мимо.

- А теперь, - сказала лисичка, - вылезайте, я вам другую дорогу покажу.
    Показала лисичка Ване с Машей дорогу к речке.
- Спасибо тебе, лисичка, - сказали Ваня и Маша. - Возьми эти орешки, они очень вкусные.

     Пошли Ваня с Машей дальше. А медведь увидел их, зарычал и опять кинулся вдогонку.

     Добежали Ваня с Машей до речки и не знают, как скорей через речку перебраться. Медведь вот-вот их догонит.

     Плывут по речке две уточки.
- Уточки, уточки, - закричали Ваня и Маша, - перевезите нас на другой берег. За нами медведь гонится!
- Садитесь на нас, - сказали уточки, - мы вас перевезём.

     И Ваня с Машей переплыли речку.
- Спасибо вам, уточки, вы спасли нас, - сказали Маша и Ваня. - Вот вам орешки, они очень вкусные.

     А медведь добежал до речки, увидел, что Маша с Ваней уже на другом берегу да деревня недалеко, и закричал:
- Больше не ходите к моей избушке за пряниками.

     Видят Ваня и Маша, что медведь уже не гонится за ними. Остановились и говорят:
- Прости нас медведь, что мы твою избушку ломали. Мы только хотели попробовать пряников и леденцов. Мы и не знали, что ты живёшь в пряничном домике.

- Ну ладно, - сказал медведь, - раз вы прощение просите, так и быть - приходите ко мне в гости. Только больше не ломайте  мою избушку! А пряников я вам  и так испеку.

1 этап.

Цели:

- знакомство детей со сказкой «Пряничный домик»;

- усвоение семантики слов редких в употреблении (лукошко);

- учить детей понимать смысл пословиц.

Оборудование: изображение лукошка, шапочка медведя.

I.Организационная часть. Постановка цели занятия.

Дома

На улице дождь непрерывный,

                                      А дома тепло и светло.

                                      И можно на бурые ливни

    Спокойно смотреть сквозь стекло.

                                     Тут можно укрыться от зноя,

                                     Спастись от морозного дня.

                                     В хорошее место родное-

                                     Домой так и тянет меня.

                                 Агния Барто

- Ребята, у каждого из вас есть дом – место, где вы живете со своей семьей. Мы любим свой дом, бережём его, часто говорим: «Мой дом – моя крепость». Но мы должны бережно относиться не только к своему дому, но и к чужому. А что может случиться, если вдруг кто-то решит испортить чужой дом, мы узнаем из сказки, которая называется «Пряничный домик».

II. Чтение сказки. Используется приём дополнения (завершения) детьми высказываний воспитателя.

III. Осмысление сюжета сказки, знакомство с образными выражениями, разбор содержания сказки по вопросам.

- Кто-то может рассказать, что обозначает слово «лукошко»?

Дети…

- Это небольшая корзинка из прутьев для ягод и грибов.

- О ком эта сказка?

Дети…

- Куда пошли Ваня и Маша? Зачем?

Дети…

- Что случилось с ребятами в лесу?

Дети…

- Давайте поможем ребятам выбраться  из леса и крикнем громко «Ау!».

- А теперь тихо «Ау!».

- Ребята, придумайте, пожалуйста, слова, которые можно образовать от слова «лес».

Дети…

- И что же увидели в лесу Ваня и Маша?

Дети…

- Как поступили дети, когда увидели избушку?

Дети…

- Скажите, пожалуйста, стены пряничного домика из чего сделаны?

Дети…

- А шоколадная крыша.

Дети…

- А леденцовые  окошки?

   Дети…

- Что случилось после того, как дети стали ломать избушку? Кто выскочил из домика?

   Дети…

- Где спрятались Ваня и Маша от медведя в первый раз?

Дети…

- Что случилось после того, как медведь пробежал мимо орехового куста?

Дети…

- Кого увидели ребята?

Дети…

- Откуда выглядывала лисичка?

Дети…

- Как мы назовем нору, где живёт лиса? А волк? Ёжик? Заяц? Мышь?

Дети…

- Что сказала лисичка Ване и Маше?

Дети…

- Что случилось дальше?

Дети…

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору». Выбранный "медведь" садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", приговаривая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь не спит

И на нас рычит!

Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),

Медведь за нами кинулся!

(Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".)

- Куда прибежали Ваня и Маша после лисички?

Дети…

- Кого увидели ребята на речке?

Дети…

- Сколько уточек было на реке?

Дети…

- Как вы сказали, если бы на речке было 1,3,4,5 уточек?

Дети…

- Что случилось после того, как уточки перевезли Ваню и Машу на другой берег?

Дети…

- Правильно поступили ребята в конце сказки?

Дети…

- Сейчас мы с вами построим пряничный домик из палочек.

- Послушайте, ребята, поговорки и подумайте, о ком из героев сказки в них говорится:

На чужой каравай рот не разевай.

По делам и воздаётся.

Чья земля – того и хлеб.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказу на материале сказки

"Пряничный домик",

Башкиной С. В.

в подготовительной к школе группе

2 этап

Цели:

- учить детей отвечать полным предложением по образцу;

- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;

- развитие мелкой моторики (совмещение движения с речью);

- учить детей объяснять смысл русских народных пословиц.

Оборудование: игрушки настольного кукольного театра, детские рисунки, опорные картинки с изображением: "Орешник", "Лисичка, выглядывающая из норы", "Две уточки" .

Ход занятия:  

I.        Организационная часть.

Выставляются детские рисунки на сюжет сказки "Пряничный домик".

- Чей рисунок я показываю, тот может садиться.

II.        Пересказ с опорой на рисунок.

- Ребята, давайте вспомним сказку "Пряничный домик", а помогут нам ваши рисунки. (Следить, чтобы дети отвечали полным предложениям.)

- Вспомните, ребята, о ком эта сказка?       Дети…

- Куда и зачем пошли Ваня и Маша? Дети…

- Давайте поможем Маше и Ване собрать грибы!          

ЗА ГРИБАМИ

            Мы положим в кузовок

            Самый маленький грибок:

            Подосиновик, волнушку

            И забавную свинушку

            Белый, рыжик, сыроежку,

            Подберезовик конечно,

            А красавец мухомор

            Пусть украсит косогор!

        ( Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца)

- И что же случилось с ребятами в лесу?     Дети…

- Что увидели в лесу Ваня и Маша?     Дети…

- Как поступили дети, когда увидели избушку?    Дети…

- Стали дети ломать избушку? Что случилось дальше?      Дети…

- Где спрятались Ваня и Маша от медведя в первый раз?      (Выставить три опорные картинки с изображением: "Орешник", "Лисичка, выглядывающая из норы", "Две уточки".)   Дети…

- Что случилось после того, как медведь пробежал мимо орехового куста?     Дети…

- Кого увидели ребята?      Дети…

- Откуда выглядывала лисичка?      Дети…

- О чём попросили ребята лисичку?      Дети…

- Что ответила лисичка детям?     Дети…

- Что случилось дальше?      Дети…

- Куда прибежали Ваня и Маша после лисички?      Дети…

- Кого увидели ребята на речке?               Дети…

Вспомните, как просили Ваня и Маша орешник, лисичку и уточек помочь им и как детям отвечали. Давайте разыграем эту сценку.

Шестеро детей с помощью игрушек настольного театра изображают Машу, Ваню, орешник, лисичку и уточек. Остальные наблюдают и в конце сценки высказывают своё мнение, обсуждают, получилось ли ребятам передать интонацию, настроение героев сказки.

- Что случилось после того, как уточки перевезли Ваню и Машу на другой берег?      Дети…

- Давайте поиграем в игру. Когда заиграет быстрая музыка,  вы изображаете Ваню и Машу, убегающих от медведя. Как только музыка сменится на "медвежью" мелодию  - вы изображаете рассерженного медведя.

- Как  поступили ребята в конце сказки? Дети…

III. Итог занятия.

- Вспомните, какие пословицы мы с вами узнали на прошлом занятии. (После проведения первого этапа пословицы разучиваются на воспитательском занятии.)

На чужой каравай рот не разевай.

Каждому - свое.

По делам и воздаётся.

В конце занятия ребятам даётся задание рассказать сказку дома.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению пересказу на материале

сказки "Пряничный домик",

проведенного

Башкиной С. В.

в подготовительной к школе группе

3 этап

Цели:

 - учить детей отгадывать загадки;

- учить детей следить за ходом сказки и уметь продолжить её;

- учить детей пересказу сказки "Пряничный домик";

- учить детей совместной творческой импровизации;

- учить детей объяснять смысл русских народных пословиц.

Оборудование: рисунок с изображением деревенского домика и городского дома.

Ход занятия.

I. Организационная часть.

- Ребята, отгадайте загадки:

В нём живёт моя родня,

Мне без неё не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый... (Дом.)

Зимой заклеено оно,

А летом открывается.

Оно кончается на "О"

И так же начинается. (Окно.)

Теперь у домов есть разные шапки,

А раньше был тёс и соломы охапки,

Сейчас подавай им убор супермодный,

Надёжный, красивый, удобно-свободный. (Крыша.)

Загораживает вход,

Плату требует вперёд:

Надо этой даме

Ручку сжать руками. (Дверь.)

- Вспомните, ребята, как называется сказка, которую мы с вами недавно читали? ("Пряничный домик")

II. - Ребята, давайте встанем в круг и поиграем в игру. Я начинаю рассказывать сказку "Пряничный домик". Сказав несколько фраз, я брошу мяч кому-либо из вас. Поймавший мяч должен сразу же продолжить сказку и через несколько фраз также передать эстафету кому-либо из группы.

III.Пересказ с элементами творчества.

- Ребята, вы испугались за Ваню и Машу? Почему?  (Следить, чтобы дети высказывались полными, грамматически построенными предложениями .)

- Ребята, давайте придумаем новую сказку: как будто Маша и Ваня встретили не орешник, лисичку и уточек, а других сказочных героев и что из этого вышло. (Дети по цепочке начинают пересказ с элементами творчества. Воспитатель при необходимости подсказывает, корректирует высказывания ребёнка, возможно коллективное придумывание и обсуждение фрагментов сказки.)

IV. Итог занятия.

- Какие из придуманных персонажей вам понравились больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пересказу на материале сказки «Пряничный домик» 2 этап

Обучение пересказу на материале сказки  «Пряничный домик» 2 этапЦели:- учить детей отвечать полным предложением по образцу;- учить детей пересказывать сказку с опорой на свой рисунок;- развитие м...

Обучение пересказу на материале сказки "Пряничный домик" 3 этап

Цели: - учить детей отгадывать загадки;- учить детей следить за ходом сказки и уметь продолжить её;- учить детей пересказу сказки "Пряничный домик";- учить детей совместной творческой импровизаци...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Обучение пересказу детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».

ТЕМА: Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы».ЗАДАЧИ:1. Коррекционно-развивающие: - Развивать уверенность в своих силах.- Развивать память, точность движений рук.- Развивать внимание, мышлен...


 

Комментарии

Башкина Светлана Викторовна

Обучение детей связному последовательному пересказу сказки «Пряничный домик».