Материал: (подготовительная группа) Тема: Образовательнвя область "Коммуникация" по обучению грамоте «В стране Азвукварии»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Карказова Анна Михайловна

 

Тема: "В стране Азвукварии"

Программные задачи:

 

  1. Закреплять знания о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов. Упражнять в членении предложений на слова и графическом обозначении. Дать знания о том, что предложения могут включать предлоги (маленькие слова). Учить графически, изображать предложения.
  2. Закреплять навыки звукоанализа. Совершенствовать умение графически отображать полную структуру звуковой формы слова. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук. Совершенствовать фонематические процессы (анализ, синтез).
  3. Совершенствовать грамотический строй речи: формировать навыки словообразования, словопроизношения.
  4. Развивать познавательные и психические процессы: мышление, память, внимание.
  5. Формировать  интерес к учебной деятельности.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей понятия «слово, слог, звук, гласный звук,

           согласный  звук».

Методы и приёмы: объяснение, напоминание, наглядные приёмы, вопросы,

                                    игровая  ситуация.

Предшествующая работа:

         Ознакомление с понятием «предложение, слог, звук». Работа с

           дидактическим материалом.

Оборудование: 

картинки с изображением различных предметов, наборы для звука – слогового анализа, верёвка, карточки для штриховки, синие, красные, зелёные квадраты, ключики на верёвочка по количеству детей.

Содержание

 

 Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в страну Азбукварию, где живут слова, буквы и звуки. Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить задание назовите, что нарисовано на картинке и определите первый звук в этом слове. (Воспитатель показывает картинки, дети говорят, что нарисовано и определяют первый звук).

         По мере выполнения задания дети садятся на свои места.

Воспитатель: Вот мы и попали в страну Азбукварию. В этой стране все жители изучают слова, буквы и звуки. А главный ученик – Буратино. Он то и приготовил нам интересные задания. (Воспитатель достаёт конверт).

Вы знаете, что наша речь состоит из предложений. Буратино составил несколько интересных предложений. Просим вас, их послушать и ответить на вопросы.

  1. За собакой шёл охотник. Кто шёл впереди? (собака)
  2. Петей нарисован Коля. Кто художник? (Петя)
  3. Серёжу ударил Андрей. Кто драчун? (Андрей)
  4. Дедушкой был встречен Толя. Кто приехал? (Толя)

Воспитатель: А вот другое задание. Буратино просит отгадать загадку:

Тёплая весна сейчас

Виноград созрел у нас

Конь рогатый на лугу

 Летом прыгает в снегу

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» пел соловей

 Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Дети, чего не бывает? Правильно, вы угадали небылицу.

Придумайте предложение о зиме, а самое интересное мы «запишем» с помощью полосок.

(Дети придумывают предложения, затем одно из них «записывают» на столах, а один ребёнок выполняет задание у доски).

-Сколько всего слов в этом предложении? Правильно, четыре.

-Как мы обозначаем первое слово? Правильно с большой буквы.

- Какое слово первое (второе, третье, четвёртое)?

- А теперь послушайте ещё одно предложение, которое придумал Буратино:

«Скоро выпадет снег». «Зимой очень сильный мороз» (Все дети «записывают» предложение на столах, а один у доски)

- Сколько всего слов в этом предложении?

-Какое слово первое? (второе, третье, четвёртое). Маленькое слово мы обозначаем чёрным квадратом. И не забудьте, что даже маленькие слова нужно писать отдельно. (Дети выполняют задание, по необходимости воспитатель оказывает помощь).

 

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть с вами в игру «Доскажи словечко». Я буду называть слова, но в некоторых из них не хватает звука. Вы его должны назвать. Будьте внимательны.

На солнышке грелся черноухий катёно…(к)

Охотники развели в лесу кастё…(р)

Ученик держал в руке каранда…(ш)

Малыш попросил маму купить ему красный ша…(р)

На лесную полянку выбежал зая…(ц)

По стволу стучал пёстрый дяте…(л)

    Молодцы вы были внимательны!

А теперь давайте встанем из-за парт и подойдём вот к этой верёвке. Я буду вам показывать картинки, а вы прошагаете, мне это слово, от начала верёвки считая слоги. (Дети прошагивают слова). Дети садятся на свои места.

Воспитатель: - Ребята в стране Азбукварии ученики изучают гласные и согласные звуки. Буратино мне по секрету сказал, что иногда их путает. А вы можете определить в словах гласные и согласные звуки? Сначала давайте вспомним стихотворение об этих звуках

         Гласные тянуться песенкой звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кровати баюкать ребёнка,

Но не умеют шипеть и молчать.

-Когда мы произносим гласные звуки, как проходит воздух через рот?

Правильно без препятствий, свободно.

         А согласные согласны

         Шелестеть, шипеть, свистеть,

         Но не хочется им петь.

-Как произносятся согласные? Правильно, с препятствиями.

Гласные и согласные звуки очень дружны и с их помощью можно записать любое слово. Вспомните, как мы записываем гласные звуки, (согласные)? Правильно, гласные звуки мы обозначаем красным квадратом, а согласные твердые – синим. Но у согласных звуков есть и младший братец – мягкий. Как мы его обозначаем? Правильно, зелёным квадратом. Я предлагаю с помощью квадратов разного цвета «записать» слово «дом». Какой звук первый (второй, третий). Каким значком мы его обозначаем? А теперь «запишите» слово «сок». (Дети выполняют, по необходимости воспитатель оказывает помощь).

     Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай слово»

Дети становятся в шеренгу. Воспитатель бросает им звуки слова, они как- будто их «ловят» и произносят целое слово. Например, слово С, Ы, Р, вместе получается слово «сыр» и т.д.

         И сейчас вы должны выполнить последнее задание. Буратино нам прислал ключики, их нужно заштриховать, как показано на образце.

 (Дети выполняют задание).

       В конце занятия Буратино дарит детям  подарки "золотые ключики". 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте «Страна звуков и букв»

В данном конспекте я постаралась раскрыть интересные приемы по обучению детей навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуковая культура речи. Обучение грамоте»

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»...


 

Комментарии

Карказова Анна Михайловна

Занятие поможет закрепить знания детей о том, что речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов, предложения могут включать предлоги (маленькие слова). Учит графически, изображать предложения.
Поможет совершенствовать умение графически отображать полную структуру звуковой формы слова.

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!