Комплексное занятие Старшая группа Тема: «Птичкам голодно зимой – мы покормим их с тобой»
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему

Шевцова Елена Михайловна

Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими общепедагогическими принципами: принцип неприрывности, принцип доступности, принцип интеграции образовательных областей, принцип психологической комфортности, принцип активности. Цель занятия: Расширять знания детей о зимующих птицах. Для достижения цели были использованы такие методы и приемы, как наглядный метод, словесный метод, прием эмоциональной заинтересованности, игровые приемы. Решение задач осуществляется через следующие образовательные области: социализация(пальчиковая игра "Стайка", дидактическая игра, игровые упражнения, театрализация), коммуникация (составление описательного рассказа по опорной схеме), познание(рассказ воспитателя, подборо корма для птиц, поисковая деятельность в определении следов), художественная литература (стихотворения  "Покормите птиц зимой" А Яшин, "Пойманная птичка" К.Д. Ушинский), здоровье (психогимнастика, физминутка, игровое дыхательное упражнение). Применение ТСО позволяет еще больше заинтересовать детей, привлечь их внимание. Происходит поэтапная смена различных видов деятельности, участниками которых являются сами дети. Это позволяет сохранить у них положительный эмоциональный настрой и уменьшить степень утомления детей. Данное занятие состоит из этапов, связанных единым игровым сюжетом. Оно начинается с психогимнастики, которая дает позитивный настрой на предстоящую деятельность.  Детям предоставлятся возможность для самовыражения, проявления творчества, свободной активности и исследовательских качеств. Занятие основано на субъективном опыте детей. Представленный конспект комплексного занятия может использоваться для построения системы развития детей в соответствии с требованиями ФГТ. Комплексный подход в решении поставленных задач обеспечивает рациональную совместимость основных видов детской деятельности и позволяет педагогу развивать интеграционные качества воспитанников. Занятие расчитано на старший дошкольный возраст, проводилось в рамках городского методического объединения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx25.26 КБ
Файл prezentaciya_zanyatiya.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»

Комплексное занятие

Старшая группа

Тема: «Птичкам голодно зимой – мы покормим их с тобой»

Подготовила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Шевцова Елена Михайловна

г. Рубцовск

2012 год 


Тема: «Птичкам голодно зимой - мы покормим их с тобой»

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье.

Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цель: Расширять знания  детей о зимующих птицах.

Задачи:

Упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме-модели; расширять представление детей о зимующих птицах.

Формировать умение выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях.

Развивать наблюдательность, мышление, зрительное восприятие, память, слуховое внимание; развивать выразительность речи, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам; обогащать опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Активизация словаря:

Свиристель, коростель, зяблик, стриж, оперение, гололедица, вредитель, птицелов, сбираю, неволя, светлый рай.

Методы и приемы: опорная схема, рассматривание иллюстраций, моделей (силуэтов); художественное слово, загадка, вопросы, объяснение, уточнение, сопоставление, поощрение, игровое упражнение, инсценировка, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, использование ТСО

 

Материалы и оборудование:

Декорации зимнего леса (дуб, елочки), картинки зимующих птиц (воробей, сорока, ворона, синичка, клест, свиристель, дятел, снегирь), силуэты этих птиц на подставках,  корм для птиц (семена растений, кедровые орешки, хлебные крошки, ягоды рябины и др.), мобильный телефон, ноутбук, фонограммы записи звуков зимнего леса, голоса сороки, звуковое письмо,   опорная схема, силуэты следов ( человека, волка, зайца, кабана, птицы), костюм птицы, птицеловов, сетка, птичьи перышки, кормушка.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке; дидактические игры «Убери лишнюю»,  «Узнай по части всю птичку», «Выбери правильный ответ», «Улетают – не улетают», «Кто чем питается»; чтение книг, заучивание стихотворений Я.Акима «Покормите птиц зимой», Н. Бацановой «Птицы», разучивание пальчиковой игры «Стайка» И.Токмакова, отгадывание загадок о птицах, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением  зимующих птиц;  чтение, разучивание и инсценировка стихотворения К.Д. Ушинского «Пойманная птичка», настольно-печатные игры, подвижная игра «Кот и птицы».

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети  с воспитателем, становятся полукругом, закрывают глаза.

Психогимнастика:

Глаза закрываем и представляем,

Здесь и сейчас себя представляем.

Что было вчера – мы забываем.

Думаем только о том, что сейчас.

Хороший, красивый каждый из вас.

Вы самые лучшие, что есть на свете.

Глаза открываем, милые дети!

  1. Вводное слово воспитателя:

Отгадайте мою загадку:

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - … (птицы)
(Ю. Светлова)

Какую игру вы знаем про птиц? («Стайка»)

Пальчиковая игра:

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - скворушка,
Серенькое перышко.

  1. Загадки о зимующих птицах:

Воспитатель  предлагает детям отгадать загадки о зимующих птицах:

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел – а все же птица!
(Воробей)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Все хвастает

Желтым своим сюртуком

И шапочкой синей гордится…

(Синица)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом

Тут как тут!
(Снегирь)

Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она?
(Ворона)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

(Свиристель)

Что за птица, мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

у неё птенцы в гнезде?

(Клёст)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

 (Дятел).

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

Вещунья-белобока.

Зовут её…(Сорока)

  1. Составление рассказов по схеме

Составите рассказ  о той зимующей птице, которая нравится вам больше всего. Рассказать о птице вам поможет  схема (предлагается опорная  схема для  описательного рассказа)

  1. Беседа на тему «Зачем нужно подкармливать птиц зимой»

Раздается звук приходящей на мобильный телефон  SMS, нам пришло звуковое письмо. Прослушаем его?

Звучит фонограмма голоса сороки:

«Здравствуйте, ребята. Про меня говорят, что я непоседа пестрая, птица длиннохвостая.

 Да, я птица говорливая,

и, говорят, болтливая.

Я по лесам, городам летаю,

Всем обо всем расскажу, коль узнаю.

А узнала я, что птицы в лесу голодают,

От голода и холода они погибают!

Дорогие дети, поспешите!

И пичугам малым скорее помогите!»

Кто прислал нам это звуковое письмо? Что будем делать? Как помочь пернатым? Как вы считаете, птицам тяжелее переносить холод или голод? Почему? За короткий зимний день птички едва ли успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях и снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только две. Поэтому человек подкармливает птиц, помогает им пережить это трудное для них время.

Отправляемся в лес.

«Покружись, покружись,

В зимнем лесу окажись!»

На дорожке следы (человека, животного, птицы), как вы думаете, в какую сторону нужно нам идти? Почему вы так думаете?

Звучит фонограмма звуков зимнего леса. Птицы уже ждут нас.

  1. Игровое упражнение «Покормим птиц»

Какой корм и для какой птички мы взяли? ( семя подсолнуха, ягоды калины для свиристеля, ягоды рябины, семена  разных трав для снегиря, для клеста – кедровые орешки, кусочки сала – для синички, пшено, семена тыквы и подсолнечника, хлебные крошки – для воробья). Ничего страшного, если семена и ягодки смешаются – птички сами выберут корм, который им нравится. Вот только крупный корм, например дынные семечки, нужно измельчать Детям предлагается выбрать подходящий корм для птиц и насыпать его в кормушку.

 

  1. Чтение  стихотворение «Покормите птиц зимой»

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

  1. Игровое упражнение «Снегири».

Звучит музыкальная композиция. Слушайте стихотворение и повторяйте за мной движения.

Вот на ветках, посмотри,         (Опущенными руками хлопают себя по бокам)

В красных майках снегири       (Показывают грудки руками)

Распустили перышки,              (Мелко потряхивают кистями опущенных  рук)      

Греются на солнышке,

головой вертят                         (Присели, повороты головы влево – вправо)

Улететь хотят                           (Встали, взмахнули руками)

Улетели! Улетели!

За метелью, за метелью.           (Бегут по кругу, взмахивают руками)

  1. Инсценировка стихотворения К. Д. Ушинского «Пойманная птичка»

Ход инсценировки.

Птицеловы накрывают птичку сеткой.

Первый птицелов:

Ах, попалась, птичка, стой!

Не уйдешь из сети.

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете.

Птичка:

Ах, зачем, зачем я вам,

Миленькие дети?

Отпустите полетать,

Развяжите сети.

Второй птицелов:

Нет, не пустим, птичка, нет

Оставайся с нами:

Мы дадим тебе конфет,

Чаю с сухарями.

Птичка:

Ах, конфет я не клюю,

Не люблю я чаю.

В поле мошек я ловлю,

Зернышки сбираю.

Первый птицелов:

Там замерзнешь ты зимой

Где-нибудь на ветке,

А у нас-то в золотой

Будешь жить ты клетке!

Птичка:

О! Не бойтесь, в теплый край

Улечу зимою,

А в неволе — светлый рай

Будет мне тюрьмою.

Второй птицелов:

Птичка, птичка, как любить

Мы тебя бы стали!

Не позволили б грустить,

Все б тебя ласкали.

Птичка:

Верю, детки, но для нас

Вредны ваши ласки:

С них закрыла бы как раз

Я навеки глазки.

Птицеловы (вместе):

Правда, правда, птичка! Ты

Не снесешь неволи.

Ну, так Бог с тобой — лети

И живи на воле!

Птицеловы убирают сети и отпускают птичку, которая радостно

улетает.

Вспомните, как называется эта сценка?  Кто её автор?

  1. Игровое упражнение «Сдуй перышко с ладошки»

Птички очень благодарны вам за вашу доброту и заботу.  Они дарят вам свои перышки. С перышками можно играть. Положите перышко на ладонь, дуем медленно, затем сильным коротким выдохом.

  1. Итог занятия

Нам пора возвращаться в наш детский сад.

Закройте глазки,  произнесите волшебные слова:

Покружись, покружись,

В детском саду окажись.

Что вам больше всего запомнилось из нашего занятия? Что  вы нового  сегодня   узнали?

                                   Литература

  1. Загадки про птиц. allforechildren.ru Детские ресурсы.
  2. Александр Яшин. Стихи. Покормите птиц зимой. Москва: Художественная литература, 1967
  3. Н.В.Нищева «Снегири»
  4. Ирина Токмакова «Десять птичек – стайка». Книга «Сосны шумят»
  5. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010
  6. И.Асташина «Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет», ИД «Владис» РИПОЛ КЛАССИК, 2008
  7. К.Д.Ушинский «Пойманная птичка»
  8. О.А.Новиковская «1000 игр, заданий и упражнений для развития речи»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексное занятие старшая группа Тема: «Птичкам голодно зимой - мы покормим их с тобой» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Шевцова Елена Михайловна МБДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка» город Рубцовск 2012 год

Слайд 2

Отгадав загадку о зимующей птице, ребенок помещает ее на веточку Составление детьми описательных рассказов по схеме о зимующих птицах Положительный настрой на предстоящую деятельность дает психогимнастика

Слайд 3

Выбор корма, которым птицы отдают наибольшее предпочтение Отправляясь в лес, берем с собой кормушку, чтобы положить корм для пернатых друзей

Слайд 4

Ребята с удовольствием «угощают» каждую птичку ее любимым лакомством Дети сами превратились в птиц, чтобы поиграть в игру «Снегири»

Слайд 5

Инсценировка стихотворения к.д. ушинского «пойманная птичка» Игровое упражнение «сдуй пёрышко с ладошки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Птицам голодно зимой» в разновозрастной группе.

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группыПродолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).Вид проекта: информационно-творческий....

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

Комплексное занятие "Маленькая птичка"2019г.

-Развивать мелкую и общую моторику рук.  -Умение координировать движения в такт музыки. -Совершенствовать ранее освоенные движения (ползание, ходьба) -Развивать понимание речи. -Выполнять по прос...

Презентация. Комплексное занятие "Маленькая птичка" 2019г.

Развивать мелкую и общую моторику рук.  -Умение координировать движения в такт музыки. -Совершенствовать ранее освоенные движения (ползание, ходьба) -Развивать понимание речи. -Выполнять по прось...

Конспект комплексного занятия " Маленькая птичка"

Конспект комплексного занятия " Маленькая птичка"...

Памятка для родителей. Зимующие птицы, покормите птиц зимой

Памятка для родителей.Зимующие птицы, покормите птиц зимой. Птицы - часть природы, без которой ее красота была бы неполной!    Птицы - наши друзья!Перелётные птицы уже давно улетели в т...