Проект «Птицам голодно зимой» в разновозрастной группе.
проект по теме

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группы

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).

Вид проекта: информационно-творческий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx51.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Проект

«Подкормите птиц зимой» в разновозрастной группе.

Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группы

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели).

Вид проекта: информационно-творческий.

Актуальность: отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их  поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц.

Задачи:

 -Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , расширить кругозор и словарный запас;

-развивать интерес к птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей, развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами;

-воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;

-вызвать у детей желание привлечь взрослых членов семьи к помощи птицам зимой изготовлении кормушек;

-создать коллективную работу «Снегири»

Ожидаемые результаты:

От детей: сформированы элементарные представления  о зимующих птицах;

развит интерес к наблюдению (любознательность, познавательная активность);

дети применяют полученные знания в повседневной жизни.

От родителей: сформирован интерес к совместному труду в природе, заботе о птицах.

От педагога:

-Вела активную работу по экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей.

-Использовала различные формы работы, интеграцию всех образовательных областей.

-Вела активную работу с родителями.

Этапы  реализации проекта:

1.Подготовительный:

-беседа с родителями о цели и задачах проекта и необходимости  их участии в нём;

-оформление информации « Как правильно подкармливать птиц зимой» в уголке для родителей;

-подбор  методического  и дидактического материала (художественной литературы и материалов для продуктивной деятельности) по проекту;

2.Основной:

Деятельность детей:

-развешивание кормушек;

-наблюдение за зимующими птицами, особенностями их поведения зимой и во время кормления;

- заполнение таблицы о птицах, прилетающих к кормушке;

-беседы о птицах, их поведении, особенностях строения, питании;

-чтение книг о птицах;

-отгадывание загадок о зимующих птицах;

-познакомить детей со стихотворениями: А.Яшина «Подкормите птиц»; А.Барто « Скачет шустрая синица», «Воробей», А.Чепурова  «Трудно птицам зимовать», М.Пляцковского «Снегирь»;(заучивание по желанию)                                                               с рассказами:Г.Скребицкого и В.Чаплиной « Чем дятел зимой кормится», В.Зотова  «Птичья столовая», Н.Сладков «Зимние долги», Л.Н.Толстой «Воробей на часах», В.В.Бианки  «Снегирушка-милушка», «Синичкин календарь (январь, февраль)»

-пальчиковая игра «Птицы»;

-подвижные игры «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль»;

-физ.минутка «Воробей»;

-гимнастика пробуждения «Птицы»;

-комплекс утренней гимнастики «Воробушки»;

-прослушивание записи голосов зимующих птиц;

-дидактические игры «Найди зимующих птиц», «Какой птички не стало» », «Угадай по описанию»;

-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

-лепка зернышек для птиц, раскрашивание картинок «синицы, снегири»

Работа с родителями:

Изготовление альбома «Зимующие птицы Кубани», кормушек для птиц.

3.Заключительный этап:

Коллективная работа «Снегири» (аппликация).

Продукт проекта:

-подборка загадок, стихов, пальчиковых и подвижных игр о птицах;

-альбом «Зимующие птицы Кубани»;

-кормушки, выполненные родителями с детьми;

-коллективная работа «Снегири».

-презентация.

Результативность:

Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила педагога и родителей, родителей и детей.

В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.

Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому.

                                     

                     

             Практические материалы к проекту.

   Стихи про птиц.

Подкормите птиц                   А. Яшин

Подкормите птиц зимой!                                                                                                           Пусть со всех концов,                                                                                                    К вам слетятся, как домой,                                                                                         Стайки на крыльцо.                                                                                                                                 Не богаты их корма,                                                                                                                    Горсть зерна нужна,                                                                                                      Горсть одна - и не страшна.                                                                                            Будет им зима.                                                                                                                           Сколько гибнет их - не счесть!                                                                                              Видеть тяжело!                                                                                                                            А ведь в нашем сердце есть,                                                                                                   И для птиц тепло.                                                                                                                  Разве можно забывать:                                                                                                               Улететь могли,                                                                                                                               А остались зимовать,                                                                                                     Заодно с людьми.                                                                                                                            Приучите птиц в мороз,                                                                                                            К своему окну,                                                                                                                          Чтоб без песен не пришлось                                                                                                                                           Нам встречать весну.

Скачет шустрая синица         А.Барто

Скачет шустрая синица,                                                                                          Ей на месте не сидится,                                                                                            Прыг-скок, прыг-скок,                                                                                         Завертелась, как волчок.                                                                                                 Вот присела на минутку,                                                                                            Почесала клювом грудку,                                                                                                       И с дорожки — на плетень,                                                                                            Тири-тири, тень-тень-тень.

Воробей

Воробей по лужице,                                                                                                Прыгает и кружится.                                                                                                                   Перышки взъерошил он,                                                                                                      Хвостик распушил.                                                                                                    Погода хорошая!                                                                                                                     Чил-чив-чил!

 

Снегирь                                          М.Пляцковский

Снегирь сидит на ветке,                                                                                                    В розовой жилетке,                                                                                                      А дятел в ярко-красной,                                                                                              Шапочке атласной.                                                                                                                            Вдали мелькают сойки —                                                                                                  Синие ковбойки.

Трудно птицам зимовать              А.Чепуров

Трудно птицам зимовать,                                                                                                   Надо птицам помогать!
Распилить я попросил,
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.

                                 Загадки

В серой шубке перьевой,                                                                                                                         И в мороз он герой.                                                                                                                               Назови его скорей!                                                                                                                            То там скачет?...(Воробей)

Эти птицы рядом с нами-                                                                                                                        Мы зовем их сизарями,                                                                                                                                       И зимой в мороз и голод,                                                                                                                      Не покинет город…(Голубь)

      Сама вся сероватая,                                                                                                                               Походка мешковатая,                                                                                                                               Важная персона- зовут ее….(Ворона)

                                                                                                                                                     

Черная шапочка ,                                                                                                      И полоска шарфика .                                                                                                                     У желтогрудой птички,                                                                                                                        По имени …(Синичка)

Эта птица так болтлива,                                                                                                   Воровата, суетлива,                                                                                                    Стрекотунья, белобока,                                                                                                                                   А зовут ее …(Сорока)

Странный доктор есть на свете,                                                                                             Он деревья лечит, дети.                                                                                                                 — Где болит? Тук-тук!                                                                                                                        А, нашел. Тут, тут…(Дятел)

                   Пальчиковая игра «Птицы»  

Прилетайте, птички!

Прилетайте, птички!          зовущие движения пальцев                                                                                  Сала дам синичке.              режущие движения ладони                                   Приготовлю крошки            «крошим»  хлеб                                   Хлебушка немножко.                                                          Эти крошки – голубям,         вытянуть правую ладонь                                                                                                    Эти крошки – воробьям.       вытянуть  левую                                             Галки да вороны,                 «катаем из хлеба колбаски»                                         Ешьте макароны!

 

           

   

 

 

                           

       

   

                  Физ. минутка «ВОРОБЕЙ»

Среди белых голубей,                                                                                                                     Скачет шустрый воробей.

(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)

Воробушек – пташка,                                                                                                                           Серая рубашка.                                                                                                                  Откликайся, воробей,                                                                                                                    Вылетай-ка, не робей.

(Дети встают лицом к кругу, идут приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)

Воспитатель: Скачет, скачет воробей,                                                                                               Кличет маленьких детей:

Воробей:- Киньте крошек воробью –                                                                                                                       Я вам песенку спою, Чик-чирик!                                                                                                        Киньте просо и ячмень –                                                                                                                       Буду петь вам целый день.Чик-чирик!

                     Комплекс утренней гимнастики «Воробушки»

 Загадка: Чик-чирик,                                                                                                                                                 К зернышкам прыг!                                                                                                                                   Клюй, не робей! Кто это?                                                                                                                                                   Дети. Воробей.                                                                                                                                 Воспитатель. Сегодня мы с вами воробьи-воробышки — маленькие добрые птички.          Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд).                                                                                         Ходьба на носочках (10 секунд).                                                                                                 Медленный бег (15 секунд).                                                                                                           Быстрый бег (15 секунд).                                                                                                               Ходьба друг за другом (10 секунд).                                                                                                             Построение в круг.

Дыхательное упражнение «Ах!».                                                                                                          Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.

 Упражнение «Воробышки машут крыльями».                                                                                                      Исходная пози ция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки развести в стороны, помахать всей рукой и кистью руки. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».

Упражнение «Спрятались воробышки».

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опус тить голову, обхватить голову руками. Вернуться в исходную по зицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Воробышки дышат».

Исходная позиция: стоя, но ги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальца ми по крыльям носа. Повторить 3 раза. Темп медленный. Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».

Упражнение «Воробышки греются на солнышке».

Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой. По вернуться на живот. Вернуться в исходную позицию. Повто рить 5 раз. Темп быстрый.

Упражнение «Воробышки радуются».

Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8—10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза. Указание детям: «Прыгайте легко, высоко».

Заключительная часть.                                                                                           Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 секунд).                                                               Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки».                                                                                          Вдох—на 1, 2 счета. Выдох—на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).

                  Гимнастика пробуждения «Птицы»

Потягивание.                                                                                                      «Клювики». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо-влево.                                                                                                                «Крылья». И.п. – то же. Махи прямыми руками в стороны, вниз.                                        «Спрятались от кошки». И.п. – то же. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться.                                                           «Птичка с хвостиком». И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.

                             

                         Подвижные игры.

Птичка и кошка
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила: Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

Воробушки и автомобиль

Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.

По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

                       

                             Рассказы про птиц

Чем дятел зимой кормится

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина

Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.

Воробьишко

Автор:М. Горький

У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.

Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него?                                                                                                                — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал:                                                                                                              — Чересчур черна, чересчур!                                                                                                          Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался:                                              — Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его:                                                                             — Чив, чив! А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!" И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.                   — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!                           — Чем, чем? — спрашивал Пудик.                                                                              — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.                                                                                                      Так всё и шло, а крылья расти не торопились.                                                              Подул однажды ветер — Пудик спрашивает:                                                                          — Что, что?                                                                                                                   — Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.                                                                                                                               Это не понравилось Пудику, он и сказал:                                                                                   — А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет…                     Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.                                                                                          Идет мимо бани мужик, машет руками.                                                                     — Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!                                                                                                                          — Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.                                    — Почему?                                                                                                                  — У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?       — Зачем?                                                                                                           — Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек… — Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.                                                                                                            Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.                                                                                           Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:                                                                                                                                            — Честь имею, имею честь…                                                                                                            А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.                                                                               — Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети… Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:                                                                                                              — Что, что?                                                                                                                          — Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!                                                                А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает:                                                                           — Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы…                                                И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…

Зимние долги

Автор: Николай Сладков

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:                                                                    — Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?                                                         — Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!                        — А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!                                         — Во напугала!                                                                                                                    — И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?                                                             — Клевал.                                                                                                                                — А зёрна у скотного двора подбирал?                                                                                   — Подбирал.                                                                                                                       — А в птичьей столовой у школы обедал?                                                                                  — Спасибо ребятам, подкармливали.                                                                                             — То-то! — надрывается Ворона. — А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?                                                                                             — А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была...                                                     — Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.                                                                — Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?                                                                                                                     — Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.                                                    — Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.                                                                                                                  Но Ворона не унимается:                                                                                                         — А ты слетай да проверь!                                                                                    Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.                                                                                                                           — Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!                                                                                                              — Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.                                                                                      Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился.                                                                                                            — По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?                                                — Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?                                                                                                    — Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже...                             — Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал...                                                Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:                                                                          — Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами               кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!             Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.

Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Январь.

Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, - синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, кое-как и переспит ночку.                                                                                                      Но раз - среди зимы - посчастливилось ей найти свободное воробьиное гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина мягкого пуха.                                                                                                               И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и покое.                                                                                                                      Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет., выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму, заглянула в Синичка испугалась окно.                                                                                          Там в комнате стояла большая - под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети.                               Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь она родилась только прошлым летом и многого еще на свете не знала.                           Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в окне погас свет.                                                                                                              А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:                                                                                                                  - Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?                                                                                    - Как? - удивились воробьи. - Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются - и люди и мы.                                               - Как это - Новый год? - не поняла синичка.                                                                 - Ах ты, желторотая! - зачирикали воробьи. - Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.                                                                                             - А что это "январь", "календарь"?                                                                                     - Фу, какая ты еще маленькая! - возмутились воробьми. - Календарь это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь - его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года - декабрь. Запомнила?                                                       - Не-ет, - сказала синичка. - Где же сразу столько запомнить! "Носик", "десять пальцев" и "хвостик" запомнила. А называются они все уж больно мудрено.                                                                                                                         - Слушай меня, - сказал тогда Старый Воробей. - Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне. Я тут живу, на этом доме под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди и запомнишь.                                                                                              - Вот спасибо! - обрадовалась Зинька. - Непременно буду прилетать к тебе каждый месяц. До свиданья!                                                                                        И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась и рассказала Старому Воробью все, что приметила.И Старый Воробей сказал ей:                                                                                                                    - Ну вот, запомни: январь - первый месяц года - начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает. небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: "Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!"

Февраль.

Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода."Вот и весна начинается" - решила Зинька. Образовалась и запела звонко:                                                                  - Зинь-зинь-тан! Зинь-зинь-тан! Скинь кафтан!                                                               - Рано, пташечка, запела, - сказал ей Старый Воробей. - Смотри еще, сколько морозу будет. Еще наплачемся.                                                                                                - Ну да! - не поверила синичка. - Полечу-ка нынче в лес, узнаю, какие там новости.И полетела.                                                                                                         В лесу ей очень понравилось: такое множество деревьев! Ничего, что все ветки залеплены снегом, а на широких лапах елок навалены целые сугробики. Это даже очень красиво. А прыгнешь на ветку - снег так и сыплется и сверкает разноцветными искрами.                                                                  Зинька прыгала по веткам, стряхивала с них снег и осматривала кору. Глазок у нее острый, бойкий - ни одной трещинки не пропустит. Зинька тюк острым носиком в трещинку, раздолбит дырочку пошире - и тащит из-под коры какого-нибудь насекомыша-букарашку.                                                                Много насекомышей набивается на зиму под кору - от холода. Зинька вытащит и съест. Так кормится. А сама примечает, что кругом.                                 Смотрит: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся взъерошилась.   - Ты чего? - Зинька спрашивает.                                                                                        - Фу, напугалась! - говорит лесная мышь.                                                            Отдышалась и рассказываает:                                                                                                                               - Бегала я в куче хвороста под снегом, да вдруг и провалилась в глубокую яму. А это, оказывается, медведицына берлога. Лежит в ней медведица, и два махоньких новорожденных медвежонка у нее. Хорошо, что они крепко спали, меня не заметили.                                                                                   Полетела Зинька дальше в лес; дятла встретила, красношапочника. Подружилась с ним. Он своим крепким граненым носом большие куски коры ломает, жирных личинок достает. Синичке после него тоже кое-что перепадает.                                                                                                              Летает Зинька за дятлом, веселым колокольчиком звенит по лесу:                                              - Каждый день все светлей, все веселей, все веселей!                                           Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу поземка, загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег посыпал, завился, началась пурга. Зинька присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и леденит под ними тельце.                                                                    Хорошо, что дятел пустил ее в свое запасное дупло, а то пропала бы синичка.   День и ночь бушевала пурга, а когда улеглась, и Зинька выглянула из дупла, она не узнала леса, так он весь был залеплен снегом. Голодные волки промелькнули между деревьями, увязая по брюхо в рыхлом снегу. Внизу под деревьями валялись обломанные ветром сучья, черные, с содранной корой.     Зинька слетела на один из них - поискать под корой насекомышей.                                               Вдруг из-под снега - зверь! Выпрыгнул и сел. Сам весь белый, уши с черными точками держит торчком. Сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил.                                                                                                                      У Зиньки от страха и крылышки отнялись.                                                                      - Ты кто? - пискнула.                                                                                                                    - Я беляк. Заяц я. А ты кто?                                                                                         - Ах, заяц! - обрадовалась Зинька. - Тогда я тебя не боюсь. Я синичка.                        Она хоть раньше зайцев в глаза не видала, но слышала, что они птиц не едят и сами всех боятся.                                                                                                     - Ты тут и живешь, на земле? - спросила Зинька.                                                   - Тут и живу.                                                                                                                - Да ведь тебя тут совсем занесет снегом!                                                               - А я и рад. Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня и не нашли.                                                              Подружилась Зинька и с зайцем.                                                                           Так и прожила в лесу целый месяц, и все было: то снег, то пурга, а то и солнышко выглянет, - денек простоит погожий, но все равно холодно.         Прилетела к Старому Воробью, рассказала ему все, что приметила, он и говорит:                                                                                                                                                                   - Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие. А теперь лети в поле.

Снегирушка-милушка

 Автор: В. Бианки

 Жил у нас с бабушкой летом снегирушкы. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон, – он сейчас насвистывать.                                                                                                 Мы ему всё больше ставили старинную песенку про охотника и зайку. Он и выучил её. Целыми днями, бывало, свистит себе из своей большой проволочной клетки:                                                                                                   Шёл охотничек лесочком.                                                                                           Вот идёт, идёт, глядит, а под кустичком-кусточком заинька сидит…                   Так славно насвистывал, – все удивлялись.                                                                                           А потом – осенью – заболел. Заболел наш снегирушка – и смолк. Сидит – хохлится, зёрна не клюёт и молчит.                                                                    Перышки у него стали падать. Это он линял. Долго линял – хохлился. А когда перелинял и выздоровел, – опять повеселел.                                        Повеселеть-то повеселел снегирушка, а песенку нашу любимую забыл. Насвистывает что-то своё, птичье, а про зайку – никак. Хотя мы ему по-прежнему патефон заводили.                                                                           Заведём, – он слушает, слушает… Смирно сидит, будто что-то вспомнить силится, – и не может.                                                                                                 К зиме мы кота взяли у соседей, большого, серого: очень нас мыши одолели. Тут уж снегирушка и совсем замолк.                                                                       Раз солнечным весенним утром мы опять поставили эту пластинку:                 – Ну-тка, борзая, хватай-ка! – Тут охотничек сказале                           Снегирушка ни гу-гу.                                                                                                           Я и говорю бабушке:                                                                                                  – Я не знал, что птичкам так тяжело линять. Наш сне-гирушка совсем слух потерял, как маленькая Маша после кори.                                                      Бабушка говорит:  – Может быть, это он кота боится. Надо кота унести.              А снегирушка из клетки вдруг как засвистит:                                                                                             – Я не ваш! – ответил зайка, – Я не ваш! – ответил зайка. Прыг – и ускакал!       Мы так и ахнули: вспомнил ведь песенку, милушка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового мероприятия Волшебница Зима для разновозрастной группы

Закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой. - Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. ...

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Проект "Птицы нашего края" для детей старшей группы

Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное д...

Проект «Подкормите птиц зимой» в разновозрастной группе

Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их  поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц....

Конспект занятий «В гости к матушке Зиме» в разновозрастной группе для детей 3-5 лет.

Цель: Закреплять представления детей о зимних явлениях в природе. Формировать у детей любовь и интерес к окружающему миру, через творческую и познавательную деятельность. Задачи: Образовательные: ...

Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа

Проект «Покормите птиц зимой»  старшая разновозрастная  группа...

НОД "Зима. Признаки зимы" в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Технологическая карта занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи в в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...