Устное народное творчество
статья по развитию речи по теме

Сообщение на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произведения  устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь ребенка.  

     Знакомство с народным творчеством начиналось для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым , нежным голосом начинала припевать , покачивая ее:

                    Баю-бай, баю-бай,

                     Ты , собачка, на лай.

                        Белолоба, не скули,

                             Мою дочку не буди.

    Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, я показывала , как громко лает собачка Белолоба( используя мягкую игрушку) и Может разбудить Катю. Дети дружно просили ее: «Ты, собачка, не лай, Белолоба, не скули.» После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную жизнь.  

     Народные песенки, потешки, пестушки так же представляют  собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей.  

     Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку , я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том , какое это красивое , гордое животное.

            Ходит конь по бережку,

               Вороной по зеленому.

                   Он головушкой потряхивает,

                       Золотой уздой побрякивает.

                  Все колечушки-то бряк-бряк.бряк-бряу!

                  Золотые они – звяк-звяк-звяк!

Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с такими потешками:

                    Водичка, водичка ,

                       Умой мое личико,

                            Чтобы глазки блестели,

                                Чтобы щечки краснели,

                                    Чтоб смеялся роток,

                                        Чтоб кусался зубок.

      -------------------------------------------------------------------------

                          Чешу, чешу волосыньки,

                             Расчесываю косыньки,

                               Расти ,коса, до пояса,

                                 Не вырони ни волоса!

                                    Расти, коса, не  путайся…

                                       Дочка маму слушайся!

   Приятно было наблюдать как дети использовали и используют потешки во время игры в « дочки- матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

    Дети взрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самиа обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить , как лисичка, как заяц, медведь , курочка , ежик и т.д , в зависимости от того , о ком потешка:

               Тень-тень,потетень,

                Выше города плетень.

                Сели звери под плетень ,

                Похвалялися весь день.

                Похвалялося лиса:

                - Всему лесу я краса!

                     -4-

     

             Похвалялся зайка:

            - Поди догоняйка!

             Похвалялся медведь:

             - Могу песни я петь!

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом относились они к нашему маленькому театру. Театр доставляет ребенку много радости и удовольствия. Положительные эмоции стимулируют активное внимание , пробуждают любовь к родному языку.  

      И вскоре в нашем театре появились свои актеры. Например, никто не мог лучше Лизы Поколевой сыграть роль лисы , из Ани получился прекрасный цыпленок , а из Димы Устинова – медведь. Но главное, мы добились того , что любой ребенок мог заменить другого  и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне.

       Пословицы и поговорки – основной вид в устной поэзии. Через особую


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...