Формирование связной монологической речи с опорой на графические планы - схемы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Королева Любовь Борисовна

Обучение дошкольников пересказу с использованием графических планов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование связной монологической речи

с  опорой на графические планы - схемы.

               В последние годы и родители, и педагоги все чаще жалуются на проблемы, связанные с формированием связной речи у детей 5-6 летнего возраста: ребенок не может составить связный рассказ, описать какой-либо предмет или явление, речь детей бедна и примитивна.

Школьные педагоги указывают на неумение детей  составить план текста, написать изложение, сочинение. И поскольку, в основе письменной речи лежит контекстная, монологическая речь, то несформированность  монологической речи в дошкольном возрасте влечет за собой трудности в обучении детей в начальной школе.

Анализ уровня сформированности связной речи у детей позволил выявить следующие трудности в овладении основными ее видами: пересказом, составлением описательных рассказов и рассказов по сюжетным картинам. В своих самостоятельных высказываниях дети нередко лишь перечисляют изображенные предметы, действия, останавливаются на второстепенных деталях, упуская главное в содержании. Нередко дошкольники пропускают целые фрагменты, отчего рассказ становится непонятен для окружающих. Кроме того, при  пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической последовательности изложения.

Таким образом, несформированность связной речи у детей 5-6 летнего возраста привели к необходимости смещения некоторых акцентов в коррекционной работе и разработке специальной методики проведения занятий. Данная  методика направлена на развитие связной монологической речи посредством использования графических планов.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства наиболее целесообразно использовать наглядные смысловые опоры, т.е. графические планы-схемы. Поскольку, как показывают исследования, наглядный материал усваивается лучше вербального. ( Т.В. Егорова,1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Используемая методика по обучению детей связной речи предполагает опору на графический план и при составлении описательных рассказов, и при работе над пересказом, и для заучивания стихотворения наизусть.  

Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве взрослого, путем систематического обучения.

Начальным этапом развития монологической речи является обучение ребенка пересказу литературного произведения. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям  дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

           Для пересказа используются небольшие рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Работа над текстом строится по следующему плану:

  1. Проведение вводной беседы, которая подводит детей к основной мысли произведения.
  2. Первичного прочтения текста, после которого проводится беседа по содержанию произведения. При этом, вопросы формулируются таким образом, чтобы они побуждали детей отвечать полным ответом как можно ближе к художественному тексту, используя не только словарь, но и синтаксис текса.
  3. Составление словесного и одновременно графического планов. Педагог силуэтно зарисовывает основные фрагменты произведения, используя символы предметов (так для обозначения мороза используем изображение рукавички или шапки), а для передачи чувств - пиктограммы (удивления, радости, злости и т. д.).  Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
  4. Повторное чтение текста с установкой на пересказ.

При использовании только словесного плана на данном этапе дети пересказывают текст, как правило, с большими паузами, и взрослому приходиться своими вопросами помогать ребенку, так как словесный план дети не всегда могут удержать в памяти. А графические наглядно-представленные схемы-планы помогают дошкольникам последовательно и логично выстраивать свое высказывание, наиболее полно, без смысловых скважин воспроизводить текст.  

Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно  обсуждаем различные варианты и отбираем наиболее удачные, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения.

           Использование данной методики на протяжении последних пяти лет позволяет говорить о ее высокой результативности при обучении детей пересказу.

В частности,  дошкольники быстро овладевают умением связно и последовательно излагать свои мысли и передавать литературный текст. В дальнейшем, в своей самостоятельной речи дети активно используют образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.  Помимо этого, умение интересно рассказать и заинтересовать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкитерапии при формировании связной монологической речи дошкольника с ОНР

К числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного...

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Формирование связной монологической речи у дошкольников

В настоящее время много детей, имеют те или иные нарушения речи. Отсюда возникает потребность в методических рекомендациях по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих н...

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР

Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР...

Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий

Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....