Организация образовательной деятельности . Тема: «Зимующие птицы» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гайсина Айгуль Римовна

Формировать умение  детей рассматривать предметы и явления окружающей   действительности. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных в роде, числе, падеже; употребления в речи предлогов; составления простых и сложных предложений).  Активизировать словарь: зимующие (синица, снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  образовательной деятельности

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Зимующие птицы»  (старшая группа)

                                     

                                           

Интегрированные цели:

1. Образовательные.

         Формировать умение  детей рассматривать предметы и явления окружающей   действительности. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных в роде, числе, падеже; употребления в речи предлогов; составления простых и сложных предложений).  Активизировать словарь: зимующие (синица, снегирь, сорока, воробей, дятел, голубь);

2. Развивающие.

         Развивать навыки речевого общения. Развивать логическое мышление, память и внимание. Развивать слуховое восприятие;

3. Воспитательные.

         Воспитывать умение слушать рассказы других детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Интеграция:  «Познавательное развитие»

Предварительная работа: Изготовление с помощью родителей кормушки для птиц, вывешивание её на участке, подкармливание зимующих птиц, наблюдение за ними. Беседа о зимующих птицах, чтение стихов про птиц, рассматривание иллюстрации птиц.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Кормушка», игры с движением «Дятел».

Оборудование : Магнитная доска (с нарисованным зимним пейзажем дерева и кормушки), картинки зимующих птиц(с магнитами), магнитофон, кассета с записью голосов птиц, корм для птиц (пшено, семечки, хлебные крошки, рябина, кусочек сала), простые карандаши, картинка-загадка «Дикие птицы» на каждого ребёнка.

Методические приемы:

1. Беседа.

2. загадывание загадок.

3.  Дидактическая игра «  Расскажи о своей птице».

4. Дидактическая игра «Какую птицу услышали?».

5. Физкультминутка «Дятел».

6. Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

7. Дидактическая игра «Расскажи, где твоя птичка сидит?»

8. Дидактическая игра «Кого не стало?»

9. Анализ занятия.

Алгоритм проведения:

Воспитатель: Ребята, как называются птицы, которые зимуют? (Зимующие).

                Расскажите, что общего у всех птиц? ( У птиц есть туловище,                  голова, крылья, клюв, хвост, оперение, две лапки, шея).

               

Воспитатель: Сейчас внимательно послушайте и отгадайте загадки. Тот, кто отгадает, о какой птице загадка, получит эту птичку (картинку).

                           Он в своей лесной палате

                           Носит пестренький халатик,

                           Он деревья лечит:

                           Постучит — и легче. (Дятел).

                           Спинкою зеленовата,

                            Животиком желтовата,

                            Чёрненькая шапочка

                            И полоска шарфика. (Синица).

                           Чернокрылый, красногрудый,

                           И зимой найдёт приют.

                           Не боится он простуды -

                           С первым снегом тут как тут! (Снегирь).

                          Окраской сероватая,

                          Повадкой вороватая,

                          Крикунья хрипловатая -

                          Известная персона.

                          Кто она? (Ворона).

                          Непоседа пёстрая,

                          Птица длиннохвостая,

                          Птица говорливая,

                          Самая болтливая. (Сорока).

                          Птичка — невеличка

                          Ножки имеет,

                          А ходить не умеет.

                          Хочет сделать шажок — получается прыжок.(Воробей).

                          Какая птица умеет ворковать? (голубь).

Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали! Посмотрите на своих    птичек, у них есть много общего. Но у каждой есть своя особенность, отличие. Расскажите о ней.

 Дети:    - У дятла есть красная шапочка, крепкий клюв.

  • У снегиря красная грудка.
  • У синицы жёлтая грудка.
  • У сороки белый бок, длинный хвост.
  • У вороны большой клюв, черное оперение.
  • У голубя серое оперение.
  • У воробья короткий клюв.

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо подметили особенности у птиц.

А скажите мне, умеют ли птицы петь? (Да).

Зимой конечно птиц услышать сложно, только в солнечный безветренный день, но каждая птица по-своему голос подаёт.

Давайте послушаем голоса птиц, а вы потом расскажите, какую птицу услышали.

 (Звучит фонограмма голосов птиц)

Дети:  - Я услышал голубя, он воркует.

  • Синица и снегирь свистят.
  • Ворона каркает.
  • Сорока трещит.
  • Воробей чирикает.
  • Дятел стучит.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Дятел».

Физкультминутка «Дятел». (Дети встают около своих стульчиков).

                   1      2       3        4                    

                  Я по дереву стучу - (хлопки)

                   1        2        3       4

                  Червячка добыть хочу. (притопы)

                    1           2             3        4                

                   Хоть он скрылся под корой -, (Хлопки)

                    1           2         3       4

                   Всё равно он будет мой. (притопы).

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

    Сколько птиц к кормушке                      (Ритмично сжимают и разжи-

                                                                     мают кулачки).

Прилетело? Мы расскажем.                     (Машут перекрёстно сложенными

                                                                     ладонями).

Две синицы, воробей,                                (На каждое название птицы заги-

Шесть щеглов и голубей,                            бают по одному пальчику,начиная

Дятел в пёстрых пёрышках.                        с больших, на обеих руках).

Всем хватило зёрнышек!                             (Пальчиками «насыпают» корм в

                                                                       кормушку).

   

Воспитатель: Трудно бывает птицам зимой, голодно. Мы, люди, должны заботиться о них — устраивать кормушки.

                            Рано утром на опушке

                            Мы повесили кормушку

                            Для щеглов и для синичек,

                            И для всех голодных птичек.

                            Прилетайте на опушку,

                            Угощение ждёт в кормушке. (Н.В.Нищева)

Подойдите к доске и разместите своих птичек около кормушки или рядом с ней.( На магнитной доске).

А теперь расскажите, где ваша птичка?

Ответы детей: -Моя синичка сидит в кормушке.

                         -Мой голубь сел на снег.

                         -Мой снегирь сидит на ветке. И т. д.

Воспитатель: Сейчас какая-то птичка улетит. Закрывайте глазки, откроете когда скажу. Все детки играют честно, не подглядывают.

(Логопед убирает с доски птицу).

 Кого не стало? (Не стало вороны и т.д.) 

Воспитатель: Посмотрите, у меня на столе угощение для птиц: пшено, семечки, кусочек сала, хлебные крошки, рябина.

 А вы знаете, какая птица что ест? Кого чем будете угощать, когда пойдёте на прогулку?

Ответы детей: - Синицу угостим салом.

                          -Снегиря угостим рябиной.

                          -Воробья угостим пшеном и хлебными крошками.

                          - Голубя угостим семечками.

Воспитатель: Молодцы, если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

Советы родителям. Лексическая тема: Зимующие птицы. Старшая группа.

Задания для детей пяти лет, направленные на обогащение словаря, освоение грамматических категорий и развитие связной речи в рамках данной темы....

Конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы".(старшая логопедическая группа)

На занятии закрепляется тема "Зимующие птицы".  Проводятся игры на речевое дыхание,  на словообразование: "Образование сложных слов","Скажи ласково". На р...

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома по лексической теме «Зимующие птицы», старшая группа.

Задания-рекомендации родителям для совместной деятельности с детьми дома по лексической теме «Зимующие птицы», старшая группа. Материал будет полезен для педагогов коррекционных групп...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Зимующие птицы» (Старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитиюна тему: «Зимующие птицы» (Старшая группа) Интеграция образовательных областей:Познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативна...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Зимующие птицы" (старшая группа)

Цель:  Развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей (перья, крылья, птичье яйц...

Конспект ООД на тему Зимующие птицы старшая группа

Данный конспект ООД способствует формированию экологической культуры у детей, привитию любви к птицам и воспитанию бережного отношения к ним....