Сказка о дружбе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Веселова Екатерина Сергеевна

Замечательная сказка на дифференциацию звуков Л иЛь в связной речи. Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Опубликована в дошкольном воспитании№11 2002

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_druzhbe.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка о дружбе, злом колдуне и о том, как появилась буква «Л»

(Дошкольное воспитание№11 2002)

Действующие лица

Ведущий (взрослый)

Дети-звуки в красных (гласные), синих (твердые согласные), зеленых (мягкие согласные) шапочках

Дети-буквы Л, Ь, А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И

Злой колдун и его слуги

Царица Фонетика и ее слуги

Дети (мальчики и девочки)

Необходимые атрибуты

• Сюжетная картина, на которой изображены предметы, имеющие в названии звук [Л].

•   Предметные картинки большого размера для предъявления залу:

ЛОСЬ. ЛИСТ, МАЛИНА. КРОКОДИЛ. СЛОН, КЛАССЫ, СТОЛ. ПОЛКА, МЕЛ, ГОЛ, МЫЛО. ОДЕЯЛО, ЛАПА, КОЛОБОК, ДЯТЕЛ. ПОКРЫВАЛО

Картина 1

На сцене ведущий, звуки в разноцветных шапочках, среди них [Л] и [Л'].

Ведущий.

В одной земле, загадочной,

прекрасной,

Дружили звуки [Л"] и [Л].

Они в словах звучали часто:

То младший [Ль], то старший [Л].

Давайте их протянем четко, ясно.

Звуки (Ль) и [Л] показывают предметные картинки со "своими" словами, а дети в зале называют изображенные на них предметы, интонируя нужные звуки. Дети-звуки помогают им, например:

Лллось.

Лллист.

Малллина.

Крокодиллл.

Ведущий.

В стране Фонетике дружили

Не только звуки [Л'] и [Л],

Все звуки тоже мирно жили.

Дети-звуки представляются: [С], [Ы]. [Т], [М]. [О], [У], [В], [И], [А] и др.

Ведущий.

И людям славно все служили,

Сливаясь в слоги и снова.

Но в сказках так всегда бывает,

Что кто-то всем всегда мешает.

Звуки уходят. Появляется злой колдун.

Ведущий.

Жил-был колдун, завистливый

и жадный,

Давно поссорить звуки он хотел.

Злой колдун.

Хочу владеть один я звуком важным.

Каким? Конечно, твердым звуком [Л].

Хочу его оставить только для себя,

В своих словах:

"Колдун", "Злодей". "Волшебник"

и "Слуга".

А как без звука люди будут жить,

Как говорить и петь,

Тут уж не мне тужить.

(Задумывается.)

Но как к себе звук заманить?..

Ага, придумал, как мне быть.

(Уходит.)

Картина 2

Выходят звуки [Л] и [Л']. Спорят о том, кто из них чаще звучит в словах. На сцене появляется Злой колдун, прячется, прислушивается.

Звук [Ль].

Ведь даже маленькие дети

Лепечут маме: "Ля-ля-ля",

Звучу в коляске, лесе, лете,

В люблю, полянке, васильках...

Звук [Л].

Малышек мамы так балуют,

Их нежно гладят и целуют.

Звучу я твердо в молоке,

В ладошках, ложке, яблоке.

Слова со звуками [Л] и [Ль] дети произносят с интонированием указанных звуков.

Звук [Ль].

И в школе я тружусь прилежно,

Хотя там и лентяи есть.

Есть и прогульщики, конечно,

Всех слов со звуком [Л'] не счесть:

Родители и школьники -

Со мной они живут,

Линейки, треугольники,

Литература, физкультура,

Альбом, учитель - я и тут.

Звук [Л].

И без меня нет важных слов:

Класс, школа и предлог,

Мел, правило, число,

И предложение, и слог.

Злой колдун (выходит из укрытия).

О чем вы спорите, друзья?

Быть может, помогу вам я?

Звуки [Л] и [Ль] (вместе).

Решить не можем мы вдвоем,

Кто лучше людям служит!

Кто больше слов своих найдет,

Тот, значит, самый нужный?

Злой колдун. И как идут у вас дела?

Звуки (вздыхая). Да, слов-то поровну пока.

Колдун (зрителям).

Удобный случай заманить,

Поссорить их, разъединить.

(Звукам.)

Хочу обрадовать я вас:

Есть у меня еще слова...

Звуки радостно улыбаются, благодарят Колдуна.

Злой колдун (звуку [Л]).

Но те слова со звуком [Л].

Тебя обрадовать хотел.

Со мною в замок ты пойдешь

И все слова свои возьмешь.

Звук [Л] обдумывает предложение злого колдуна, а [Л'] встревожено понимает голову.

Звук[Ль)

Нет, братец, с ним ты не ходи.

Считай, что в споре победил.

Злой колдун (звуку [Л])

Слова ты брату принесешь.

Ну что, идешь иль не идешь?

Звук [Л].

Пожалуй, братец, я пойду:

Я честно выиграть хочу.

Довольный колдун уходит со сцены вместе с звуком [Л].

Звук[Л~].

Зачем я братца отпустил?

Ведь спор-то несерьезным был...

Колдун - нешуточный злодей,

Тревожно от его затей.

Уходит.

Картина 3

Комната в квартире. За столом сидит мальчик (1 -й ребенок). Появляется другой (2-й ребенок).

2-й ребенок.

Что так до-го ты сидишь

За своим сто-ом?

Что, все прави-а зубришь?

Закруг-яйся и бегом на футбо-!

Ты забы-, что нам вчера

Вовка заби- го-!

Каждый ребенок вместо звука [Л] делает паузу.

1-й ребенок.

Как смешно ты говорить,

Будто [Л] г-отаешь.

Ой, что с-учи-ось?

Ты меня понимаешь?

2-й ребенок (сначала задумчиво, потом удивленно).

Го-... футбо-... заби-... заби-...

Поня-! Пропа-!

1-й ребенок. Но так ведь не бывает!

2-й ребенок.

Идем в шко-у,

Там все узнаем.

Уходят,

Картина 4

Школа. Все в сборе: звуки, дети. Удивляются, недоумевают. Звук [Л] Я вам хочу, друзья, сказать,

Что брата нужно нам спасать.

К Кудеснику попа - он в п-ен,

Сидит уж в замке пятый день.

1-й ребенок. Чтожеде-ать?

Как нам быть?

2-й ребенок. Как без звука [-] прожить?

3-й ребенок. Кем его нам заменить?

4-й ребенок. Как его освободить?

5-й ребенок (показывает карти-ки в названиях которых слышится [Л].

Ведь без звука даже

Лось превратится просто в ось.

Слон - в сон.

Классы - в кассы.

Стол - в сто.

Полка машет нам пока...

Неужели навсегда?

2-й ребенок (звуку [Л]

М-адший братец, нам на время

Замени потерю.

Звук [ЛГ].

Что же выйдет, если я

Встану вместо брата?

/Показывает картинки, называет их по-своему).

Полка - полька, мел - мель, угол -уголь, школя, клясс и люжи.

Дети (хором).

Нет, звук [Л'], не нужно!

По-учается смешно, мягко

И нехорошо.

3-й ребенок (задумчиво).

Но ведь в жизни как бывает

Часто дети заменяют

Звук пропавший звуком [В].

И довольны тем впо-не.

Это сде-ать пред-агаю

Всем ребятам на земле.

Звук [В] (утрирует неправильное произношение звука при назывании картинок).

Мыло - мыво. Одеяло - одеяво.

Лапа - вапа. Колосок - ковосок.

Дятел - дятев. Покрывало - покрываво.

Мел - мев и потолок - потовок.

Что, продовжить? Повторить?

Дети (хором). Нет! Мы хотим освободить...

1-й ребенок.

Того, кто в замке. Нас он ждет,

Без нас совсем он пропадет.

2-й ребенок. И нам без звука не прожить.

3-й ребенок. Кончаем спор! Пора спешить! {Уходят.)

Картина 5

Замок злого колдуна. Звуки и дети подходят к нему. Колдун встречает их на пороге.

Звук [Ль].

Хитрец, обманщик, похититель,

Верни мне брата моего!

Злой колдун (притворно).

Я не злодей, я избавитель:

Детей спасаю от него.

Дети (удивленно). Как? Почему?

Злой колдун.

Но вы же знаете, ребята,

Как трудно [Л] произносить.

И вместо [Л] я слышу часто

То [В], то [Л ] и просто [Ы].

Идешь по улице и слышишь:

Ляз, вампа, гоыубь, шоковад.

Для вас звук [Л], конечно, лишний,

А я ему безумно рад.

Теперь живет в моем он замке

И служит мне лишь одному.

И не звучит для вас, как раньше,

Ведь он не нужен никому.

Дети (возмущенно).

Ты не придумывай, обманщик,

Без звука трудно говорить.

Все дети - девочки и мальчики -

Хотят его произносить.

Звуки (хором).

Верни его скорей добром,

Не то мы от тебя уйдем.

Не сможешь петь и говорить.

Решай быстрее... Уходить?

Злой колдун (растерянно, но еще сопротивляясь).

Хочу уверенным я быть,

Что [Л] вы будете любить

И никогда не забывать,

Как должен верно он звучать.

И пусть ребята мне докажут:

Стихи, пословицы расскажут,

Скороговорки и загадки.

Чтоб [Л] звучал вот так, ребятки!

(Показывает большой палец.)

Его на время отпущу.

Выводит звук [Л].

Звуки (детям).

Дети, вспоминайте,

Себя и братца выручайте!

Дети на сцене и из зала произносят стихи, пословицы, скороговорки и загадки, в которых есть звук [Л], интонируя его (тексты можно выучить заранее).

Злой колдун (не хочет сдаваться).

Вот заданье посложнее

Для тех, кто, братцы, поумнее:

Припомните-ка быстро, скоро

Три слова с сочетаньем -ОЛО-.

Дети. Молодой, голова, золотой и т.д.

Злой колдун.

И вот вам третье испытание.

Задание - на внимание.

(Приказывает слугам.)

Картину быстро принести!

Слуги приносят картину и держат ее.

Злой колдун (детям). Слова со звуком [Л] найти!

Дети находят и называют необходимые предметы.

Злой колдун.

Вы доказали мне, друзья,

Что звук скрывать никак нельзя.

(Торжественно.)

Его вам возвращаю я!

Звук [Л] подходит к детям. Звуки, дети, зрители радуются, смеются, обнимаются.

Ведущий (обращаясь к залу).

В стране Фонетике чудесной

Царица славная была.

Она друзей знакомых наших

В свои чертоги призвала.

Подает свиток звукам [Л] и [Ль].

Звуки [Л] и [Ль].

Не будем время мы тянуть:

Пора нам отправляться в путь.

Дети.

Одних теперь вас не оставим,

В столицу живо всех доставим.

Уходят все.

Картина 6

На троне сидит царица Фонетика, возле тропа - ее приближенные.

Ведущий.

Последняя страница:

Вот все уже в столице.

Звуки и дети входят, кланяются царице Фонетике.

Звуки [Л] и [Ль].

Премудрая царица!

Мы прибыли к тебе

В тот день и тот час,

Что был назначен для нас.

Царица Фонетика.

Я рада видеть вас, друзья,

Давно за вами наблюдала.

И пригласила вас не зря.

Вас похвалить хочу сначала.

В словах звучите четко, славно:

То Ль,

То [Л] -

Певуче, плавно.

Но как нам надо поступить -

Вас на письме изобразить?

Звуки растерянно качают головами.

Царица Фонетика (торжественно)

Хочу при всех я объявить:

Велю вам букву подарить!

Чтоб на письме вас не терять,

Чтоб громко в тексте прочитать,

Нам буква будет помогать!

Буква Л!

Выходит буква, кланяется.

Звук [Л]. Но как ее поделим мы?

Звук [Ль]. Ведь мы же разные, увы!

Звук [Л]. Я - твердый!

Звук [Ль]. Ох, и мягкий я!

Царица Фонетика. Подскажут в зале нам друзья?

Дети должны сказать, что [Л] дружит с гласными первого ряда, а [Ль] - с гласными второго ряда (это они уже знают).

Царица Фонетика.

Десять гласных у нас есть,

Они помогут "Л" прочесть

Мягко или твердо,

Как нам будет надо.

Пять первых гласных - первый ряд -

Лишь после твердого стоят.

Буква Л встает перед гласными буквами первого ряда, а дети читают: ЛА ЛО,ЛУ,ЛЭ,ЛЫ.

Царица Фонетика.

Хотите мягко прочитать?

Вам нужно мягкий знак позвать,

А также гласных второй ряд.

Читайте же смелее.

Буквы становятся, а дети читают ЛЬ. ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ.

Царица Фонетика (обращаясь к звукам [Л] и [Ль].

Живите дружно с буквой, братья,

И вместе детям помогайте

Писать, читать и говорить

И свой родной язык любить!

Звучит музыка. Звуки и все присутствующие почтительно кланяются царице Фонетике и уходят со сцены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театразизованное представление для детей 4–5 лет "Сказка о дружбе" (по мотивам русской народной сказки "Теремок")

Театрализованное представление для детей 4-5 лет.Развитие словесного творчества через русскую народную сказку "Теремок"....

Музыкальная сказка "Сказка о дружбе"

Сценарий музыкальной сказки...

Сказка на татарском языке к дидактической игре "Веселые ежата.Сказка о дружбе."

Сказка на татарском языке к дидактической игре по Монтенссори...

Театральная постановка в средней группе. "Сказка о дружбе" по мотивам русской народной сказки Теремок.

Сценарий  сказки "Теремок" на новый лад. В конце сказки медведь-добряк не ломает домик, а живет дружно с его обитателями. Также в сказки много других действующих лиц. Мораль сказки &quo...

Театразизованное представление для детей 4–5 лет "Сказка о дружбе" (по мотивам русской народной сказки "Теремок")

Прекрасный сценарий театрализованного представления для детей средней группы....

Театральная постановка по мотивам сказки «Теремок»- «Сказка о дружбе»

Цель: вызвать интерес к театрализованной деятельности путем вовлечения детей к постановке спектакля....