Загадки как средство развития речи детей.
статья по развитию речи по теме
О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорят лучшие педагоги и методисты прошлого и современности. Загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки как средство развития речи детей.
Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его устная речь. Это положение общеизвестно. Продолжая и развивая эту мысль, можно добавить, что, чем лучше развита устная речь ребенка, тем быстрее овладеет он при школьном обучении навыком чтения. О необходимости развивать речь ребенка, прививать ему интерес и любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты прошлого. К. Д. Ушинский, например, ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для развития мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения.
О том, что общее высокое развитие ребенка и хорошо развитая устная речь позволят ему быстрее овладеть навыком чтения, писал другой известный педагог и методист В. П. Вахтеров: «Чем развитее ученик, тем легче он схватывает логические и грамматические связи между отдельными словами в целом предложении, тем лучше читает. Заботясь о развитии детей, мы тем самым облегчаем им механизм чтения».
Современные методисты, педагоги, лингвисты, психологи тоже подчеркивают необходимость развития речи ребенка не только в процессе обучения, но и в дошкольный период, поскольку от развития устной речи ребенка-дошкольника, от его общего развития зависит успех обучения в школе.
Наблюдения над словарем детей старшего дошкольного возраста показывают, что, хотя к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден. Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений слов, переносных значений. Между тем способность различать в слове несколько значений, умение понимать переносные значения слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте. И в этом отношении большую помощь может оказать загадка.
Что такое загадка? Энциклопедический словарь определяет ее как «замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа, выраженные в краткой или занимательной форме, иногда стихотворной». Литературная энциклопедия определяет загадку как «замысловатый вопрос, выражаемый обычно в форме метафоры». Иносказание, метафоричность загадки и делают ее замысловатой. (Аристотель: «Загадка—хорошо составленная метафора».) Хотя метафоричность не является обязательным свойством загадки, так как встречаются загадки в форме прямого вопроса, где не используется переносное значение слова. Та же литературная энциклопедия сообщает, что первоначально загадка служила культу, являясь раскрытием религиозной тайны или одной из форм передачи религиозных представлений — мифов. Кроме этого религиозного значения, загадка служила в старину одним из способов испытания мудрости: судьба человека зависела от его находчивости (этот мотив часто используется в сказках, легендах). В свадебных обрядах некоторых народов до сих пор жених, например, получает право сесть рядом с невестой только в том случае, если сумеет разгадать предложенные ему загадки. У некоторых финских племен сохранился до наших дней обычай устраивать вечера загадок. В святочных увеселениях русского народа загадки тоже играли большую роль; вплетаясь в песни, обряды, они становились как бы составным элементом этих обрядов.
В произведениях древней литературы распространен мотив загадок, например в сказаниях об Эдипе, в «Эддах», «Калевале»; видное место занимают загадки и в средневековых произведениях как западной, так и русской литературы (например, «Повесть о царевиче Петре и мудрой деве Февронии»), много загадок содержали азбуковники. Художественная литература пользовалась загадками во все времена, вкрапливая их в крупные произведения, а иногда даже строя на загадках целостную композицию. Много загадок в фольклорном сказочном жанре.
По своему строению загадка, как уже говорилось, чаще всего заключает в себе метафору и основана на параллелизме. Иногда она строится на отрицательном параллелизме: «Красна, да не девка, зелена, да не дубрава» (морковь), иногда представляет собой замысловатый числовой вопрос: «Сидят четыре кошки, против каждой — по три кошки, много ли их? четыре» Встречаются загадки, построенные на явлении омонимии: «От чего гусь плавает» (от берега), «По чему птица летает?» (по воздуху). По своему стилистическому строению загадки близки к пословицам и поговоркам. Часто в тексте загадок используются собственные имена в значении нарицательных существительных, например: «Дарья с Марьей видятся, да не сходятся» (пол и потолок). «Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается» (гриб). «Стоит Арина, рот разиня» (труба на крыше). Занимательную форму придают загадке аллитерации (звуковые повторы): «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу. Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь» (жук).
Что касается синтаксического строения, то, несмотря на заключенный в ней вопрос, вопросительная форма загадки необязательна, обычно она состоит из одного, реже — из двух-трех предложений, иногда неполных.
Тематика загадок очень разнообразна. Напоминая по форме афоризм, загадки легко запоминаются и сохраняются в памяти поколений. Большое количество загадок посвящено описанию явлений природы. Причем в толковании этих явлений используются часто образы животного мира, что говорит о том, что в загадке находит свое выражение анимистическое мировоззрение: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат» (небо, звезды, месяц). Живя долгие годы в памяти народной, загадка сохранила до наших дней элементы отживших понятий и быта. Для историков и этнографов такие загадки представляют большой интерес, а современному человеку уже непонятны: «Серое сукно тянется в окно» (дым в курной избе). Иные загадки дают довольно точное описание предметов старого быта, семейных устоев и обычаев. В знаменитом словаре В. И. Даля таких загадок много.
Для работы с детьми мы отбираем загадки о животных и растительном мире, о предметах домашнего обихода, игрушках, явлениях природы. При этом к ним необходим дифференцированный подход. Некоторые загадки содержат нетипичные признаки предмета или явления и поэтому допускают различные толкования. Учитывая конкретный характер мышления детей, их образное и наглядное восприятие, лучше отбирать те загадки, в которых предмет нарисован яркими красками, выделены его характерные признаки (цвет, форма, размер, функции). Например, если сравнить две загадки (о мышах): 1) «Маленький шарик по полочкам шарит», 2) «Маленькие зверьки, серенькие шубки, остренькие зубки», то увидим, что в первой предмет определяется слишком неопределенно, без учета типичных признаков, и поэтому дети дают на нее такие ответы: солнечный зайчик, паук, мышь. Вторая же точно и полно характеризует предмет и отгадывается легко. Точно так же дети дают разноречивые ответы на загадку о ветре: «Вокруг носа вьется, а в руки не дается» — это и комар, и бабочка, и пушинка, и мотылек. Некоторые загадки дети не могут отгадать из-за отсутствия жизненного опыта, так как не знают, не видели тех предметов и явлений, о которых идет речь. Например, загадка о самоваре: «В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь и вода». Или: «Новая посудина, а вся в дырах» (сито, решето); «Сто братьев в одной избушке ночуют» (зерна в колосе). Городские дети не всегда даже отгадывают загадку о корове: «Посреди двора стоит копна: спереди вилы, а сзади метла», так как им незнакома семантика слов копна, вилы.
Большой интерес для детей представляют авторские загадки, сочиненные в виде небольших стихотворений, и загадки в стихотворной форме, где требуемое слово подсказывает в последней строчке рифма («подскажи словечко»). Широко известны стихотворные загадки К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Серовой и других авторов. Например:
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем,
И он разбился, и оттуда живое
Выбежало чудо — такое теплое,
Такое пушистое и золотое.
(К. Чуковский.)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца, баран — барана,
Овцу в нем видела овца, и обезьяна —обезьяну.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя неряху увидел лохматого.
(К. Чуковский.)
Загадки типа «подскажи словечко»:
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый,., (мухомор).
Стелют на кровать меня, Называюсь ... (простыня).
На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его... (скворец).
Рассматривая загадку как средство развития речи и мышления детей, можно наметить определенную последовательность при работе с загадками. Вероятно, было бы целесообразно вначале знакомить детей со стихотворениями-загадками, в которых обращено внимание на многозначность слова. Это приучит ребенка более пристально вглядываться в каждое слово и вдумываться в смысл его. Например:
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на елке,
А называются ... (иголки).
У сосны и елки листики — иголки,
А на каких листочках растут
Слова и строчки? (Книга.)
Я в дверях, и я в замке,
Я и в нотной строчке.
Я и гайку отвинчу,
Я могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать. (К л ю ч.)
Стучат, стучат,
Не велят скучать,
Идут, идут,
А все тут да тут. (Часы.)
Помимо обогащения и уточнения словаря ребенка, эти загадки вызывают большой : интерес, так как, по замечаниям исследователей детской речи, знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом, Оказывается, в простых словах, давно знакомых и понятных, заключена тайна, и ее можно разгадать. Затем можно перейти к загадкам с подсказкой («подскажи словечко»), которые хорошо использовать для обогащения речи детей новыми словами, например:
И на земле, и на снегу,
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт,
На то ведь я и ... (следопыт).
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский ... (вертолет),
И затем уже можно загадывать и авторские и народные загадки. Причем авторские загадки, обычно более распространенные по форме, подробно характеризуют предмет или явление:
Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою,
И грустную песню свою
Я вместе с тобою пою.
И если вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: У-у-у.
(Эхо.)
Таким образом, даже простое отгадывание загадок, кроме интереса, приносит большую пользу, так как обогащает словарь и речь в целом, знакомит с разными значениями слов.
Но загадки можно использовать шире, пример как исходный подсобный материал для простейших логических упражнений на классификацию, группировку, обобщение, сравнение. В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда и т. п.) и видовые (подосиновик, мак, окунь, чашка и т. п.) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейших обобщений. Хотя у детей старшего дошкольного возраста довольно большой словарный запас, но знакомые предметы и явления не всегда осознаются ими в системе взаимосвязи, они не умеют пользоваться такими приемами мышления, как сравнение, обобщение, группировка и др. Логические упражнения помогают усваивать не только слова и понятия, но и целый ряд приемов мышления, помогают систематизировать словарный материал. Вот несколько примеров таких упражнений, например про овощи:
Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный.
(Арбуз.)
Семьдесят одежек, все без застежек.
(Капуста.)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
(Морковь.)
Кругла, да не луна, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь.
(Репа.)
Без окон, без дверей полна горница людей.
(Огурец.)
Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает.
(Лук.)
Потом можно задать вопрос: «Как назвать огурец, лук, морковь, капусту одним словом?» (Овощи.)
Хорошо, если такие упражнения сопровождаются показом картинок, так как природа детского мышления требует наглядности.
На материале загадок о животных и насекомых можно проводить логическое упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны отдельно назвать зверей, отдельно — насекомых, например:
медведь («Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу»),
свинья («Хвост крючком, а нос пятачком»),
оса, пчела («Не мотор, а шумит, не пилот, а летит, не змея, а жалит»),
заяц («Маленький, серенький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык»),
жук («Два рога, а не бык, шесть ног, а без копыт»),
паук («Одежды не шьет, а ткань всегда ткет»),
еж («Сердитый недотрога живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной»),
белка (Она прыгать мастерица, она прыгать не боится, небольшой у нее рост, но зато пушистый хвост»),
лиса («длинный рыжий хвостище, сама умна, хитрища»).
Для упражнений на группировку обычно достаточно 4—5 загадок.
Упражнения типа «кто лишний и почему?». Дети отгадывают, например, две-три загадки о птицах и одну загадку о каком-либо животном:
дятел («Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник»),
гусь («В воде купается, а сухим остается»),
грач («Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей»),
баран («По горам, по долам ходит шуба да кафтан»).
А потом задается вопрос: «Кто лишний и почему?» Дети отвечают: «Баран, потому что гусь, грач, дятел — птицы, а баран — животное».
Сравнение. Для этого упражнения можно использовать любые загадки. Например, предложив детям отгадать загадку о елке («Что это за девица, не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год»), можно спросить их, какие еще хвойные деревья они знают, и попросить сравнить ель и сосну. Или верблюда («Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам») и слона («Я стою разинув рот: носом пищу зверь берет! Подхожу к нему с вопросом: вы и воду пьете носом? Он отвесил мне поклон, я сказал: чудак вы, слон»); бабочку («Шевелились у цветка все четыре лепестка, я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел») и кузнечика («На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскачь»). Такие упражнения развивают речь детей, формируют навыки построения предложений, развивают наблюдательность. И здесь тоже большую помощь могут оказать картинки.
Загадки используются и для составления словосочетаний. Например, отгадав загадку о топоре («Кланяется, кланяется, придет домой, растянется»), пиле («Принялась она за дело, завизжала и запела, ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб»), ножницах («Два конца, два кольца, посередине гвоздик»), молотке и гвоздях.
«Как столкнутся — стук да, стук,
тишину вспугнут вокруг,
толстый тонкого побьет —
тонкий что-нибудь прибьет»,
дети отвечают на вопросы: «Что делают топором?» (Рубят, колют.), «пилой?» (Пилят.), «ножницами?» (Обрезают, режут, стригут), «молотком?» (Прибивают, забивают.)
Или загадки о животных можно использовать для составления словосочетаний «кто как голос подает»:
корова («Посреди двора стоит копна, спереди, вилы, сзади метла»),
кот («Живет в доме хозяин, шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие. Днем спит или сказку говорит, ночью бродит, на охоту ходит»),
лягушка («Скачет зверушка, не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка») —корова мычит, кот мяукает, лягушка квакает.
И наконец, почти любую загадку можно взять как исходный материал для составления предложения со словом-отгадкой. Нецелесообразно говорить детям: «Составьте предложение с таким-то словом» (например, со словом черепаха после ответа на вопрос: «Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто?»), так как сам термин «предложение» еще незнаком им и они не поймут нашего требования. Умению составлять предложение надо учить, и лучше всего это делать, добиваясь полного ответа на предложенный вопрос. Например: загадка о воробье («Маленький мальчишка в сером армячишке по двору шныряет, крошки собирает»).
Детей можно спросить: «Где живут воробьи, чем они питаются, кто является врагом воробьев?» Животный и растительный мир более близок и понятен детям, он окружает их, и наблюдательный глаз ребенка подмечает все детали, а восприимчивая память фиксирует их. Или с помощью загадки о гнезде («Без рук, без топоренка построена избёнка спросить: «Кто вьет гнезда? Где вьют гнёзда вороны, аисты?»
Дети любят загадки, хорошо их понимают часто по аналогии с услышанными пытаются составлять загадки сами. Все это позволяет сделать вывод, что загадки могут быть эффективным средством развития детской речи и мысли. Ими можно пользоваться и для знакомства с разными значениями слова, с новыми словами, и для развития простейших мыслительных операций, что в целом обогащает и уточняет словарь, развивает мышление. Загадка дает как бы словесный портрет предмета и явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/16/picture-469560-1408164891.jpg)
Загадка, как средство развития речи детей с ОВЗ. Консультация для педагогов.
Поиск новых форм и методов коррекционного обучения, необходимость повышения внимания к развитию личности ребёнка – актуальные задачи для специалистов образовательного...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383430-1389803740.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: "Загадки, как средство развития речи детей".
Общеизвестно, что чем выше общее развитие ребёнка, тем лучше развита его устная речь, соответственно, тем быстрее он овладевает при школьном обучении навыком чтения. К моменту поступления в школу у бо...
Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста
Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/18/picture-917861-1492547439.jpg)
Консультация для родителей "Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию информацию о богатейшем значении загадки в развитии ребенка. Так же здесь вы найдете материал по обучению составления загадок вашими детьми....
"ЗАГАДКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Загадка как средство развития речи...