Образовательная деятельность по теме: «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Фролова Юлия Сергеевна



Цель: закрепить полученные знания по теме «Зимующие птицы».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zimuyushchie_pticy_okonchatelnyy_variant.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по лексической теме: «Зимующие птицы».

 (подготовительная группа).

Цель: закрепить полученные знания по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Образовательные:

-активизация словарного запаса по теме «Зимующие птицы»;

-совершенствование грамматического строя речи (совершенствование навыка словообразования и словоизменения – образование сложных прилагательных путем сложения двух основ, образование приставочных глаголов и согласование существительных с числительными);

-закрепление навыка оптико-пространственной ориентировки путем употребления в речи предлогов (в, над, под, между)  и указательных выражений  (левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол);

- закреплять умение детей самостоятельно выполнять аппликацию (составлять из частей целостный образ предмета, путем последовательного наклеивания на основу).

- Развивающие:

- продолжать развитие артикуляционной, мимической, общей, мелкой моторики рук;

- продолжать развивать слоговую структуру слова;

- продолжать развивать у детей зрительный гнозис и конструктивный праксис;

- продолжать развивать у детей  умение владеть своим телом, координировать движения во взаимосвязи с речью;

-продолжать развивать мышление, зрительное и слуховое внимание и память;

-продолжать развивать навыки связной речи, а также монологической и диалогической речи.

Воспитательные:

- продолжать формировать навыки сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми, чувства ответственности, инициативности, любви и бережного отношения к живой природе.

Оборудование:  компьютер, проектор,  ворона, дерево-макет, кормушка с кормом, клей,  раздаточные карточки.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент

Воспитатель. Дети, сегодня мы отправимся  на прогулку в зимний лес.(Слайд1)

Вот мы и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво: земля и деревья усыпаны белым, пушистым снегом. Давайте подышим чистым воздухом в лесу. Носиком сейчас вдохни и дыханье задержи, выдыхаем воздух ртом, «пых» мы говорим потом. (упражнение повторяют 2-3 раза)

Послушайте, чьи это голоса? (Птиц). А разве они не улетели в теплые края? Нет (Слайд 1)

II.Основная часть

1.Воспитатель. Как же называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)

Интересно мне узнать: каких зимующих птиц вы знаете. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет.

Крохи собирает.

По ночам кочует,

Коноплю ворует.

Дети. Воробей. (Слайд 2)

Воспитатель. Верно, а как он выглядит?

Дети. Воробей — маленькая, очень подвижная птица с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв у него тонкий, твердый, к концу заостренный; короткие, но сильные ножки, хвостик он держит поднятым вверх. В холодную пору сидят воробьи, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли.

Где же они зимуют?

(В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)

 Где они пишу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках.)

Эта птица-непоседа

Одного с березой цвета.

Кто это?

Дети. Сорока. (Слайд 3)

Воспитатель. Как она выглядит?

Дети: Сорока — крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда се прозвище сорока-белобока. Хвост длинный, ноги большие, сильные, клюв изогнут к низу. Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место; ходит сорока небольшими шажками с приподнятым хвостиком, а летая хвост держит веером.

Воспитатель. Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.) Где она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.) Какую пользу приносят сороки?

Дети. Истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в их брошенных гнездах селятся мелкие птицы.

Воспитатель:

Она маленькая птичка.

И зовут ее...

Дети. Синичка. (Слайд 4)

Воспитатель: Как она выглядит?

Дети. На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса-галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.

Воспитатель. Где синички устраивают гнезда?

Дети. В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках.)

Воспитатель. Много ли они насекомых уничтожают? (Столько, сколько сами весят.)

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. Кто это?

Дети. Снегирь. (Слайд 5)

Воспитатель. Почему эта птица называется снегирь?

Дети. От слова снег. Опишите его. Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные.) Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи — серое, клюв короткий, толстый, черный. Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается..

Воспитатель.

Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой.

Все равно ты будешь мой!

Кто это?

Дети. Дятел. (Слайд 6)

Воспитатель. Какой красивый! Кто хочет описать его?

Дети. Верх тела —головы, шеи, спины и крыльев — у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.

Воспитатель. Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.) А где проводит большую часть времени? (На дереве.) Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинок, долбит шишки.) Только дятел может уничтожить насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.

Воспитатель.

Носит серенький жилет.

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь — кружат двадцать пар

И кричат: кар-кар-кар.

Дети. Ворона. (Слайд 7)

Воспитатель. Опишите ее.

Дети. Черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое. Днем они промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.

2.Логопед. Сейчас мы поиграем в «телефон»: будем передавать по очереди друг другу слова. (Дети произносят и хлопают по слогам следующие слова: «пти-ца», «сне-гирь», «во-ро-бей», «дя-тел», «со-ро-ка», «во-ро-на», «си-ни-ца», «клюв», кры-ло», «хвост». Дети по очереди произносят слова и хлопают на каждый слог.) (Слайд 8)

Физкультминутка. А теперь давайте поиграем в ворон. Воспитатель читает стихотворение:

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: Кар-кар-кар.

Дети бегают, размахивают руками и кричат: «Кар-кар-кар».

Целый день они кричали.

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар.

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают.

Дети садятся на корточки, кладут руку под щеку — засыпают.

3.Воспитатель. Дети, давайте поиграем. Посмотрите, у вас на столах лежат домики, в которых живут птицы. Каждая птица в своем окошке. Узнайте, кто, где живет?

Дети должны по силуэту узнать и назвать птицу. Воспитатель щелкает «мышкой» на нужном квадрате, Появляется цветное изображение птиц.  (Слайд 9 )

– Какая птичка расположена в верхнем левом  углу?

- В верхнем правом углу?
– Какая птица стоит между вороной и воробьем?
– Какая птица стоит в нижнем левом углу? 

-  В нижнем правом углу?

– Какая птица стоит между дятлом и снегирем?
– Какая птица стоит над совой? 

- Под вороной? Над снегирем?
– Какая птица лишняя?

-Почему? (Журавль перелётная птица, а все остальные зимующие. Журавль живет на болоте или возле реки и питается лягушками, рыбой и другими речными обитателями. Зимой реки и болота замерзают и журавлям нет пищи, поэтому они улетают в теплые края.)

4.Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат конверты, посмотрите, что там?

Дети. Разрезные картинки птиц.

Воспитатель. Ну, тогда соберите их и вы узнаете какая птичка пришла к вам в гости.(Работа детей в парах).

5. Воспитатель. А теперь я предлагаю вам разбиться на две команды. Каждой команде я дам набор карточек с изображением птиц. Первая команда должна будет назвать только тех птиц о которых можно сказать «моя», а вторая, только тех о которых можно сказать «мой».

Логопед. А вот и  снег пошел. Он ложится  на землю, на деревья, попадает и на нас. (Слайд 10)

– слижем «снежинки» с губ: рот полуоткрыт; облизывать языком верхнюю, затем нижнюю губу слева направо и наоборот, затем сверху вниз;
– «поймаем снежинку»: рот открыт; высунуть изо рта широкий язык, удерживать на весу 5-7 с.;

6.Логопед. Ребята, посмотрите какие красивые птицы! (Игра с мячом в кругу)

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...

У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...

У синицы острый клюв, поэтому её называют …

У воробья короткие лапы, поэтому его называют ...

У вороны крепкий клюв, поэтому её называют ...

У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...

У дятла красная голова, поэтому его называют …

Усовы большие глаза, поэтому её называют ...

У снегиря красная грудка, поэтому его называют ...

7.Воспитатель. Посмотрите, дети.  К нам летит какая-то птица. Она  голодная, ищет себе корм. Не нашла ворона корма, стала по лесу летать. Летела, летела – видит дерево стоит.

Ворона к дереву … (подлетела) 
Через дерево …
(перелетела)
Ворона за дерево …
(залетела)
Она из-за дерева ...
(вылетела)
К кормушке …
(подлетела)
В кормушку …
(залетела)
Зернышек и крошек поклевала и из кормушки …
(вылетела)

Логопед. Ребята, вспомните, какие слова-действия похожие на слово летела мы договаривали.

Дети. Подлетела, перелетела, залетела и т.д..

8.Воспитатель. (Слайд 11)

Отгадайте, какая птица мне больше всего нравится?

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это...
(снегири).

А теперь давайте мы с вами наклеим снегирей на  яблоки, но сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: 

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек!

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Машут перекрестно сложенными ладонями.

На каждое название птицы загибают по одному пальнику, начиная с больших, на обеих руках. Трут большие пальчики об указательные, как бы насыпают корм в кормушку.

(Воспитатель следит за посадкой детей, оказывает им  индивидуальную помощь.)

9.Упражнение «Сосчитай-ка». (Слайд 13)

Сосчитайте, сколько снегирей вы сделали,
Один снегирь, два снегиря, …, …,  пять снегирей. (Дети вешают снегирей на макет дерева).

10.Какую пользу птицы приносят людям? (Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу). Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить). (Слайд 14)

Ребенок читает стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

Подкормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их — не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Не богаты их корма —

Горсть зерна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Разве можно забывать:

Улететь могли.

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну.

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

III. Рефлексия

Воспитатель. Наша прогулка закончилась. Попрощаемся с зимним лесом и его обитателями. Раз, два, три повернись в д/саду очутись.

– У кого  мы сегодня побывали в гостях?
– Назовите, каких птиц встретили в зимнем лесу?
– Как их можно назвать одним словом?
(Зимующие птицы)
– Как ворона искала себе корм? Что она делала?
(Подлетала, перелетала, залетала, и т.д.)
– Как мы можем помочь птицам?
(Мы можем сделать кормушки, повесить их во дворе д/сада, около дома)
– Что любят зимующие птицы?
(Сало, семечки, зерно, хлебные крошки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области "Коммуникация"."Зимующие птицы."

Данный конспект занятия будет интересен и воспитателям, и логопедам. В процессе игры дети лучше усвоят материал, а использование  мнемотаблицы поможет быстрее запомнить стихотворение Н.Нищевой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Задачи:ОбучающиеУточнить и расширить представления детей о зимующих птицах( внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление); познакомить детей с новой для них птицей - клест.Вовлекать дете...

Планирование образовательной работы Тема: «Зимующие птицы»

Цель: 1. Продолжение знакомства детей с зимой как временем года. 2. Обогащение представлений детей о зимующих, об их особенностях (строение, внешний вид, образ питания). ...

Организация образовательной деятельности . Тема: «Зимующие птицы» (старшая группа)

Формировать умение  детей рассматривать предметы и явления окружающей   действительности. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных в роде, числе, падеже; ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: "Покормите птиц зимой".

Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Задаемся ли мы вопросом: всѐ ли мы знаем о птицах, которые остаютсязимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг н...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Птицы зимой» для детей старшего дошкольного возраста

Цель проведения непосредственно образовательной деятельности по теме «Птицы зимой»: обобщить и систематизировать знания о зимующих птицах....

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема "Зимующие птицы"

В календарный план на неделю по теме " Зимующие птицы" включены: тематические беседы, все режимные моменты,структура НОД, ЧХЛ,наблюдения, игры дидактические, развивающие,сюжетно-ролевые, под...