НОД "Зима. Признаки зимы" в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Иванова Ирина Павловна

Технологическая карта занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи в в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: "Зима. Признаки зимы".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zima._priznaki_zimy.docx35.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 

«Зима. Признаки зимы»

Дата проведения: 30 ноября 2021 года

ФИО педагогов: Иванова И.П.

Возрастная группа: Разновозрастная

Форма организации: Групповая

Количество воспитанников: 10 человек

Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи II-III уровней

Приоритетные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие

Используемые технологии: игровые технологии, коррекционно-развивающие технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Используемые методы и приёмы обучения и воспитания:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

-словесные: беседа, обсуждение;

-наглядные: демонстрация, иллюстрация;

-практические: упражнения, дидактические игры;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством взрослого.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: организация, поощрение.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Тема: «Зима. Признаки зимы»

Цель: Уточнение, закрепление и расширение представлений о зиме и её приметах.

Образовательные:

1) Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима. Признаки зимы».

2) Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картины.

3) Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов от слова «снег»).

4) Совершенствовать лексический состав языка (употребление антонимов)

5) Совершенствовать навык слогового деления слов.

Коррекционно-развивающие:

1) Развивать диалогическую и связную речь

2) Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями, творческое воображение, работать над темпом, ритмом и интонационной выразительностью речи.

3) Развивать силу голоса.

4) Развивать речевой слух, слуховое внимание, зрительное восприятие и внимание, словесно-логическое мышление.

Воспитательные:

1) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

3) Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, усидчивости, активности, самостоятельности, ответственности.

Словарная работа: 

Существительные: зима, снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок, снегопад, метель, вьюга, буран, гололёд, ворона, сорока, голубь, воробей, снегирь, синица.    

Прилагательные: зимний, холодный, белый, пушистый, снежный, морозный, сильный.

Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать.

     Оборудование и материал для занятия: предметные картинки по теме «Зима. Признаки зимы», наглядно-дидактическое пособие З.Е.Агранович «Зима» и «Осень», сюжетная картина «Вьюга», карточка с изображением частей снеговика, конверты с плоскостными частями снеговика по числу детей, тетради, цветные карандаши, мяч, фишки и наклейки для активизации детей.

Предварительная работа: Наблюдение за зимними изменениями в природе во время прогулке в детском саду и дома с родителями. Разучивание упражнения «Снеговик».

Планируемые результаты:

-уточняют, активизируют и актуализируют словарь по теме «Зима. Признаки зимы;

-делят на слоги однокоренные слова, образованные от слова «снег»;

-учатся отгадывать  и толковать загадки по теме «Зима. Признаки зимы», объяснять, какие слова помогли отгадать загадки, развивают связную речь;

-совершенствуют навык употребления антонимов;

-учатся рассматривать сюжетную картину, придумывать для неё название;

-развивают диалогическую речь;

-развивают силу голоса, учатся вовремя делать вдох, а голосоподачу – мягкой;

-контролируют у себя внятность и выразительность речи;

-тренируют речемыслительную деятельность;

-развивают тонкую и общую моторику;

-пластически двигаются, совершенствуют координацию дела, развивают в себе чувство уверенности;

-развивают зрительное восприятие и внимание;

-развивают речевой слух, слуховое внимание;

-учатся концентрировать внимание;

-развивают воображение;

-воспитывают эстетическое восприятие;

-воспитывают аккуратность, усидчивость, активность, самостоятельность, умение доводить начатую работу до конца;

-умеют работать в коллективе в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества;

-могут сформулировать тему занятия, припоминают и рассказывают о выполненных заданиях и содержании изученного материала;

-сознают себя как участника познавательного, творческого процесса.

Этапы деятельности,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результат

Психологический настрой.

Организационный момент.

1 минута

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатийное принятие, эмоциональная поддержка ребёнка.

Организация направленного внимания.

-Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Они хотят познакомиться с вами, посмотреть, чему вы научились, как умеете себя вести. Поздоровайтесь с гостями и расскажите короткое стихотворение:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим. 

Дети стоят полукругом, приветствуют.

Зрительный контакт.

Психологическая готовность к занятию.

Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сообщение темы занятия.

Совершенствование навыка слогового деления слов.

5 минуты

Формирование представлений

о предстоящей деятельности,

её задачах.

-У вас на стульчиках лежат картинки. Сядет тот, кто правильно назовёт свою картинку и посчитает в слове количество слогов.

Слова для деления слов на слоги: снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок, подснежники, снежная (баба), заснеженный (парк), снегопад, снегирь, снегоуборочная (машина).

-Молодцы! Вы правильно назвали картинки и разделили их названия на слоги. Подумайте, от какого слова образованы эти слова? (От слова «снег»)

-Как вы думаете, почему сегодняшнее занятие началось с разговора о снеге? (Завтра наступит зима)

-Сегодня мы поговорим о зиме и её признаках, поиграем в мяч, поработаем в тетрадях.

Осознают, принимают поставленную задачу.

Делят на слоги однокоренные слова, образованные

от слова «снег».

Придание значимости предстоящей деятельности.

Рассматривание предметных картинок по теме

«Зима. Признаки зимы»

Внутренняя мотивация к предстоящей деятельности.

Делят на слоги

однокоренные слова, образованные от слова «снег».

Уточнение, закрепление и расширение знаний,

15 минут

Динамическая пауза,

3 минуты

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Уточнение, расширение и активизация словаря.

Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

Уточнение и расширение знаний, представлений.

Уточнение, расширение словаря.

Профилактика нарушений письменной речи.

-Посмотрите внимательно на эту яркую и красивую картину. Художник старался, но к сожалению, допустил несколько ошибок. Давайте постараемся и поможем художнику исправить все ошибки.

-Вы были внимательными и справились с этим заданием. Придумайте название для этой картины (варианты детей). А теперь расскажите, что нарисовано на картине.

-Расскажите о земле? Как она выглядит? (На земле лежит снег) Где ещё лежит снег? (Снег лежит на крышах домов, на деревьях) Расскажите о снеге. Какой он? (Снег белый, пушистый, холодный, блестящий…)

Каких птиц мы видим на картине? Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Мы видим снегиря и синицу. Это зимующие птицы.) Как вы думаете, от какого слова образовано от слова «зимующие»? (От слова «зима») Каких ещё зимующих птиц вы знаете?

-Что делают дети зимой на улице? (Они гуляют, катаются на санках, лыжах и коньках, лепят снеговика) 

-Как одеты дети? Почему? (Они одеты тепло. На улице холодно, мороз)

-Молодцы! Это было очень трудное задание. О зимующих птицах и жизни диких животных зимой мы поговорим на других занятиях.

На доске карточка с изображением частей снеговика.

-Как вы думаете, что получится, если правильно собрать все эти части? (Снеговик)

-Почему вы так думаете?

-Возьмите конверты с частями и попробуйте сделать каждый своего снеговика. А (имя ребёнка) сделает снеговика на доске.

-Молодцы! Давайте отдохнём и слепим снеговика.

Давай, дружок,

Смелей дружок,

Кати по снегу

Свой снежок.

(Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком.)

Он превратится

В толстый ком,

(«Рисуют» руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трёх комков.)

Его улыбка

Так светла!

(Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа,

Нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу.)

Но солнце

Припечёт слегка –

(Медленно приседают.)

Увы! –

И нет снеговика.

(Разводят руками, пожимают плечами).

                      В.Егоров

-У нас с вами получились одинаковые снеговики? (Нет. Один снеговик большой, а остальные – маленькие.)

-Я буду говорить о части большого снеговика, какая она, а вы будете подбирать слово-«наоборот» про такую же часть маленького снеговика. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч. Длинный нос. (Короткий нос.)

-Широкий шарф. (Узкий шарф.)

-Большое ведро. (Маленькое ведро.)

-Высокий снеговик. (Низкий снеговик.)

На доске сюжетная картина с изображением вьюжного зимнего дня.

-Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга? (Метель, буран, сильный ветер со снегом.)

-Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Следить, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

-Найдите в тетради страницу по теме «Зима». Что нарисовано на странице? (Лыжи, снеговик, санки)

-Послушайте загадку об одном из этих предметов.

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

-Что это? (Это лыжи) Объясните, почему вы так решили?

-Обведите лыжи по контуру и любым цветным карандашом раскрасьте их.

За хорошую работу дети получают наклейки.

Рассматривают сюжетную картину, убираю «лишние» элементы сюжетной картины,

объясняют, почему они так сделали, рассказывают, что изображено на сюжетной картине, придумывают название.

Рассматривают карточку с изображением частей снеговика, собирают изображения снеговиков.

Выполняют динамическое упражнение, стоя в круге, на ковре.

Совершенствуют навык употребления антонимов.

Поют звук [у], то тихо, то громко в зависимости от того, опущена или поднята рука у логопеда.

Отгадывают загадку

о лыжах, объясняют, какие слова помогли отгадать загадку.

Находят изображение лыж, обводят их по контуру и раскрашивают любым цветным карандашом.

Игра 

«Ошибки художника»

Рассматривание сюжетной картины, беседа.

Упражнение

«Узнай по частям».

Динамическое упражнение «Снеговик».

Игра с мячом

 «Скажи наоборот».

Игра «Вьюга».

Работа в тетрадях

Уточняют, закрепляют и расширяют представления о зиме и её приметах.

Уточняют, расширяют и активизируют словарь по теме «Зима. Признаки зимы».

Развивают зрительное восприятие и внимание. Совершенствуют диалогическую и связную речь.

Развивают зрительное восприятие и внимание.

Снимают напряжение, получают эмоциональную и физическую разрядку.

Пластически двигаются, совершенствуют координацию речи с движениями тела, развивают в себе чувство уверенности.

Учатся концентрировать внимание.

Развивают воображение.

Развивают лексический

состав языка.

Расширяют и уточняют словарь по теме «Зима. Признаки зимы». Развивают силу голоса.

Учатся вовремя делать вдох, а голосоподачу – мягкой.

Развивают тонкую моторику.

Развивают

речевой слух, слуховое внимание,

словесно-логическое мышление,

связную речь.

 Заключительный рефлексивно-оценочный этап,

2 минуты

Подведение итогов, обобщение полученных знаний.

Формирование элементарных навыков самооценки.

-Вспомните, о каком времени года мы говорили сегодня на занятии? В какие игры вы играли? Какие задания выполняли? Что вам понравилось делать?

-Оцените работу друг друга. Кто сегодня был внимательным и чётко и красиво говорил? Кому нужно быть внимательнее?

Высказываются о заданиях и содержании занятия,

о информации, полученной на занятии.

Оценивают работу друг друга.

Беседа.

Обсуждение.

Оценка своей работы и других участников.

Формулируют

тему занятия, припоминают и рассказывают о выполненных заданиях

и содержании изученного материала.

Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.

Давай, дружок,

Смелей дружок,

Кати по снегу

Свой снежок.

(Идут по кругу, изображая, будто

катят перед собой снежный ком.)

Он превратится

В толстый ком,

(«Рисуют» руками большой круг.)

И станет ком снеговиком.

(«Рисуют» снеговика из трёх комков.)

Его улыбка

Так светла!

(Широко улыбаются.)

Два глаза, шляпа,

Нос, метла.

(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой,

дотрагиваются до носа, встают прямо,

как бы держат воображаемую метлу.)

Но солнце

Припечёт слегка –

(Медленно приседают.)

Увы! –

И нет снеговика.

(Разводят руками, пожимают плечами).

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

                                         (Лыжи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) по сенсорному развитию.Тема: «Ёжик»

Занятие  на закрепление основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) при помощи заготовок ежей из картона и прищепок четырех основных цветов....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Зима. Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой» Конспект организованной образовательной ...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ № 11 «ПЧЁЛКИ» (4-7 ЛЕТ) НА 2022–2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Перспективный план по конструированию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Презентация к проекту по теме «ЗДОРОВЫМ БЫТЬ-ЗДОРОВО!» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи.

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои си...