конспект открытого занятия воспитателя Смирновой Ю.Б. "Что за прелесть эти сказки..."
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) на тему

Сахарова Ольга Владимировна

Программное  содержание:

  • Закрепить  знания воспитанников о творчестве А.С. Пушкина.
  • Выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта.
  •  Формировать умение выразительно читать наизусть отрывки из сказок, развивать артистические способности,
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              “ Что за прелесть, эти сказки! “                                                                                     

Программное  содержание: 
Закрепить  знания воспитанников о творчестве А.С. Пушкина. Выявить, насколько дети знакомы со сказками великого русского поэта. Формировать умение выразительно читать наизусть отрывки из сказок, развивать артистические способности, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Воспитывать любовь к русской поэзии.

 Оформление:                                                                                                                                          Зал оформлен рисунками детей по сказкам А.С.Пушкина.                                                                   На одной стороне зала сидят дети в костюмах сказочных героев                              А.С. Пушкина, напротив – дети в роли зрителей.

Ход:                                                                                                                             Ведущая:
                                                                                                                                       Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.

Ведущая: Ребята, ведь вы любите  слушать сказки? (Ответы).                                 Сегодня вы встретитесь с героями сказок А.С. Пушкина.                                           Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!

Выходит Царица с зеркальцем. ( муз. сопровождение)
Царица (надменно): Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.)

Ведущая: А из какой сказки эта царица? ("Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".) А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане".) А простое ли у царицы зеркальце? (Ответы ребят.) С какими словами царица к нему обращалась? ("Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее" и т.д.) Что ответило зеркальце в конце сказки? ("Ты прекрасна, спору нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее".)
Царица садится.
Ведущая: Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!

Выходит Старик с рыболовной сетью. ( муз. сопровождение)
Старик (ласково, с небольшим поклоном):                                                             Здравствуйте, милостивые государи.  Знаком ли я вам?                                                    Как называется моя сказка? (Ответы ребят.)                                                           Старик : а сильны ли вы в арифметике?                                                                   Сколько лет я рыбачил? ("Ровно тридцать лет и три года".)                                                 Сколько раз закидывал я в море невод? ( 3 раза).                                                                           С чем пришёл невод в первый раз? ( с тиной).                                                                          А с чем пришёл невод во второй раз? ( с травой морской).                                                       С чем пришёл невод в третий раз? ( с золотой рыбкой).
Старик садится рядом с Царицей.

Ведущая: Молодцы, и эту сказку знаете. Так задам же вопрос потруднее. Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка - "Сказка о рыбаке и рыбке", тридцать три богатыря - "Сказка о царе Салтане...", черти - "Сказка о попе и о работнике его Балде").                                                                    А кто живёт на воде? ( царевна – Лебедь). Правильно.                                                       Раз отгадали, встречайте нового гостя.

Выходит царевна – Лебедь:  (“ Царевна-Лебедь”  Н.А. Римский-Корсаков)
Здравствуйте, ребята, назовите сказку, из которой я к вам пришла. ( Сказка о царе Салтане).    

Ведущая:   ребята, А.С. Пушкин написал о царевне – Лебеди прекрасные строки. Наша  царевна – Лебедь начнёт читать, а вы продолжайте ( можно хором)                                                            

За морем царевна есть,                                                                                                                         Что не можно глаз отвесть;                                                                                                       Днём свет божий (затмевает, )                                                                                                         Ночью землю (освещает; )                                                                                                         Месяц под косой (блестит,)                                                                                                  А во лбу звезда (горит; )                                                                                                                      А сама-то величава,                                                                                                                     Выступает, будто (пава; )                                                                                                        А как речь-то говорит,                                                                                                                      Словно реченька (журчит.)                                                                                                       Царевна-Лебедь садится рядом со стариком.

Ведущая: теперь встречайте следующего персонажа.

Выходит Звездочёт  ( Тема Звездочёта из оперы  “ Золотой петушок “                     Н.А. Римского –Корсакова ).                                                                           Звездочет: Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы детей.)

 Ведущая:  а как звали царя в этой сказке? ( царь Дадон)   Выходит Дадон.                                         Ведущая: Вот мудрец перед Дадоном                                                                                            Стал и вынул из мешка                                                                                       Золотого Петушка.                                                                                                     Звездочёт: “ Посади ты эту птицу, -                                                                                          Молвил он царю, - на спицу;                                                                                                               Петушок мой золотой                                                                                                                Будет верный сторож твой:                                                                                                          Коль кругом всё будет мирно,                                                                                          Так сидеть он будет смирно;                                                                                                      Но лишь чуть со стороны                                                                                                             Ожидать тебе войны,                                                                                                                 Иль набега силы бранной,                                                                                                        Иль другой беды незваной,                                                                                                 Вмиг тогда мой  Петушок                                                                                                                                   Приподымет  гребешок ,                                                                                                       Закричит и встрепенётся,                                                                                                        И в то место обернётся ”.      

Ведущая:  ребята, а что попросил Звездочёт у  царя Дадона  взамен на Петушка?  ( Шемаханскую царицу). Молодцы, знаете.

Выходит Шемаханская царица:   ( Тема Царицы из оперы  “ Золотой петушок “ Н.А. Римского –Корсакова ).                                                                

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А скажите, выполнил ли своё обещание царь Дадон? ( Нет).

 А какими словами заканчивается эта сказка? ("Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок".)  Шемаханская царица садится.

Старуха:                                                                                                            Дурачина ты, простофиля!
Мудрец-звездочет (обиженно): Это обо мне? Да я умнее всех в сказках!
Старик: а это кто идёт?
Выходит старуха с корытом. ( муз. сопровождение)                                                 Ведущая: кто это? ( ответы)
Старуха: да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? ("Жил старик со своею старухой у самого синего моря".                                                                         А как сказка заканчивается? ("На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто".)                                                                                                                         Верно, ребята. Нескромно себя вела старуха, теперь так и ходит с корытом.
Старуха садится.
                   
Игра “ Музыкальные загадки “

Ведущая: Ребята, вспомните, когда Учёный Кот ходил по цепи направо, что он делал? ( идёт направо – песню заводит). Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Вы уже знакомы с некоторыми  музыкальными фрагментами. Если правильно угадаете, то из этой коробки появится персонаж. Помогать мне  будет Волшебник – Звездочёт. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.
Звучит фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" -
тема "Белка". 
Ведущая: Молодцы, правильно угадали. (Звездочёт достает из приготовленной коробки игрушечную белку.) А кто композитор этой оперы? ( Николай Андреевич Римский-Корсаков.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:  ( двое детей читают наизусть отрывок).
                                                                                                                                             Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;
Слуги Белку стерегут…                                                                                              

Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть:                                                                                                      Князю прибыль - белке честь.

Звучит фрагмент той же оперы "Полет шмеля".
Ведущая: Молодцы, верно угадали. (Звездочёт достает из коробки шмеля.)
Ребята, кто прочтёт отрывок из сказки о царе Салтане про Шмеля?

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.

Звучит фонограмма “ Золотой Петушок ” из оперы "Золотой петушок" Н.А. Римского-Корсакова.                                                                                       Дети отгадывают. Звездочёт достаёт Золотого петушка из коробки.

Ведущая: ребята, как Петушок охранял царя Дадона?

Петушок с высокой спицы                                                                                                     Стал стеречь его границы.                                                                                          Чуть опасность где видна,                                                                                                   Верный сторож, как со сна                                                                                                   Шевельнётся, встрепенётся,                                                                                           К той сторонке обернётся,                                                                                                    И кричит: “ Кири-ку-ку,                                                                                                         Царствуй, лёжа на боку! “                                                                                        Ведущая: какие умные ребята, всё отгадали. Теперь вам предстоит ответить на вопросы викторины.

                       Викторина "Из одной ли мы сказки?"
Царь Дадон и Шемаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
Старик  и злая мачеха? (Нет)
Поп  и золотая рыбка? (Нет)
                             
Загадки "Чьи вещи?"
Сейчас мы поиграем в игру “ Чьи это вещи? “                                                                                А помогать мне будет кто-нибудь из зрителей. Ребёнок ( зритель) достаёт из коробки один предмет, остальные отгадывают.                                                             Нужно отгадать, какому сказочному персонажу принадлежит этот предмет.

Разбитое корыто? (Старуха)
Невод? (Старик)
Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)
Золотой петушок? (Кому принадлежал Петушок? Царю Дадону)
Комар ( Кто превращался в комара? царь Салтан)                                                                                                                      Яблоко ( старуха – колдунья)                                                                                                              Мешок ( Звездочёт и Балда)        

Ребята, вы все сегодня были активными, зрители хорошо отвечали на вопросы, а артисты хорошо эти вопросы задавали. Поэтому, всем присуждается медаль  ” Знатоку сказок А.С. Пушкина “.                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе «Любимые сказки».

Цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность. Воспитывать умение...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки».

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка и формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи:Обучающие:·          Учить детей по...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «В гостях у сказки»

Задачи данного занятия состоят в том, чтобы закрепить счет предметов в пределах 5, упражнять в увеличении и уменьшении чисел на единицу, развивать мышление при решении математических задачь....

Конспект открытого занятия по художественной литературе в подготовительной группе "Путешествие по сказкам"

Открытый просмотр организованно - образовательной деятельности педагогадля педагогов дошкольного образованияКонспект открытого занятия для детейподготовительной группы"Путешествие по сказкам"...