Главные вкладки

    Образовательная деятельность по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

    Екимова Галина Сергеевна

     

    Образовательная деятельность по развитию речи

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_gr.no2_.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная деятельность по развитию речи

     с детьми среднего дошкольного возраста в центрах активности

    по теме: «Птицы – наши пернатые друзья».

                                                                                 Воспитатель: Екимова Г.С.

    Задачи.

    1. Обобщить знания детей о перелётных птицах.
    2. Развивать умение определять птицу по отличительным особенностям.
    3. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих птиц.

    Материалы и оборудование: настольная ширма, «сорока» (из кукольного театра), чудесный мешочек с карточками (птиц), наклейки с птицами для распределения по центрам, магнитофон с музыкой.

    Предварительная работа: продуктивная (конструктивная) деятельность с использованием природного материала.

    Круговой сбор.

    Дети собираются под речевое сопровождение:

    Собрались все дети в круг

    Я твой друг, и ты мой друг

    Дружно за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся!

    Дежурные по стендам говорят число, месяц, количество мальчиков,  девочек и всех детей.  Все вместе называем тему проекта.

    В.: -- Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, а вы её отгадаете. И с помощью отгадки мы узнаем, кто сегодня торопится к нам в гости.

    Кто летает? Кто стрекочет?

    Рассказать всем новость хочет?

                                                  (Сорока)

    Правильно, молодцы, это сорока.

    (На столе стоит ширма и оттуда появляется Сорока)

    Сорока: Ча-ча-ча, здравствуйте ребята! Я в своём лесу узнала, что вы в детском саду изучаете птиц, и много о них уже узнали. В гости к вам я пожаловала с чудесным мешочком и предлагаю вам поиграть со мной в игру, из которой вы узнаете, кого я встретила по дороге  к вам в детский сад.

    В.: Поиграем с Сорокой?

    Дети: «Да!»  

    - Сейчас вы будете из мешочка доставать карточку с изображением и называть, кого встретила Сорока на своём пути. Пожалуйста, Максим, подходи, доставай карточку.

    Кто изображён на твоей карточке? ( Грач)

    Сорока: А я на своём пути встретила не одного грача, а целую стайку……

    Дети отвечают: грачей.

    -  Правильно, молодцы.

    Далее ещё несколько детей достают карточки и отвечают по этому же принципу.

    Сорока: Молодцы, ребята!      Всех назвали, никого не забыли. Все эти птички просили передать вам привет.

    А мне  хотелось бы остаться у вас на занятии и посмотреть, что вы ещё узнали о птицах. Можно мне с вами остаться?

    Дети: Конечно можно! Оставайся!

    В.: Послушай, Сорока, чем мы сегодня будем заниматься.

    В центре науки, ребята, вы узнаете о пользе птичьих перьев.

    В центре искусства вы продолжите работу над птицей счастья.

    В центре литературы узнаете, чем питаются зимующие и перелётные птицы.

    В центре манипуляции попробуете выложить изображение птиц из геометрических фигур.

    А распределятся по центрам, мы будем следующим образом. Посмотрите, у вас на груди прикреплены изображения птиц, над каждым центром тоже есть такие птицы. Над центром науки находится сова, она олицетворяет…..   что, ребята?

     Дети: мудрость.

    - Правильно, мудрость. И в этот центр пойдут ребята, у которых на груди сова.

    Над центром искусства птица – лебедь. Это символ чего? Дети: красоты.

    -  Правильно, это самая красивая птица, и в этот центр пойдут ребята с изображение лебедя на груди.

    Над центром литературы расположился ворон. Что олицетворяет эта птица?

    Дети: ум.

    - Верно, ворон – это символ ума. Не зря люди говорят, что он умеет даже подражать человеческому голосу.

    -  В центр литературы пойдут ребята, у которых на груди ворон.

    - Над центром манипуляции находится цапля. Что означает эта птица?

    Дети: терпение.

    - Да, ребята, цапля – это символ терпения. И в центр манипуляции пойдут те. У кого изображение цапли.

    Пожалуйста, ребята, распределяйтесь по центрам.

    Центр науки.

    Задачи.

    1. Развивать у детей исследовательскую деятельность.
    2. Познакомить со свойствами пера – ручки и пера птицы.
    3. Обогащение словаря: перо – ручка, чернила.

    Оборудование: Птичьи перья (голубиные, гусиные), перьевые ручки, шариковые ручки, фломастеры, карандаши, чернила, тушь, схемы, портрет А.С. Пушкина.

    Воспитатель показывает детям портрет А.С. Пушкина и спрашивает, как зовут этого поэта. Дети отвечают.

    В.: А какие сказки написал Александр Сергеевич для детей?

    Д.: «Золотая рыбка», «Сказка о царе Салтане» и т.д.

    В.: Правильно. А вы знаете, что в то время, когда жил этот поэт, шариковые ручки ещё не были придуманы, и люди писали перьями. Это были птичьи перья – гусиные, их обмакивали в чернила или тушь (показывает детям) и писали на бумаге.

    У нас с вами есть голубиные перья, давайте попробуем ими порисовать в наших схемах. (Дети пробуют нарисовать).

    В.: Понравилось? А вот немного позже люди изобрели перьевые ручки. Они выглядели вот так, посмотрите, здесь есть металлический наконечник и деревянная ручка (показ).

    Давайте попробуем что-нибудь нарисовать и перьевой ручкой в наших схемах. (Дети пробуют рисовать).

    В.:  В наше время уже изобретена шариковая ручка, карандаш и фломастер, попробуйте порисовать ими.

    А теперь я предлагаю вам отметить в схемах, чем вам больше всего понравилось рисовать. (Дети отмечают любым значком).

    Центр манипуляции.

    Задачи.

    1.Формировать умение выделять особые признаки фигур с помощью осязательно – двигательного анализатора.

    2. Закреплять названия геометрических форм: прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, ромб.

    Оборудование: геометрические фигуры, счётные палочки, изображения птиц, схемы с изображением птиц из геометрических фигур и разрезные схемы.

    В.: Ребята, давайте вспомним, какие геометрические формы мы знаем (дети называют геометрические формы).

    Молодцы! А кто из вас знает, почему треугольник называется треугольником? (Ответ детей: потому что у него три угла).

    А как будет называться фигура, у которой 4 угла? (5,  6, 7 углов). Показ геометрических форм. Дети отвечают.

    В.: Ребята, а вы знаете, что из геометрических фигур можно выложить изображение любого предмета? Посмотрите, можно выложить изображение вот такого утёнка или пингвинёнка и т. д.

    Давайте попробуем. (дети по черно - белому образцу выкладывают цветное изображение какой – либо птицы).

    Молодцы, справились с заданием.

    А ещё можно выложить силуэт птицы из счётных палочек. А как это сделать, вам подскажет схема. (Дети самостоятельно пробуют выложить птицу из счётных палочек).

    Умницы! Все справились с заданием! А теперь идём на физ. минутку.

    Центр искусства.

    Задачи.

    1.Завершение образа птицы счастья изготовление хвоста, (бумагопластика).

    2. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

    3. Уметь выражать эстетические чувства, проявлять эмоции при создании художественного образа.

    Оборудование: Заготовки хвостов для птицы (картон), нарезанная цветная гофрированная бумага, клей, клейстер, кисточки, фартуки, салфетки, готовая птица из пластилина.

    В.: Ребята, сегодня мы с вами закончим работу по изготовлению птицы – счастья.

    Как вы думаете, откуда взялось такое название, птица – счастья?

    (Дети отвечают). Правильно, это птица, которая приносит счастье людям.

    А как можно доставить людям радость, счастье? (Дети: можно их рассмешить, развеселить, обнять, что – то подарить и т.д.)

    Я вам предлагаю изготовить вот такую (показ образца) красочную, яркую птицу и подарить её тому, кому вы хотите доставить радость.

    Мы уже с вами сделали саму птицу на предыдущем занятии, а чтобы превратить её в птицу – счастья мы украсим её ярким, разноцветным хвостом. На мой взгляд, яркие цвета всегда поднимают людям настроение. Вы согласны?

    Итак, берём один из разноцветных квадратиков бумаги и сминаем его в маленький комочек, наносим клей и приклеиваем на заготовку хвоста. Продолжаем пока весь хвостик не станем ярким и красивым. (Дети выполняют задание). А теперь прикрепим этот хвост нашей птичке.

    Молодцы! Я думаю, что ваши птицы принесут немало радости и счастья тем, к кому они прилетят!

    Центр литературы.

    Задачи.

    1. Закрепление понятий «перелётные» и «зимующие» птицы, умение классифицировать предложенные изображения птиц.
    2. Обобщать представление детей о птицах.

    Оборудование: макет дерева, карточки с перелётными и зимующими птицами, схемы, обозначающие перелётных и зимующих птиц, карточки с изображением различного корма для птиц.

    На дереве закреплены карточки с изображением перелётных и зимующих птиц. Воспитатель предлагает каждому ребёнку снять любую карточку, и объяснить какая это птица (перелётная или зимующая) и сказать её название. Затем ребёнок прикладывает эту птицу к схеме обозначающей понятие перелётная или зимующая птица.

    После того, как все птицы разложены в соответствии со схемами, воспитатель задаёт вопрос: А почему перелётные птицы называются «перелётными»? (дети: потому что они перелетают с места на место, туда, где тепло).

    А  почему они перелетают? (дети: потому что становится холодно и им не хватает корма.)

    А чем питаются перелётные птицы?  Я предлагаю вам посмотреть на карточки с питанием и выбрать те, на которых изображено питание для перелётных птиц (насекомые, ягоды и т.д.)

            Выбранные карточки дети складывают возле схемы с перелётными птицами.

            Далее задаются те же вопросы о зимующих птицах, и выполняются такие же задания.

    Итог:    дидактическая игра «Прилетели птицы».

    Литература.

    1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду».
    2. Арефьева Л.Н. «Лексические темы по развитию речи детей».
    3. Блинова Г.М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
    4. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников».
    5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. « Формирование слоговой структкры слова».
    6. Скоролупова О.А. «Весна. Насекомые. Перелётные птицы».
    7. Синицина Е. « Умные пальчики».
    8. Шорыгина Т.А. «Стихи и сказки о родной природе».
    9. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?».
    10. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи».

     

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста

    Разнообразные игры, объединенные единой сюжетной линией, вызывыают положительные эмоции воспитанников, эмоциональный подъем, создают у детей повышение тонуса всего организма. Выполнение различных упра...

    Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

    Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

    Интегрированная образовательная деятельность по аппликации с детьми среднего дошкольного возраста

    В. А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Через неповторимое детское творчество – верная ...

    «Город мастеров» (непосредственно образовательная деятельность по ФЦКМ с детьми среднего дошкольного возраста)

    «Город мастеров»(непосредственно образовательная деятельность по ФЦКМс детьми среднего дошкольного возраста с использованиемсовременных образовательных технологий:игровая;рефлексивная;деятел...