«Наши пальчики помогают рассказывать сказку» (В гостях у сказки «Колобок»)
план-конспект занятия (развитие речи, младшая группа) по теме

Михина Татьяна Михайловна

 

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлении с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонением в развитии»

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлении с окружающим

Тема:

«Наши пальчики помогают рассказывать сказку»

 (В гостях у сказки «Колобок»)

Группа № 1

(I год обучения)

Учитель-дефектолог: Михина Татьяна Михайловна

Цели занятия:

Воспитательные – формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать взрослого; воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать.

Обучающие – обогащать словарь ребенка за счет имен существительных (лиса, заяц, волк, медведь), местоимений (он, она), служебных частей речи (да, нет);  расширять активный словарь ребенка за счет имен прилагательных.

Развивающие – развивать зрительное и слуховое внимание – умение рассматривать иллюстрации, узнавать контурное изображение героев сказки; умение вслушиваться в речь взрослого; развивать культуру чувств у детей, развивать общую и мелкую моторику координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию в процессе игры.

Коррекционные - создавать условия для пробуждения речевой активности детей, поддерживать стремление к общению, обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуации общения; увеличивать объём внимания и памяти.

Предварительная работа: знакомство детей с русской народной сказкой «Колобок», разучивание упражнений из комплекса пальчиковой гимнастики, развитие тактильных ощущений с помощью дидактической игры «Сенсорная тропа».

Оснащение: предметные картинки к  сказке, контурные изображения персонажей, игрушка «Колобок», «Жук», дидактическая игра «Сенсорная тропа», видеозапись «Театр пальчиков», пальчиковый «сухой» бассейн; борода, шапка, платок для инсценировки.

План занятия:

I. Организационный момент.

   Минута вхождения в день

II. Совместное припоминание сказки:

1). Развитие зрительного внимания

2). Развитие грамматической стороны речи

3). Появление главного персонажа сказки

4). Упражнение с пальчиковым «сухим» бассейном

5). Игра «Сенсорная тропа»

6). Минутка отдыха. Пальчиковая игра «Жучок»

7). Просмотр видеозаписи «Театр пальчиков»

8). Песня Колобка, рассказанная пальчиками

III. Заключительная часть.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Минута вхождения в день.

/Выбор темы для начала дня обусловлен общим настроением группы, погодой/.

- Дети, настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Давайте назовем свои имена ласково. /Ванечка, Владик, Темочка, Илюшенька и т.д./

- Ребята, посмотрите на свои руки. У мальчиков они сильные и крепкие, у девочек нежные и ласковые. Мы любим свои руки – ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол.

- Какие добрые и умные у вас руки!

- Вот ладошка правая,

 Вот ладошка левая.                                   /Дети выполняют эле-

 И скажу вам, не тая,                                    менты из комплекса

 Руки всем нужны, друзья.                          пальчиковой гимнас-

 Сильные руки не бросятся в драку.           тики/.

 Добрые руки погладят собаку.

                Умные руки умеют лепить.

 Чуткие руки умеют дружить.

- Вот сегодня ваши добрые и умные руки помогут нам вспомнить сказку, которую мы все знаем. Что это за сказка, вы мне сейчас скажите.

II.Совместное припоминание сказки:

1). Развитие зрительного внимания.

/Детям предлагается контурные изображения персонажей сказки: Деда, Бабки, Зайца, Волка, Медведя, Лисы/

 - Давайте посмотрим, какие герои есть в нашей сказке. /Если дети затрудняются выполнить задание, то необходимо предложить им цветные предметные картинки с изображением героев сказки, дать им возможность наложить их на подходящий контур/

- Молодцы, ребята, вы отгадали героев сказки.

2). Развитие грамматической стороны речи.

- А теперь я проверю, как запомнили вы имена сказочных героев.

/Предложить детям поиграть в игру «Да – нет». Предъявляются  предметные картинки с изображением героев сказки, детей просят, глядя на картинки, ответить на вопросы. Показывается картинка с изображением зайца. Спросить: «Это заяц?» (Да). Показывается картинка с лисой: «Это волк?» (Нет). Аналогично обыграть остальных героев сказки.

3). Появление главного персонажа сказки.

- Как вы думаете, какого героя сказки не хватает? (Колобка)

- Посмотрите, кто к вам пришел! Кто это? (Колобок)

- Давайте на него посмотрим, возьмем в руки. Какой он? (круглый, румяный, гладкий).

- А что такое колобок? (пирожок).

- Кто испек колобок? (баба).

А кто попросил бабу испечь колобок? (дед).

4).Упражнение с пальчиковым «сухим» бассейном.

(один ребенок надевает бороду и шапку, другой – платок)

 - Давайте, вспомним, как бабка месила тесто.

Дед: Ох, ох! Что-то нынче стал я плох.

        Захотелось колобка.

         Ты бы тесто замесила,

         Всех сегодня угостила.

Баба: Тесто я месила, масло добавляла,

          Выбилась из сил я, ой, как я устала.

( ребенок выполняет круговые движения руками в «сухом» бассейне)

- Покажите пальчиками, какой колобок получился (дети показывают пальчиковое упражнение «Шарик»)

- Ребята, Дед и Баба съели Колобка? (Нет).

 - А что  случилось? (Колобок от них ушел, укатился).

- Куда же покатился этот непослушный Колобок? (в лес)

- Давайте вспомним, с кем же первым повстречался Колобок на тропинке? А потом? (дети перечисляют сказочных героев).

-Покатился наш Колобок по лесной тропинке. А давайте вместе с колобком пройдем еще раз по дорожке.

5.) Игра «Сенсорная тропа»

/ дети должны пройти по «тропе» босиком или в тонких носочках/

- Ребята, на тропинке много кочек, мы постараемся наступить на каждую кочку и определить своими ножками, какая кочка: шершавая или гладкая, твердая или мягкая.

- Какие вы молодцы, всю тропинку прошли!

 - А вы никого не заметили на этой тропинке? (Мы видели жучка)

6). Минутка отдыха. Пальчиковая игра «Жучок»

- Этот маленький жучок

По земле гуляет   (перебираем пальцами по ступням ног)

Листик сладенький найдет

И его кусает   (щипаем ступни).

Чтоб еще листочек съесть,

Хочет он повыше влезть   (перебираем пальчиками по ногам, со ступней до коленей)

Этот маленький жучок

По траве гуляет…   (перебираем пальцами по коленям)

Этот маленький жучок

По кустам гуляет…   (перебираем пальцами по животу)

Этот маленький жучок

Выше залезает,   (перебираем пальцами по груди)

Вот он ямочку нашел,   («жучок» заползает в ямочку у шеи)

Лег и отдыхает.

Он не будет Вас кусать,   (пальчики сжимаем и разжимаем)

Хочет он чуть-чуть поспать   (опускаем голову вниз и закрываем глаза/

7). Просмотр видеозаписи «Театр пальчиков»

- Ребята, а еще Колобок приготовил вам сюрприз!

- Внимательно смотрите на экран и слушайте загадки!

/на экране с помощью пальцев демонстрируется теневая игра, которая сопровождается короткими загадками:

- Комочек пуха,                                                 Серовато, зубовато,

Длинное ухо,                                                      По полю рыщет,

Прыгает ловко,                                                   Телят, ягнят ищет. (Волк)

Любит морковку. (Заяц)

- Хитрая плутовка,                                              Кто в лесу глухом живет-

Рыжая головка,                                                    Неуклюжий, косолапый,

Хвост пушистый – краса!                                    Летом ест малину, мед

А зовут её….(Лиса)                                              А зимой сосет он лапу? (Медведь)/

- Вы отгадали все загадки, молодцы!

8). Песня Колобка, рассказанная пальчиками.

 - Ваши пальчики очень любознательные, они многому научились и теперь всё, что захотят, могут показать. Давайте вспомним песенку Колобка и попробуем показать ее с помощью маленьких артистов – ваших пальчиков!

Песенка Колобка:

Я Колобок, Колобок!

По амбару метен

(пальчиковое упражнение «Веник»),

По сусекам скребен

(поскрести пальцами рук по столу),

На сметане мешен

(выполнить движения как при замесе теста).

В печку сажен

(прямая ладонь вытянута вперед),

На окошке стужен

(подуть на ладошку).

Я от дедушки ушел

(изобразить дедушку),

Я от бабушки ушел

(изобразить бабушку),

Я от зайца ушел

(пальчиковое упражнение «Заяц»),

Я от волка ушел

(пальчиковое упражнение «Волк»),

Я от медведя ушел

(пальчиковое упражнение «Медведь»),

Я от лисы……АМ! и нет колобка

(спрятать руки за спиной).

 - Да вы настоящие артисты!

III. Заключительная часть.

- Ребята, ваши пальчики такие умелые, но они наверняка устали, давайте дадим им отдохнуть. Скажем нашим гостям: «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины по сказкам «В гостях у сказки»

Конспект  литературной  викторины по сказкам «В гостях у сказки» для старшей и подготовительной групп...

Открытое мероприятие "В гостях у сказки" по реализации проекта "Сказки"

Открытое мероприятие "В гостях у сказки" по реализации проекта "Сказки"...

Викторина по русским народным сказкам "В гостях у сказки"

Данный материал предлагается как итоговое занятие по чтению русских народных сказок в средней группе детского сада....

Проектная деятельность "Сказку за руку возьмем, сказку в гости приведем"

Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыс­лов. Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогра...

Материал из опыта работы - проект по ознакомлению детей второй младшей группы с русскими народными сказками " В гостях у сказки"

Знакомство детей с русскими народными сказками с использованием современных образовательных технологий (сказкотерапия, игровая)...

Наши пальчики помогают развивать речь

Данная работа выполнена на двух языках: русский и татарский. Презентация оснащена яркими картинками и схемами расстановки пальцев.Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику. Совершенств...

«Наши пальчики помогают рассказывать сказку»

«Наши пальчики помогают рассказывать сказку»...