«Макеты – модели, как средство создания предметно – развивающей среды групп ДОУ».
опыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Лапина Виолетта Львовна

Поделилась опытом работы по предметно- развивающей среде, используя в своей работе макеты - модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makety.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Макеты - модели, как средство создания предметно – развивающей среды групп ДОУ.

Игровой макет – вещь известная и издавна используемая для поддержки детской игры, но, к сожалению, мало осмысленная современной отечественной дошкольной педагогикой.

Макеты – модели представляют собой небольшую плоскость с закреплённым на ней устойчивым сооружением – зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания позади, достаточное для того, чтобы осуществлять в нём игровые действия. В кукольном доме - это комната с небольшим количеством закреплённых в ней предметов мебели (стол, пара стульев, кровать, диван). В крепости – замке или дворце – это фасадная часть (крепостная стена с воротами, подъёмным мостиком и парой башен) и позади – вертикальный разрез внутреннего помещения «замка» (зал со столом, скамьями и креслом – троном), переходящий в открытую площадку и приставной лестницей.

Универсальный макет – это всего лишь знак, наводящий детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется сборка игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет оживает – дополняется и наполняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов, возникающих по поводу этого знака. Достоинство универсального макета как раз и состоит в том, что он допускает очень вариативное использование – от наполнения и дополнения макета и предметного пристраивания воображаемой ситуации до вербально развёртывающегося сюжета с очень широким диапазоном возможных игровых тем.

Наполнение – дополнение макета осуществляют сами дети, используя мелкий предметный материал, но воспитатель может помочь им, предлагая те или иные сочетания игровых предметов. Оживает макет, когда на нём появляются – фигурки – персонажи.

В зависимости от уровня игры детей воспитатель может предлагать к макетам или многозначных персонажей с антуражем, или тематически определённых, или их сочетания, периодически заменяя их на новые; накапливающиеся наборы персонажей и антуража к макетам должны сохраняться и быть доступными для свободного выбора детей.

Каждый из универсальных макетов может использоваться сам по себе, в отдельности, но они могут и объединяться в игре, что также служит дополнительным стимулом к новым сюжетным коллизиям. Идею такого объединения может подать воспитатель, но, надо отметить, что дети и сами в процессе игры, в зависимости от замыслов и развёртывающегося сюжетного движения, часто соединяют макеты – карты и макеты – модели, если они соразмерны друг другу.

Макеты могут быть изготовлены из тонкой фанеры, плотного картона с использованием цветной бумаги, плотных картонных коробок небольшого размера, линолеума и других подходящих материалов.

В настоящее время существуют готовые макеты из «ЛЕГО» - материала (крепость, кукольный дом). Как правило, это уже не условно – обобщённые маркеры игрового пространства, а целый «ЛЕГО» - мир, включающий тематических персонажей - человечков и предметы оперирования для них, а так же дополнительные строительные блоки, которыми макет может быть дополнен, то есть «ЛЕГО» - макет с дополнительным антуражем охватывает все элементы игрового материала и представляет его во всём возможном многообразии.

Другое важное условие эффективной работы макета на образовательный процесс – обыгрывание его в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый выступает равноправным партнёром, живым образцом способов построения игры.

Хорошим смысловым фоном для развёртывания игры с мелкими игрушками и макетами является художественная литература – большие тексты, создающие в воображении детей целостные возможные миры.

Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности.

Обеспечивая привлекательную для ребёнка деятельность, макет также облегчает жизнь родителям: с одной стороны, ребёнок увлечён игрой и не испытывает скуки, с другой стороны, макет – это хорошая подсказка взрослому для подключения к детской игре в качестве партнёра, повод для обогащения замыслов ребёнка, для содержательного общения с ним. Именно игровой макет может увлечь взрослого, вернуть его на какой – то момент в детство, и сделать искренним, эмоциональным партнёром ребёнка.

Выбор макета зависит от пола ребёнка. Для мальчика наиболее привлекателен макет 2Крепость – замок», для девочки – макет «Кукольный дом». Макеты – самоделки удачным образом сочетают развивающие возможности продуктивной и игровой деятельности.

Макеты – модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, которые направляют воображение ребёнка на события, происходящие внутри этих объектов.

Макеты – карты, отображают определённую территорию и ориентирующие на развёртывание сюжетных событий, происходящих снаружи, вокруг этой территории.

Достоинством игрового макета заключается в том, что, являясь стержнем игрового уголка, он собирает разнообразные разрозненные игрушки, позволяет обойтись небольшим их количеством, направляя ребёнка на приспособление под свои замыслы материалов. Игровой макет развивает ребёнка, избавляет его от скуки и даёт опору взрослому для совместной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровь...

Создание предметно-развивающей среды группы

Создание предметно-развивающей среды группы...

Создание предметно-развивающей среды группы

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепление психического и физического здоровья детей, их полноценного развити...